Вечная соната

Лауреаты Фонда Всм
МАРИЯ РУНИЧ - http://proza.ru/avtor/mariarunich - ПЕРВОЕ МЕСТО В 137-М КОНКУРСЕ ПРОЗЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ
               
1.
Ранним сентябрьским утром я вышла прогуляться по нашей усадьбе в Гатчинском уезде. Кутаясь в длинную пелерину, я наблюдала осенний рассвет. Горько же плачет природа ночами по ушедшему лету, если каждое утро приветствует зарёй воспалённого цвета!
 
Сегодня мне должны нанести утренний визит сёстры Бельские. Я была в отъезде целых четыре месяца и им не терпится меня увидеть. Наверняка они будут расспрашивать меня про то, как сейчас в Европе, что нынче в моде, попросят показать покупки… Что ж, в моём распоряжении несколько часов, чтобы собраться с духом к приходу Таты и Лизы.
 
Гуляя по желтеющим аллеям, я настолько погрузилась в свои мысли, что не заметила, как пронеслось время. Пора возвращаться домой. Мои гостьи должны приехать с минуты на минуту.
 
Как только я дошла до скамейки возле дома, раздался шум экипажа. Сёстры Бельские прибыли ровно в десять часов утра. Выйдя из экипажа, они бросились мне навстречу.
 
– Ах, ma ch;re, наконец-то ты вернулась! – воскликнула Лиза.
– Боже мой, до чего же ты изменилась! – удивилась Тата.
 
Обменявшись душевными приветствиями, мы пошли в дом. Я уединилась с подругами в будуаре и велела Глаше принести нам чаю. Мы расположились в креслах вокруг маленького столика возле камина, в котором потрескивали дрова.
 
– Аликс, милая, нам не терпится послушать твои истории, – начала беседу Лиза.
– Знаете, особенно красиво в Австро-Венгрии. Моя тётушка, графиня фон Шварценберг, была к нам очень добра. Мы посетили много старинных замков, путешествовали в горах, ходили на званые вечера… Пожалуй, о нашей поездке можно написать целый многотомник.
– Однако, ma ch;re, ты сегодня решительно немногословна, – заметила с подозрением Тата.
– Помилуй, сестрица! Аликс у нас невеста. Наверняка её полностью занимают мысли о предстоящей свадьбе, – вступилась за меня Лиза. – Но всё же, ma ch;re, расскажи нам, вы купили что-нибудь к свадьбе?
– Да, мы привезли венское кружево, бисер, муаровый шёлк… На днях должна прийти модистка.
– Но мне кажется, в твоём голосе совсем не звучит радость, – поделилась очередным наблюдением Тата. – Ты ведь рада, что выходишь замуж за графа Закревского или что-то изменилось?
– Разумеется, о таком женихе, как граф Закревский, мечтает каждая девица. Он молод, красив, образован, галантен… К тому же Алексей Николаевич из знатной и весьма состоятельной семьи. Вдобавок он служит при дворе. Безусловно, блестящая партия! Но я, душечки, уже не та, – выронила я неожиданное признание.
– Что же изменилось? – спросила Тата.
– Боюсь, кое-что и правда изменилось окончательно и бесповоротно. Сначала я думала, что это наваждение, и всё вскоре пройдёт. Но как же я ошибалась!
– Так что же случилось, Аликс? – не унималась Тата.
– Всё началось с прогулки среди лилий в саду, что вокруг венской виллы моей тётушки. Гуляя среди нежных белых цветов, я внезапно услышала самую дивную мелодию из тех, что мне доводилось слышать. Из соседнего дома доносилась чарующая фортепианная соната. Немного позже мне удалось выяснить, что её исполнял австрийский музыкант Август Майер, сосед моей тётушки. Но мне поведали и о том, что маэстро не даёт концертов и совсем не принимает гостей, потому встреча с ним не представлялась возможной. Однако каждый раз, когда я гуляла в саду и слышала исполняемый им мотив, я чувствовала, что сердце моё наполняется неведомой мне ранее тоской и стучит прямо в такт этой музыке. Пожалуй, та неделя в венской вилле перед отъездом, когда я могла слушать божественную музыку Майера, стала лучшим временем в моей жизни. Мне кажется, что именно тогда я воистину жила и дышала – не механически, а по-настоящему, то есть свободно и глубоко. Когда же мы с матушкой сидели в вагоне и ждали отправления поезда из Вены, я увидела на перроне одного господина. Одет он был весьма неброско: в серый сюртук, серые брюки и шляпу того же ненастного цвета. Совершенно обычный силуэт! Но вдруг наши глаза встретились, и я снова ощутила прилив небывалой тоски. И знаете, вновь заиграла та самая мелодия. Только внутри меня. Наша встреча сквозь окно вагона длилась всего несколько минут. Я не отрывала взгляд от его завораживающих зелёных глаз. Запомнилась мне и его каштановая бородка на бледном, худощавом лице. Я могла бы рассматривать его точёные черты лица целую вечность. Но вдруг раздался протяжный и хриплый гудок, загрохотали колёса, и поезд утянул меня от этого человека.
 
