Ангелы и демоны фильки суханова девятая часть 9

Сараева
Небольшой, но крепкий род шаманки Югры, почитался не только среди остяков, но и  северные вогулы (манси), были наслышаны о чудесах, что  творила самая уважаемая среди шаманов, пятидесяти летняя Югра.
Примечательным было то, что древнейший род   Югры, произошедший от самой прародительницы рода шаманов, «Белой Нельмы», никогда не покидал, единожды выбранного места стоянки.

Стойбище Югры  располагалось на берегу притока Оби,  километрах в тридцати выше поселка Крутой Яр. С одной стороны, стойбище оберегали духи  рыбной безымянной протоки. С другой стороны, вплотную подступала, богатая зверем , ягодная тайга.
И река и тайга, были для ханты, родным домом. Своего рода, хорошо  изученной книгой, со всеми ее тайнами, неожиданностями и интересными моментами.
 Чуть выше стойбища,  дальше к истоку речушки, начинались знаменитые, Васюганские  болота, изобилующие  не только клюквой.
Десятки небольших озер, «кипели» икряным карасем и черным, озерным окунем.

Примечательно было то, что самое ближнее к стойбищу озеро, под названием «Шаманское», и зимой, и летом  исходило паром. Озеро не соединялось с болотами. Оно лежало в твердых, песчано глинистых отложениях.
В озере не выживала никакая рыба или иная живность. И только крохотные,  красно коричневые рачки, копошились у самого берега, подальше от активного центра озера.
Отнерестившись, рачки тут же погибали, накапливаясь у самого берега.  Волны озера выплескивали их на сухое место, образуя вокруг озера, коричневые соленые отложения. Перегнивших рачков, ханты использовали, как мы используем лечебную грязь. Ею натирали больные места, прикладывали к долго не заживающим ранам.
И эти процедуры, приносили свои, заметные плоды.
Людям становилось гораздо легче.
В самые лютые морозы, слегка, лишь, подстывали  только прибрежные воды озера. БОльшая его часть   оставалась свободной ото льда. Летом вода в озере, казалась кипящей от миллионов, крохотных пузырьков что поднимались с его дна.

В центре озера, временами поднимались невысокие фонтанчики,  горячей воды.
Видимо озеро  подпитывалось термальными водами из глубоких разломов, что образовались при движениях земной коры.
Судя по пузырькам воздуха, озеро скорей всего, имело в себе большое количество ионов  родона, серы и солей. 
Из-за небольшой солености и  не очень приятного запаха, вода в озере, в пищу не годилась.
А вот купались в ней ханты, с удовольствием. 
Как известно, угорские народы, не очень любят водные процедуры. Но  шаманки  рода «Белой Нельмы», из года в год, заставляли  и детей, и взрослых, принимать не долгие ванны удивительного озера.
Такие ванны, снимали с людей усталость, хорошо помогали при болезнях суставов, женских недугах.
После  нескольких купаний, у охотников быстрее рубцевались, полученные на промыслах раны.
Весь род шаманки, истово оберегал свое волшебное озеро от чужаков.
Сама Югра, так же как ее мать Шаура,  бабка Югана и все предшествующие им, шаманки, принимали короткие, озерные ванны,   едва ли, не ежедневно,  прерывая свое увлечение, лишь в самые морозные месяцы зимы.

Ни один, даже самый уважаемый вождь другого племени,( не говоря уже, о простых людях), не имел права, приехав без приглашения, окунуться в волшебное озеро.
Чтобы принять лечебную ванну, к Югре засылались гонцы с богатыми подарками.
И только с величественного разрешения шаманки, люди из других племен, иногда пользовались лечебными свойствами озера.
Но это случалось не часто. Югра не любила делиться «своим» богатством, даже за очень хорошие подношения.
Добра у нее хватало в избытке и без подношений со стороны.
Охотники ее рода,  задабривали всемогущую шаманку всем, что бы не пожелало ее сердце.
Еще больше подношений, получала шаманка за свою удачную, врачебную деятельность.

Югра была первой в роду, бездетной шаманкой. Ни волшебное озеро, ни  многочасовые камлания, не смогли помочь ей  воспроизвести  себе замену.
Осознание того, что ее знаменитый род шаманок, прервётся вместе с ее смертью, угнетало Югру, больше всего на свете.

Но, не  смотря на такое состояние души, шаманка никому не отказывала в помощи. Самую большую слабость она питала к роженицам, что прибывали к ней  со  всей округи.
Она умело  и ловко помогала женщинам, даже при самых тяжелых родах.
Видимо,  суровой с виду, женщине, доставляло истинное наслаждение, подержать в руках дитя. Хоть и чужого.

Шаманка сменила четырех мужей. Но ни один из них, не подарил ей  счастья материнства.
Югра сама, по своему усмотрению, выбирала себе мужей.
Она засылала своих гонцов в самые отдаленные стойбища, чтобы очередной супруг, случайно не имел, хотя бы отдаленной, кровной связи с ее родом.
Каждый очередной муж шаманки, был обязательно моложе ее предыдущего супруга.

«Забракованного» бывшего мужа, Югра спокойно, как шкуру оленя, дарила какой ни будь, овдовевшей женщине из своего рода.
Не было случая, чтобы кто ни будь, из избранных Югрой, очередных  мужчин, отказался от заманчивого предложения, стать мужем знаменитой шаманки.

Ханты, чаще всего, не обращают внимания, на разницу в летах жениха и невесты. И очень часто, «невеста» может быть старше жениха, на все тридцать лет.
Если, по какой-то причине, в семье ханты, погибает муж,  то его младший брат, обязан взять в жены   вдову брата. Бывало, что 15 летний мальчишка, женился на сорока летней вдове, обремененной кучей детей.

В то время, как почти все другие племена ханты, кочевали по раздольям Сибири, род Югры и все ее предшественников, поневоле, оставались оседлыми.

Здесь родились и прожили свои славные жизни,  не менее известные шаманки, прародительницы Югры.
Югра считалась второй по шаманскому мастерству, после бабки Юганы, самой знаменитой шаманки, известной с  18 века.
В семьях шаманок, рождались только девочки.  Если любая другая ханты, могла рожать едва ли не до глубокой старости, то  женщины шаманки, отчего-то, имели не более двух, чаще одной дочери. Девочкам, в той или иной мере, передавались материнские таланты и умение подчинять себе духов всех трех измерений.
Скорее всего, женщины рода Белой Нельмы, прямые потомки шаманок, обладали  непревзойденным мастерством ясновидения и гипноза.
А так же, они обладали недюжинным умом и талантом психологов.

Югра с детского возраста, легко заговаривала кровь, снимала боль и усталость со своих соплеменников.
Она предугадывала  изменение погоды за неделю раньше. Безошибочно пророчила каким будет год. Урожайным или нет.
Кроме того, она как и ее прародительницы, была непревзойденной травницей. В наше время, таких редких людей, называют «народными целителями».
 Югра была очень хорошей целительницей. К тому же, знаменитой шаманкой.
Югра разменяла пятый десяток, когда однажды в их стойбище попал незнакомый мужчина.


В то августовское утро, охотники  из рода «Белой Нельмы», возвращались из Томска,. Они  удачно сдали богатую добычу брусники в Заготовительный пункт города.
Посланцев Югры никто ни разу не ограбил за все время, существования  «Заготовительных пунктов».   Хотя  охотники других кланов, частенько попадали в преступные сети «левых» заготовителей.
Перед каждой отправкой своих людей с запасами добычи   в город, Югра подолгу «беседовала» с духами.
Она одевалась в полный «парад» шаманки и совершала головокружительные танцы с бубном и колотушкой.
В результате шаманских камланий,  «черные заготовители» обходили стороной посланников Югры, будто не замечали их богатой добычи, что проносили они, мимо преступников.
До сих пор, ученые всего мира,  пытаются дать хоть какое-то объяснение,  искусству многих шаманов,  сбывающимся предсказаниям  индейцев Майя, монахов, Буддистов  и других представителей различных верований и религий.
Как бы то ни было, но заговоры Югры, действовали безотказно.


Люди шаманки Югры, не торопясь гнали порожние лодки , возвращаясь в свое стойбище.
 Они, как и все остальные лодочники, шли мимо пологого берега реки. С той стороны, где тайга отходила дальше от берега. Прибрежная вода в реке, здесь была гораздо чище от всякого рода мусора и топляков.
Впереди послышался невыносимо тоскливый,  вой собаки.
Собачий вой, казалось, раздавался из прибрежной травы, совсем близко у берега, мимо которого пробирались две лодки ханты.
«Однако,  как по покойнику пес воет», - проворчал один из охотников, пытаясь рассмотреть собаку в высокой траве.
Сделав еще пару гребков веслом,  ханты увидел  сидящую у воды, крупную собаку.
Пес тоскливо выл, задрав к небу лобастую голову.
«А что это, там в воде?- заволновался ханты.  - Человек однако! Видать, утоп рыбак. Вишь, как пес убивается».
Подогнав к берегу  лодки, четверо сбытчиков ягоды, вышли на берег.
Незнакомец находился почти полностью в воде. Лишь седая голова его, покоилась  на прибрежной траве.

Мужчина лежал на животе, уткнувшись лицом в траву.
«Глянь, Порха, стрела в спине. Убийство тут произошло. Видно кровную вражду, кто-то  свершил!»- взволнованно воскликнул один из ханты, обращаясь к старшему в их группе.
«Это дело не наше. – хмуро отозвался Порха.  - Давайте беднягу  повыше поднимем. Да в стойбище поспешим. Пусть шаманка укажет, что с ним делать».
 Пес прекратив вой, кинулся к людям,. Преданно заглядывая им в глаза, он словно молил их, помочь его хозяину.
Порха, подхватив погибшего под руки, потянул того выше от воды. И в этот момент, до чуткого слуха ханты, донесся едва уловимый стон.
Пострадавший был жив!