– Вот так история! Но до свадьбы ведь ещё целый год. Может, ещё всё пройдёт, – решила утешить меня Тата.
– Ах, вряд ли, – вздохнула Лиза, – если это та самая настоящая любовь, то это уже навсегда.
 
2.
Вот и прошли ещё два унылых осенних месяца. Время от времени я встречалась с сёстрами Бельскими, которые свято хранили мою тайну и поддерживали меня как только могли. Я решила, что попробую вернуться к себе прежней. Вскоре и жених мой должен нанести мне рождественский визит. Но его опередила посылка, которая пришла ко Дню Николая Чудотворца.
 
– Барыня, вам посылка пришла. Велено передать лично в руки, – протянула мне свёрток Глаша.
– Спасибо, ступай, голубушка, – распорядилась я и принялась открывать посылку.
 
Внутри свёртка оказалась бархатная коробочка пурпурного цвета. Я открыла её и достала из неё миниатюрный рояль. Но это была не просто игрушка, а шкатулка. Я приподняла крышечку рояля, и, боже мой, раздалась та самая соната, которая неустанно звучит внутри меня с той самой прогулки среди лилий.
 
На дне коробки я нашла записку. Вот что в ней было написано:
 
Ваша светлость,
 
на мою долю выпало немало испытаний. Но я не могу выразить словами, как сильно я благодарен судьбе за то, что мне выпало счастье увидеть вас жарким августовским днём в саду среди лилий. Как только я издали увидел вас, задумчивую, нежную, златовласую, я сразу же вас узнал, и в моей душе родилась музыка. В тот же миг я сел за рояль и исполнил эту мелодию.
 
К сожалению, я не мог позволить себе искать встречи с вами. Мои дни сочтены. Но через надёжных людей я узнал о том, кем вы приходитесь графине, откуда прибыли и когда уезжаете.
 
Я смотрел в ваши глаза всего несколько минут. Но я знаю, что нас связывает целая вечность. Пусть же мелодия, рождённая в моей душе благодаря вам, называется «Вечная соната». Я знаю, что она будет звучать в наших сердцах из века в век. Где бы мы ни были, мы всегда найдём друг друга по мелодии, которую можем слышать внутренним слухом только мы с вами.
 
Специально для вас я заказал у венского мастера шкатулку. Второй такой – с таким же мотивом – нет в целом мире. Пусть она станет вашим талисманом.
 
Будьте благословенны,
навеки ваш Август
 
Я поспешно свернула записку, чтобы не пролить на неё внезапно навернувшиеся слёзы. Ах, Боже всевышний, почему же его дни сочтены? Почему мне отказано в счастье видеть его глаза, держать его за руку, слышать его голос? Но что у меня в руках? Подарок от него. От Него! По крайней мере, мне дозволено держать в руках ту вещь, к которой прикасались его руки. Мои глаза могут скользить по буквам, написанным его рукой. Это же чудо!
 
Не теряя времени даром, я села за письменный стол, чтобы написать письмо Августу.
 
«Милостивый сударь,
 
прежде всего мне следует поблагодарить вас за ваш бесценный подарок. Теперь в моих руках имеется  от вас весточка, о которой я и мечтать не смела. Мне не верится, что теперь я могу слушать самую волшебную мелодию не только внутри себя. Не сомневайтесь в том, что я намерена хранить ваш подарок как самую большую ценность. В этом крошечном рояле звучит «Вечная соната», в нём таится целый храм для моей души.
 
Но почему же ваши дни сочтены? Могу ли я чем-нибудь вам помочь? Я готова сделать всё от меня зависящее, лишь бы вы не покинули этот свет.
 
Всей душою жду вашего ответа,
навеки ваша Александра
 
3.
Прошло уже больше месяца с тех пор, как я отправила письмо Августу. Изо дня в день я жила надеждой получить от него ответ. К моему счастью, граф Закревский так и не смог нанести мне визит. Он настолько загружен в столице делами государственной важности, что ему недосуг приехать в нашу усадьбу.
 
Тем временем мои чувства к Августу разгорались всё сильнее. Казалось, пламя моей любви может дотянуться до самой Вены. Каждый вечер перед сном я открывала шкатулку и с замиранием сердца слушала «Вечную сонату».
 
Сегодня я снова приподняла крышечку рояля и растворилась в звуках связавшей нас мелодии. Затем я осторожно закрыла шкатулку. Но музыка не прекращалась. В этот раз она звучала не только во мне, но и снаружи. Я пошла туда, откуда доносились эти прекраснейшие звуки. Вышла из своей спальни, пошла вдоль по коридору, открыла высокую арочную дверь и чуть не лишилась чувств. В комнате за огромным белым роялем сидел Август и играл «Вечную сонату». Когда мой маэстро доиграл композицию, он встал и почтительно поклонился. Затем наши глаза снова встретились, как тогда на перроне. Вот только теперь нас не разделяло стекло. Август был совсем близко. Он подошёл ко мне, взял меня за руку, подвёл к роялю и предложил мне сыграть «Вечную сонату».
 
– Я бы с удовольствием, милый Август, но у меня совершенно нет слуха, – призналась я.
– Слух у тебя есть! Поверь мне… Садись за рояль и играй! – настаивал Август.
– Но передо мной нет даже нот, – возразила я.
– Ноты тебе ни к чему. Эту мелодию ты сможешь исполнить без всяких нот.
 
Я села за рояль, положила пальцы на клавиши, и внезапно из-под моих рук полилась «Вечная соната». Мне никогда не давались даже самые простые пассажи, а теперь я исполняю «Вечную сонату».
 
– У тебя дар, мой ангел! Я завещал тебе свой дар. Береги его и пусть твои руки исполняют самые прекрасные мотивы, рождённые из любви и грусти. А мне пора.
 
С этими словами Август поцеловал меня в лоб, развернулся и ушёл, захлопнув за собой высокую арочную дверь. Я оглядела комнату с белыми стенами, украшенными лепниной из цветов и ангелов.
 
– Август, постой! – крикнула я. Но вдруг я снова очутилась на своей кровати в спальне. Сон прошёл. За окном в безоблачном небе сияло солнце, в лучах которого таили снега, превращаясь в звенящие ручьи.
 
Приведя себя в порядок, я спустилась в гостиную, села за рояль и сыграла «Вечную сонату». Maman и papa поверить не могли в то, что их Алекандра играет на рояле, легко перебирая клавиши. Да ещё и без всяких нот!
 
4.
С тех самых пор я каждый божий день музицировала. Моя жизнь обрела смысл. А ещё закралась надежда, что вскоре Август пойдёт на поправку, о чём он сообщит мне в своём письме. И действительно, не прошёл и месяц, как я получила от него письмо. Под бешеный стук сердца я развернула конверт и прочитала послание от своего любимого:
 
«Мой ангел,
 
если ты читаешь это послание, то знай, что меня больше нет на этом свете. Это письмо отправил тебе мой надёжный друг.
 
Мой век оказался недолгим, но я покидаю этот мир счастливым, потому что я нашёл тебя, услышал нашу «Вечную сонату» и смог её исполнить.
 
Большую часть жизни я служил дирижёром, пробовал сочинять собственные композиции, но в них всегда чего-то не хватало. С твоим появлением в моей жизни я обрёл источник, из которого сплошным потоком полились самые красивые мелодии. Теперь я этот источник завещаю тебе.
 
Ты писала о том, что готова сделать всё от тебя зависящее, лишь бы я остался на этом свете. Тогда исполни мою просьбу – обучись как следует нотной грамоте и посвяти музыке свою жизнь. Я завещал тебе свои ноты, можешь играть по ним мои новые произведения, можешь написать вариации на мои старые композиции. Когда ты приедешь в Вену, мой надёжный друг тебе всё передаст.
 
Милая Александра, помни о том, что ты навеки в моей душе. Яви миру «Вечную сонату» и другие композиции. Пройди наш музыкальный путь до конца и возвращайся. Я буду ждать тебя на небесах,
 
навеки твой Август»
 
Значит, тот страшный сон оказался пророческим... Но я не дам печали себя сломить! Я сделаю всё, чтобы исполнить волю своего возлюбленного.
 
5.
У меня состоялся серьёзный разговор с родителями. Я объявила им о своём намерении разорвать помолвку с графом Закревским, отправиться в Вену и посвятить свою жизнь музыке.
 
К моему удивлению, родители не стали меня переубеждать. Папа был однозначно на моей стороне. На его взгляд, наступили уже те времена, когда для женщины гораздо важнее обрести свой путь, чем выйти удачно замуж. Мама после некоторых сомнений тоже поддержала моё решение. Однако родители сказали, чтобы я взяла на себя труд объясниться с графом Закревским.

 
Граф молча выслушал меня и даже не повёл бровью. Лишь бросил реплику в конце моего монолога:
 
– Раз уж вы, княжна Друцкая, изволили принять решение, не смею вас переубеждать. Хотя откровенно говоря, ваш выбор представляется мне полным сумасбродством. Но что я могу поделать?! Поступайте так, как вам угодно. Однако отдаёте ли вы себе отчёт в том, что обратного пути не будет?
– Разумеется, граф, – ответила я устало.
– Что ж, позвольте откланяться, – отчеканил граф и ушёл, щёлкнув каблуками и звякнув шпорами.
 


Летом 1911 года я уехала в Вену и ушла с головой в мир музыки. На протяжении долгих лет я писала и исполняла композиции, выступала с концертами… В перерывах между работой я ходила на могилу к Августу и приносила ему лилии.  Я жила ради финального выступления в белоснежном зале с ангелами, где однажды я виделась с Августом и где я непременно вновь его встречу.



На 137-ой Конкурс прозы для начинающих http://proza.ru/2023/10/19/1009 Международного Фонда Великий Странник Молодым