Через пару часов, несчастный ханты, вместе с его верным псом,  был доставлен к пестрому  от разноцветных лоскутков, чуму шаманки Югры.
У шаманки было несколько чумов. В одном, она жила со своим мужем, занимаясь повседневными делами, как обыкновенная жена обыкновенного охотника.
Во втором, хранился богатый запас ее мехов, подаренной посуды, ,  фабричные куски ткани, и прочие богатства, полученные Югрой за ее шаманскую и врачебную практику.
В третьем чуме, куда охотники принесли раненого незнакомца, Югра занималась врачеванием. Здесь хранилось огромное количество всевозможных трав и настоев, самодельных мазей и припарок. В крапивных мешочках, подвешенных под крышей чума, хранились сухие  грибы.
Причем, далеко не те, которые человек привык употреблять в пищу.
Здесь были галлюциногенные сборы,  отвар которых, помогал Югре войти в глубокий транс, при шаманских камланиях.
Другие грибы, вызывали у человека, полную нечувствительность к боли.
Третьи сборы,  имели свойства самых современных антибиотиков.
Были здесь грибы снотворные, веселящие, как вино. Были такие, что хорошо помогали при  сильнейших нервных расстройствах.

Только сама шаманка и парочка ее приближенных помощниц из близких родственниц, разбирались в подобных грибах.
Секрет свойств этих опасных грибочков, передавался  шаманкам из поколения в поколение.
Здесь же хранилось шаманское одеяние Югры. Ее  ритуальный бубен,  колотушка и прочие атрибуты шаманизма.
Пожалуй самой большой гордостью Югры, был кожаный футляр с набором самых настоящих,  медицинских инструментов.
Больше  всех остальных инструментов, по сердцу Югре пришлась  трубка,  для прослушивания работы сердца и  легких.
Этот набор подарил шаманке заезжий доктор из русских.
Он прибыл в их стойбище в числе с какой-то, научно исследовательской экспедиции.
Один из участников экспедиции, ужаленный болотной гадюкой, умирал на глазах. И доктор ничем не мог помочь бедолаге.
У пострадавшего оказалась сильнейшая аллергия на  противоядие от укусов змей и насекомых.
Молодой парень задыхался от  отека легких, умирая на глаза доктора.
Кто-то из ханты, позвал шаманку. И та, с легкостью, спасла умирающего, напоив того отваром из своих «волшебных» грибочков.
Но сколько бы ошарашенный доктор, не выпытывал у Югры  ее секретов, шаманка оставалась непреклонной.

И только после того, как доктор подарил ей  свой набор медицинских инструментов, она пошла на небольшую уступку.
Югра, в свою очередь, передала доктору часть  сушеных грибов, подробно объяснив их действие и способы применения.
Но показать грибы "вживую", в местах их произрастания, Югра отказалась категорически.
«Духи рассердятся. Силу мою отнимут», - объяснила она свой отказ доктору.
Говорят, что тот Томский доктор, после удивительного случая со спасением умирающего парня, забросил официальную медицину. И стал хорошим гомеопатом.

Угорские и многие другие племена, никогда не знавшие официальной медицины,  прекрасно справлялись с многими эпидемиями и заболеваниями различного характера.
Дети Природы  любили и оберегали свою мать. И она, в благодарность им за искреннюю любовь и заботу, открывала тайны познания во многих областях. В  том числе и в природной медицине.

Доставленный в чум шаманки, раненный стрелой незнакомец, оказался одним из самых тяжелых пациентов Югры, за всю ее практику .
Для начала она   выслушала сердце мужчины. Убедившись, что охотник   едва жив, Югра принялась за дело. Тщательно промыв  пузырящуюся сукровицей  рану  травяным отваром, Югра осторожно но решительно, извлекла из груди  мужчины, черную обожженную стрелу.

Муж Югры, тридцатилетний остяк Сертуш, прихватив стрелу, отправился к месту «посиделок» мужского населения стойбища.
Кто ни будь, из старых охотников,  толпившихся  в центре стойбища, мог знать, кому принадлежит стрела.
Но с десяток мужчин, тщательно изучивших  сей смертоносный предмет, не смогли сказать ничего определенного.
«Чужак, однако, побывал в нашей тайге. Надо собрать отряд и прогнать врага за пределы  владений Югры», -пришли к выводу  охотники.

А шаманка между тем, вплотную занялась раненым незнакомцем. Стоило ей лишь, прищелкнуть пальцами, как две прислужницы Югры, тут же обрядили ее в традиционный наряд шаманки.
Югра быстро отдавала короткие приказы. И тут же, в ее руки подавалась та или иная берестяная посудина с мазью или  травяным сбором.
На жарко пылающем огне, закипел чайник. В нескольких специальных жестянках, заваривались драгоценные  грибы, на которые  Югра, возлагала  особо большую надежду.

Проглотив изрядную порцию отвара  наркотических грибов, Югра несколько минут, сидела неподвижно, дожидаясь необходимого для себя эффекта.

Полноценно лечить  больного, она начинала лишь тогда, когда входила в необходимое состояние транса.
Непосвященному человеку, наверное, невозможно понять,  каким образом, находясь в неадекватном состоянии, шаманка, так точно могла видеть все, (   или почти все), что происходило в организме и  мозгу больного.


Стены шаманского чума, раздались вширь. Затем исчезли вовсе. И Югра ясно увидела безжизненную, каменистую пустыню, по которой, медленно двигалась бледная человеческая тень, сопровождаемая мелкими черными сущностями. Они взяли «человека» в крепкое кольцо.  Подталкивая  со всех сторон,  они вели его, к черному провалу в центре пустыни.
Опустившись на четвереньки, шаманка подбежала к  неподвижному раненому, лежащему на оленьих шкурах.
Уткнувшись носом в ухо охотника, Югра громко завыла,  талантливо подражая тоскливому вою собаки.
Душа  раненого, уводимая прислужниками  Кынь Лунка,  готовилась  спуститься в нижний мир мертвых.
Остановить душу, покидающую мир живых, мог только тот, кого охотник очень сильно любил при жизни.
А уж своего пса, он не мог не любить.
И Югра «плакала» собачьими слезами, умоляя своего хозяина одуматься и вернуться к  своему осиротевшему псу.

Одна из помощниц, в это время, растирала мазями, освобожденное от одежды, тело раненого. Вторая  женщина, по каплям вливала в  его рот,  густой отвар грибов, на которые ей указала шаманка.
Это были грибы, содержащие огромное количество природного пенициллина.
В какой-то момент, «собака»  обрадовано затявкала. Шаманка ясно увидела растерянное лицо раненого, остановившегося у черного провала.
Не смотря на отчаянные усилия, черных тварей, толкающих его к провалу,  охотник крепко держался на ногах.
Оглянувшись на прислужниц, Югра сделала знак рукой, понятный только помощницам.
И тот час, те принялись бормотать  необходимые заклинания.
Толпа  людей, собравшихся у входа в чум, присоединилась к голосам женщин.
На землю полилось молоко оленух и кровь только что забитого, жертвенного олененка.
Люди задабривали духов земли, прося их помочь живому вернуться к живым.
Весь остаток дня и всю ночь, продолжались камлания и заклинания, выкрикиваемые людьми разного возраста и пола.
Югра совершенно охрипла, пытаясь вернуть раненого  из долины мертвых.
Едва она прекращала подражать собаке, охотник слабел. И тут же, злые духи набрасывались на него, пытаясь столкнуть в яму.
И обессилившая шаманка, подбодрив себя, очередной порцией наркотических грибов, снова принималась  выть и лаять, ничуть не уступая в своем искусстве, настоящему псу.

 Раненый незнакомец, вырвался из плена черных тварей в ту секунду, когда  августовское солнце,  едва коснулось лучом чума шаманки.
Югра, едва ли, не замертво, свалилась у костра.
Не менее уставшие прислужницы, оттащили шаманку дальше от огня, чтобы ее волосы, почти касающиеся раскаленных углей , не запылали,  как факел.
Не один десяток раз, помощницам Югры, приходилось участвовать в подобных мероприятиях.
Но  данный случай, был особенно выматывающим.

Прежде, чем отправиться на отдых самим, они,  уцепившись за шкуры, на которых лежал раненый, оттащили его, к самому выходу.
  В чуме было невыносимо жарко. Женщины  отвернули и закрепили полог чума, чтобы  внутрь его, мог поступать свежий воздух.
Пострадавшего, находящегося в глубоком забытье, еще раз, щедро напоили  грибным отваром, содержащим антибиотик.
Затем, ему сменили пропитанную черной сукровицей, повязку.
Из легких раненного, выходила вся та, опасная дрянь, что успела скопиться в пробитом стрелой, легком.
И  добровольные «медсестры» увидели это, по цвету выделений из раны охотника.

Около месяца, неизвестный пострадавший, находился между жизнью и смертью.
Обозленный Кынь Лунк, взбешенный тем, что его жертву отбили у него «под самым носом» , вновь и вновь, напускал на раненного, своих черных упырей.
Югра почти не отходила от  своего подопечного, отпаивая его своими волшебными снадобьями.
Спасти незнакомца, вырвать его из лап, своего врага, Кынь Лунка, стало для Югры, делом  ее шаманской чести.


Из его  бредовых бормотаний, она мало что поняла. Охотник оказался на редкость молчаливым. А заглянуть в мысли раненого, Югра могла лишь, самостоятельно погрузив того, в состояние искусственного, гипнотического сна.
Но для этого, он должен был, находиться в памяти и рассудке.
Ухаживая за незнакомцем, Югра неожиданно для себя, влюбилась в него, по настоящему, впервые в жизни.
Не зная имени подопечного, она назвала его Унху. В переводе на русский, это значило, - Большой Человек.
Раненый незнакомец сразу же привлек вынимание  людей стойбища, своим высоким ростом.
Югра ничуть не переживала по поводу своего мужа, тридцати летнего Сертуша. Так же, как не переживала по поводу осуждения ее чувств к раненому охотнику, со стороны своих сородичей.
Никто не имел права указывать ей, как поступать и  что делать.
Никто и не стал бы ее осуждать. Даже, в тайне от других.
Югра была не просто шаманкой . Она была из касты неприкосновенных, великих шаманок, племени «Белой Нельмы».
И только она одна, имела право судить или приказывать, кому бы то ни было.

Сертушу Югра заранее подыскала новую жену. И ее тридцатилетний муж, не задавая лишних вопросов, вскоре переселился в чум молоденькой вдовы, недавно потерявшей мужа.

К началу сентября, раненый охотник, с новым именем  Унху, начал по немного возвращаться к жизни.
Первым, кого он увидел осмысленным взглядом, был крупный  пес. Он сидел рядом с постелью раненного, преданно заглядывая тому в глаза. Встретив взгляд хозяина, пес  взвыл и принялся облизывать горчим языком, лицо раненого.
«Это ты, Аго?» - едва ворочая языком, глухо прохрипел Ванхо.
Но почему, Аго? – тут же промелькнула мысль.  -  У меня кажется, не было собаки, по имени Аго». –Вялая мысль проползла в больной голове раненого. И тут же исчезла, забылась, вместе с кличкой верного  пса.
Ванхо вновь провалился в тревожный сон, полный пугающих образов и видений.
Он не слышал, как сильная рука Югры, приподняв его голову, влила в его рот,  несколько глотков горького отвара.
 Возвращение  к жизни, происходило медленно, словно помимо воли Унху – Ванхо.

. Что-то угнетало рано поседевшего Ванхо, не давая ему полноценно радоваться «новому рождению».
Он ничего не помнил из прошлого. Даже своего имени. Ванхо был уверен, что имя его Унху.
 Словно  предательская стрела родного брата, пробила  не только его легкое. Она унесла с собой, большую часть его памяти. И главное, полностью разрушила желание человека, вспоминать о том, что было раньше. И кем он был раньше.

 Из объяснений «супруги» Югры, он уяснил, что пострадал от  случайной стрелы   неопытного охотника.
И злые демоны, забрали его память, пока он лежал в беспамятстве в «своем» чуме.
Ванхо не догадывался, что влюбленной в него шаманке, была выгодна его амнезия. И она не торопилась сделать что либо, чтобы вернуть ему память. А вместе с ней, вернуть ему прошлое.
 
Временами, Унху –Ванхо, накрывала волна паники. И тогда он начинал задыхаться, от непонятного страха.
Югра, забросив все свои сопутствующие ее положению заботы, переключила все внимание на своего подопечного.
Мудрая и  опытная врачевательница, прекрасно понимала, что «копаться» в мозгу Унхо, пытаясь узнать о нем, побольше, еще слишком рано.
Ее подопечный должен был окрепнуть .
Организм  молодого охотника, помимо его желания, быстро приходил в норму. Но вот мозг Ванхо, по прежнему, находился в плену  тех злых демонов, что проникли в его голову, вместе со злобными мыслями  братоубийцы.
Югра заметила, что больной очень сильно пугается воды.
Когда она, со своими помощниками, попыталась погрузить  его,  в целебные воды озера, с Унху случилась самая настоящая, не солидная истерика.
И  в этом случае, умная женщина, все поняла.
Получив стрелу в  спину, Унху тонул. И видимо, понимал это. Он мог воочию встретиться с демонами смерти. И лишь чистая случайность, да еще верный пес, не дали  черным  духам , завершить  начатое дело.
Пережитый ужас смерти от утопления, подсознательно жил в мозгу Унху. И от этого, он боялся воды.
Но  как известно, время это лучший лекарь.
Шло время и Унху постепенно возвращался к полноценной жизни. Он по прежнему ничего не помнил.
И над этим, не мало потрудилась его новая жена.
Югре, без особых усилий, удалось заблокировать память Унхо.
Это она с помощью гипноза и прочих проявлений своей силы, сделала так, чтобы Унхо боялся воспоминаний.

 Привыкнув к своему состоянию, он сделался немного  активнее.   К середине сентября, Унху вполне мог обходиться без посторонней помощи.
Вполне серьезно, считая Югру своей супругой, он охотно подчинялся женщине, видя непререкаемый ее авторитет в клане.
Забыв обо всем, что было с ним раньше, он тем не менее, не забыл главных обычаев и законов жизни  своего народа.
Шаманка в клане,  для всех, (и для Ванхо тоже),   была наместницей всех  небесных, наземных и подземных божеств и духов.
Ванхо понимал, что  он должен гордиться почетной ролью мужа знаменитой шаманки.
Но что-то мешало ему, почувствовать свою исключительность.
Что-то томило, не давая покоя сердцу.
Временами, какие-то смутные образы и  казалось бы, незнакомые имена, всплывали и тут же гасли в его мозгу.
В такие моменты, Ванхо  охватывала очередная волна непонятной тоски и душевного томления.
Что –то важное для себя, оставил он в той жизни, о которой ничего не помнил.
Но он искусственно, гнал от себя  попытки выбраться из плена забытья. Ванхо чувствовал, что воспоминания  не принесут ему желаемого покоя. А  только добавят страданий  его неспокойному сердцу.
Не смотря на полную потерю памяти, Ванхо чувствовал, что  с ним случилось что-то страшное, немыслимо тяжелое.
И случайная стрела, неопытного охотника, тут ни при чем.
Шло время. Закончился сентябрь.
Вместе с сентябрем, закончился сезон «шишкования».
Честь  созревшей шишки, что не успел взять человек, растащили по своим кладовым, бурундуки и белки. Часть перезревшего ореха  просыпалось на землю.
И здесь шло пиршество  меньших братьев человека.   Не только мелкие зверушки, но сам хозяин тайги, медведь, нагуливали жирок перед долгой зимней спячкой.



Октябрь выдался непривычно сухим и теплым для этих мест.
Открывать сезон охоты, было еще, слишком рано..
Большая часть жителей таежного Васюгана, пользуясь сухой погодой, заготавливала  клюкву. Для своих нужд и для сдачи в государственные учреждения.

 Только эта крепкая ягода не успела еще  «отойти». Хотя, клюкву можно собирать, даже весной, из-под растаявшего снега.  Она не «отойдет» еще долго.

Но весной, она мягкая и часто сопревшая. А в октябре, знаменитая северная ягодка,  считается самой полезной., самой витаминной.
Ванхо настолько окреп, что вполне мог выполнять  посильную работу. Не престало молодому охотнику, сидеть на шее  у знаменитой своей супруги.
С раннего утра, в компании десятка соплеменников, он отправился на клюквенные болота.
Югра, выйдя следом за Унху из чума, с бормотанием, вылила ему вслед, жестянку    оленьего молока.
Она «покормила» своих подручных духов,  прося их приглядывать за своими соплеменниками. Особенно, за Унху.
Клюквенные болота начинались сразу же, за Шаманским озером.
Но ягода с края болот, была выбрана.
И добытчики, гуськом, след в след, двинулись вглубь болота.
Ванхо шел замыкающим. Он дышал всей грудью, с удовольствием оглядывая незнакомые места. В груди, там, куда вошла стрела, немного покалывало.

Но общее состояние охотника, было вполне сносным. Первые заморозки, убили всю кровососущую живность тайги.  Ясное небо и безветренная прохладная погода, действовали на Ванхо умиротворяюще.
Впервые после «нового рождения», Ванхо чувствовал себя, так  хорошо и спокойно.
Рядом с ним, бежал его верный пес, корого Югра назвала Урчи.
Всякий раз, когда Ванхо  произносил новую кличку Аго, тот недовольно огрызался. Но вскоре привыкнув к новому имени, он стал отзываться на него, с готовностью бросаясь на зов хозяина.
Ванхо  старался ни о чем не думать. Любые мысли о прошлом, непременно приносили с собой панику и головные боли.
Ванхо не догадывался, что это дело рук его «жены», шаманки Югры.
Немолодая женщина,  легко меняя надоевших мужей, впервые всерьез,  влюбилась сама.

Она не была злой разлучницей, бессердечной и безжалостной. 
Но Югра прекрасно понимала, что у такого заметного, симпатичного мужчины, как ее Унху, где-то есть жена. Молодая и  свеженькая, как новая луна.
 И конечно же, есть дети. А она, известная на всю округу, самая уважаемая шаманка, не имеет возможности родить ребенка.
Югра мало надеялась на то, что Унху подарит ей дочь.
Но он и  только он, мог компенсировать ей ребенка,  своей лаской и вниманием.
И шаманка шла на все, чтобы добиться от Унху не только полного подчинения своей воли.
Но и ответного чувства от него.
Она была шаманкой. Властной и привыкшей к полному подчинению ей людей всех рангов и сословий. Даже самый уважаемый вождь, самого большого племени, не смел перечить Югре.
Она не привыкла считаться  с личными чувствами ни своих соплеменников, ни людей других кланов. .
 . Для нее, собственные амбиции, были рождены вместе с ней.
Проводив  охотников за клюквой, Югра вернулась в свой «лечебный»  чум. Здесь больше, чем в других ее жилищах,, находилось фигурок всевозможных идолов, богов и божков.
Чтобы они не  смели отвернуться от шаманки, Югра ежедневно «кормила»  своих духов.
Идолов у Югры было много. Фигурки из дерева, глины. Куклы пошитые из остатков оленьих шкур, располагались где угодно. На полу, на полках, на оленьих рогах, в стенах чума.
И каждый идол, имел свое, определенное предназначение.
Югра безошибочно ориентировалась в именах и предназначениях, десятков домашних идолов.
Шаманка отвернула край оленьей шкуры,  укрывающий пол чума.
Из небольшого углубления в полу, она вынула на свет божий, небольшой глиняный сосуд, наполненный загустевшей кровью, жертвенного олененка.
Обмакивая палец в кровь, Югра принялась смазывать ею, губы своим многочисленным идолам. При этом, она не забывала бормотать только ей известные заговоры.

В чум заглянула одна из помощниц Югры.
«Великая шаманка, должна знать. К нам пожаловал одинокий гость по имени Семка. Он ищет своего пропавшего товарища, по имени
Ванхо Осетров. В августе, он вез к великой Югре, свою беременную жену. Но вот уж,  минуло два месяца, а  роженица с мужем, не вернулись в сое жилище в поселок Александрово», - смирено потупив глаза, сообщила помощница.
В голове шаманки завертелись яркие картинки неожиданно нахлынувшего на нее видения.
«Ванхо Осетров!?- Югра хорошо знала это имя. Ванхо, старший сын Кучума, вождя уважаемого племени, «Белого Оленя».
Шаманка знала по именам, всех вождей племен ханты, на тысячу километров в округе. Далеко не всех, она знала лично.
Но имена вождей, она обязана была знать по статусу.
Её Унху сын вождя, его приемник, претендент на роль вождя , после смерти отца?

 Но что за беременная жена была у Ванхо. И где она сейчас?   И как такое могло случиться, что Югра не увидела такого, в мыслях спасенного ею охотника? Видимо, она стала терять свой дар? Или подвластные ей духи, за что-то обиделись на Югру, если сокрыли от нее такую важную информацию?»

«Эльга должна обойти все стойбище Югры. Зайти в каждый чум и   запретить моему народу, разговаривать с гостем. Никто не имеет права говорить чужакам о том, что в стойбище Югры, появился новый человеку  по имени Унху. Эльга все поняла? – строго спросила шаманка,  обращаясь к помощнице.

«Эльга не смеет ослушаться  великую Югру.  Гостя Семку  проводить в чум Югры?»
Получив утвердительный ответ, Эльга немедленно покинула чум шаманки.
Проводив  гостя из Александрова, к чуму Югры, Эльга со всех ног, кинулась исполнять приказание шаманки.
Семка Куликов  не мог понять, что случилось с его другом и его беременной женой. Подходил к концу второй месяц, как они с Ванхо распрощались у  рыбацкого катера, на берегу проточки.
Через пару дней,Семка с богатым уловом, был доставлен в Александрово, новыми друзьями.
Через несколько дней, он отправился в дом Анны Васильевны, уверенный сч    в том, что Ванхо вернулся домой.
Но его встретила совсем разболевшаяся, встревоженная женщина.

Она была обеспокоена долгим отсутствием Ванхо,  еще больше, чем Семка.

«Господи! – разохалась учительница, увидев Семку. – Да не уж-то, с Настенькой что не так? Пора бы им домой воротиться. Хоть бы Ванхо сам приехал. Может все же, он решил дождаться выздоровления Насти. Может быть, шаманка не отпускает мою девочку с сыночком. Боится за них. Подождем Семушка, еще недельку».

Но неделька проходила за неделькой, а Ванхо с Настей, словно в воду канули.
А потом, у Анны Васильевны, случился острый сердечный приступ. Видимо, на фоне переживания за своих квартирантов.
Молоденькая медсестра, решила отправить  старую учительницу в Томск.
Но Анна Васильевна, скоропостижно умерла, не успев дождаться нормальной, медицинской помощи.
Смерть заслуженной учительницы, выпустившей в жизнь  несколько потоков учеников, на долго  притормозила привычную жизнь Александровцев.
Об исчезновении Ванхо с Настей, на некоторое время было забыто.
Но Семка чувствуя свою вину в том, что оставил друга без присмотра, никак не мог успокоиться. Перед самым ледоставом, он выбрал время, чтобы посетить стойбище шаманки Югры.
До поселка Крутой Яр, его доставили новые друзья рыбаки.
Пока не замерзла протока, славившаяся сырком, они решили порыбачить в устье речки.
Путь по обмелевшей, забитой топляком речушке, Ванхо проделал на маленькой лодке долбленке.Югра встретила нежданного и нежеланного гостя с затаенной опаской.
Она боялась, что Семка успел расспросить ее людей заранее. Но Семен ничего не знал.
«К великой Югре в августе  приходил охотник Ванхо Осетров.  Он привез русскую жену Югре? Наття должна была родить сына. Но жена Ванхо слаба и худа. Она не смогла бы, обойтись без помощи Югры», -  с надеждой спросил Семка,  ловя непроницаемый взгляд шаманки.

«Югра знает Ванхо Осетрова . Он сын великого вождя Кучума из племени Белого Оленя. Но видеть лично наследника Кучума, Югре не довелось. И русскую девку Наттю, Югра не встречала. Видимо она родила в пути. Югра не может помочь Семке» - не моргнув глазом, объявила шаманка.
Больше всего, она опасалась, что гость пожелает остаться в стойбище на ночь.
Но Семка спешил.
Каждый день мог принести морозы. Октябрь для северной области Томска, что декабрь для средней полосы России.
«Может быть,, Ванхо решил вернуться в свое стойбище, чтобы стать вождем?-  пробормотал Семка в раздумье. – Но  до больших снегов, до стойбища Кучума, не добраться».
Попрощавшись с неразговорчивой шаманкой, Семка отправился в обратную дорогу.
А Югра, как самая обыкновенная женщина, заметалась по  чуму, перебирая в голове все возможные варианты, как удержать Ванхо около себя.

Дл этого, мозг ее мужа, должен быть под постоянным контролем шаманки.
Стоит Ванхо вспомнить о прошлом, он скорее всего, отправится на поиски своей русской жены.
«Весть о смерти вождя Кучума, еще не достигла ушей моих духов. Иначе, они  принесли бы мне ту весть. Когда Ванхо придет время стать вождем, я сама  отворю его мозг.
Главное, надо пройти большое камлание, чтобы мой Унху, навсегда забыл о русской девке.
Если он станет вождем племени Белого Оленя, я смогу объединить эти племена. И стану еще могущественней, чем прежде.
Зная свой народ, Югра была уверена, что о приезде Семки, никто не посмеет проболтаться ее мужу.
Так оно и случилось.
Вечером, того же дня, дождавшись возвращения Унху , Югра решительно взялась за дело.
Чтобы ввести Ванхо – Унху, в глубокий транс, ей не нужны были помощники.
Югра намеревалась, основательно «покопаться» в мозгу «своего   «мужа». И в этом деле, свидетели ей, были не нужны.
Ванхо безропотно принял из рук шаманки, внушительную жестянку, с густым грибным отваром.
Югра, облачившись в шаманский наряд, внимательно наблюдала за мужчиной. Дождавшись, пока взгляд Ванхо сделался бессмысленным, она завертелась вокруг Ванхо, как детская юла, у ног ребенка. Остановившись  рядом с ним, Югра несколько долгих минут,  напряженно смотрела в самую глубину его «плывущих» зрачков.

Постукивая колотушкой по натянутой коже бубна, шаманка негромко   выкрикивала, казалось бы бессмысленные фразы.

Но каждый ее жест, каждое слово, имело свой глубокий, сакральный смысл.
Убедившись, что Ванхо находится далеко, в другом измерении, Югра  сама приняла изрядную дозу наркотического отвара.
Она закружилась еще быстрее,  мысленно проникая при этом, в глубину сознания Ванхо.
«Как имя твое, охотник?
«Ванхо Осетров, сын вождя Кучума ,  из племени Белого Оленя»- монотонно, без всяких эмоций, отозвался Ванхо.
«Ты женат Ванхо, сын Кучума?» - прозвучал новый вопрос.
«Да. Первая жена Альма не  смогла родить мне детей. Она живет в стойбище моего отца. Я отказался от женщины, что пахнет рыбой.
Но у меня есть вторая жена. Ее зовут Наття. Она должна родить мне сына. Мы с ней идем на лодке, в стойбище великой шаманки Югры".

Ванхо вдруг, сорвался  со шкуры оленя, на которой сидел. Схватившись обеими руками за грудь, он упал  на колени. Лицо мужчины исказила гримаса боли и ужаса.
- Наття – закричал он во всю силу окрепших легких.
 - Наття, убегай. Убьют. Наття, где моя Наття?.» Волна непередаваемого ужаса,  пронзила окружающее пространство и острой спицей вонзилась в мозг шаманки.
И в этот момент, как на экране, Юрга увидела перед собой, корчившуюся в предродовых схватках,  русскую девушку. 
Отшатнувшись от кричавшего Ванхо, Югра попятилась,. Настолько сильным был тот ужас, что переживал в данный момент, введенный в транс, Ванхо.
Перед мысленным взором шаманки, с быстротой  бегущего олен, замелькали кадры последних часов жизни русской девушки.
Точно так же, как  видела она тень, уходящего Ванхо, Югра увидела образ русской.  Но не в черный провал подземного царства Кынь Лунка, вошла Настя.
Белой птицей, взлетела она, к приветливо синеющим небесам. И тут же следом за ней, в небо взвилась вторая птица, которую Югра приняла за новорожденного сына русской девушки.
Но кто стрелял в Ванхо? Кто осмелился покуситься на будущего вождя. Кто стал причиной смерти  русской девушки и ее ребенка?
Этого шаманка увидеть не смогла. По той простой причине, что  убийца не оставил следа в легко читаемом мозгу Ванхо.


Отпоив, все еще стонущего Ванхо, успокаивающими отварами трав, Югра уложила его на шкуры оленей. Содрав с себя  тяжелый наряд шаманки, она без сил, рухнула рядом с ним.
«Русская девка ушла в царство мертвых. Ребенка ее жаль. Был бы сейчас у меня ее сынок. И «мамой»  звал бы, когда подрос», -  засыпая пробормотала Югра.
Ванхо окончательно пришел в себя, только к полудню следующего дня. В отличие от шаманки, он не привык к галлюциногенным отварам.
Он не мог помнить ничего из вчерашних событий.  Но смутный отголосок тревоги, сердечного трепета и душевной боли, долго еще не отпускал мужчину.
Шаманка, естественно не нашла нужным посвятить своего Унху в  подробности его прошлого.
Она по прежнему, называла его Унху, делая вид, что он ее законный муж. И всегда им был.

Шли годы. Югра старилась. Но все еще,  ожидая вестей о смерти Кучума, надеялась стать единственной владелицей обеих кланов.
 Унху со временем, окончательно свыкся с ролью примерного охотника и уважительного супруга, самой знаменитой шаманки.
Вот только радость, навсегда исчезли из его взгляда. И сколько бы не старалась Югра, Унху неизменно оставался грустным и молчаливым.
А совсем рядом, в каких-то тридцати километрах вниз по притоке, в поселке Крутой Яр, его родной сынок, по имени Филька, покорно и терпеливо тянул свою сиротскую лямку.