Музей милицейской славы

Леонид Шур
Весенний парк дышал дождиком и свободой. Влюблённые парочки спешили уединиться. Ветерок поглаживал моё красное платьишко. Я цокала по тротуару красными каблучками и читала комплименты на лицах одиноких прохожих.
Внезапно возле старинного здания мы пересеклись взглядами с пожилым джентльменом.
Он курил трубку под вывеской “Музей милицейской славы”.
- Здравствуйте, - улыбнулся мне случайный встречный, как молодой Вахтанг Кикабидзе, - Вы – почётная гостья нашего города?
- Добрый день, ни в коем случае! Обычная туристка из России.
- От Владимира Владимировича?
- Нет-нет, гуляю сама по себе.
- Характерно, что аналогично отвечает девяносто процентов приезжающих. Не все признаются.
- Я вообще-то ищу, что бы необычное повидать.
- Можно посетить музей только через час, пока здесь детская экскурсия. Сейчас обеденное время. Рекомендую провести его вон в том ресторанчике на площади. Недорого, но достойно.
 
Я последовала совету, заказала лобио и лимонад из тархуна.
Недолго прогулявшись, вернулась.
- Виссарион Иосифович, - представился мне новый знакомый,  -
Как Иосиф Виссарионович, только наоборот. Для Вас Виссарион.
- Меня зовут просто. Лена.
Мы пожали другу другу руки и прошли в пустое помещение.
- Сталин – великий полководец, - добавил Виссарион, -
Но негодяи снесли его памятники и разрушают светлую память. 

Музей занимал 4 комнаты на первом этаже. Преимущественно черно-белые фотографии, скромное оформление и немного экспонатов. Зато его директор, как фонтан на площади, не иссякал. Он поведал о суровых буднях и жестоких сражениях правоохранительных органов. О конфискациях у жуликов и кулаков во имя справедливости. О битве за Кавказ во время Великой Отечественной, когда слуги закона защищали Родину. О подвигах милиционеров, погибших при исполнении долга от рук хулиганов.
В итоге повествующий обобщил: “Служили на совесть. На энтузиазме и преданности. Однако Советский Союз распался”.
- Виссарион, а почему в галерее нет героев после этого? – поинтересовалась я.

Виссарион пристально посмотрел на меня и промолвил: “Подожди, поделюсь местными легендами”.
Повернулся к двери и повернул в ней ключ.
Вернулся к сейфу, достал двухлитровую бутылку “Coca-Cola” и батон бастурмы. Разлил вино в пластиковые стаканчики, нарезал ароматное мясо.
- Присаживайся. Одному маленькому человеку досталось большое счастье. Так обрадовался, что умер. Первый тост за здоровье, чтобы насладиться подарком судьбы, до дна.
Мы опустошили стаканчики и закусили, а хозяин потёр пальцем усы и продолжил:
“Первый президент республики Гурам Георгиевич расставлял везде своих парней. Новому мэру почему-то не понравилось руководство милиции. Завели условное уголовное дело, начальника и первого зама бросили за решётку. Шеф раньше работал следователем по важным делам, кличку ему дали “Важа”. Чернявого и мелкого заместителя нарекли “Бесом”. Месяц сидели спокойно. Но однажды ночью вызвали обоих на допрос. Появился высокопоставленный товарищ и попросил об услуге.  Конфиденциально. В обмен на освобождение. Они заключили соглашение. Через какое-то время случился военный переворот, Гурама Георгиевича убили, ночной визитёр превратился в первое лицо государства”.

Тостующий обновил содержимое стаканчиков и торжественно произнёс:
“Хотя нас окружают враги, зато друзья не дадут пропасть.
За друзей по полной!

- Вы мудрый человек, Виссарион. Вас  приятно слушать, - отметила я.

- Важа устроился в художественный музей смотрителем. Платили там гроши. А семью надо кормить.
Это теперь женщины уезжают в Европу, трудятся чернорабочими, уборщицами и высылают деньги близким.
Тогда же материальное обеспечение лежало на мужчинах. Но экономика развалилась. Ни вакансий, ни зарплаты для большинства джигитов. На улицу без ножа не выходи. Город окрестили бандитской столицей. Важу избрали главным смотрящим. Общество деградировало, любая справка или сделка через взятку. За правдой обиженные шли к Важе. Он организовывал расследования, независимые газеты публиковали голые факты. Если не получалось словами защитить простых людей, поручал дела Бесу. Тот наезжал без церемоний, вместе с бывшими коллегами грабил нуворишей и зарвавшихся чинуш. Навар делился так: на текущие нужды, в общак и бедным. Разбирались и с другими шайками, которые беспредельничали и обирали честных граждан. При одном налёте взяли в заложники мэра, он в перестрелке случайно погиб. Важа не смог отмазать подельника от тюрьмы.

- Третий тост за женщин, Елена прекрасная!
Пусть голова моя седа, я пью стоя, ты – до последней капли.

- А у меня голова кружится… Продолжайте, Виссарион. Вы потрясающий рассказчик, - вздохнула я.

- Бес через полгода вышел на волю, махнул помочь партнёрам в Москву.
Но так им помог, что получил новый срок. Отбывал под Новосибирском.
Вдруг позвали к телефону. Звонок из Грузии. Связь отвратительная.
Он слышал на русском языке, а почему-то думал по-грузински.
- Бес, это дед, плохая новость - умерла мама.
(Лена, поясню, на грузинском языке мама – это деда.)
Поэтому Бес возразил: Мой дед умер давно.
Собеседник ему закричал:  Умерла мама! Я – не твой дед, а Важи!
- Дед важный, не понимаю, - заорал Бес, - кто умер, что случилось, объясни по-русски! По-грузински не надо!
- Твоя мама. Через два дня похороны. Тебя выпустят, ты прилетишь.

Бес понимал, что его не имели права выпускать. И верно полагал, что Важа по этому поводу встретился с президентом, а тот уже договорился с коллегой...

Бесу оплатили авиабилеты в два конца, выдали траурный наряд и конверт с купюрами на расходы. Он  отправился без сопровождения под честное слово напарника. Молчаливый водитель в новом Мерседесе из аэропорта доставил на пустое кладбище. Охраняли ребята в чёрном. Сердце указало точное направление. Бес упал на колени перед свежей могилой и первый раз в жизни заплакал. А потом вернулся в колонию строгого режима.
Четвертый тост за маму и за Родину!”

- Вот это да! А что случилось дальше? - спросила я.
- Революция роз. Новый президент. Преступники на кладбище безвозвратно. Порядок и безопасность.
Так выпьем же за мир и за жизнь, чтобы никогда никто никого не убивал! -
Виссарион поднял мою левую руку и поцеловал.
Отпустил меня, встал, снял серый в клеточку пиджак и повесил на спинку стула.   
Я поставила полный стаканчик на стол и раскрыла свою сумочку:
“Это Вы – Бес. Бесо – сокращенное от Виссарион.
Я Лейла – внучка Гурама Георгиевича, первого президента”.

(ВСЕ ПЕРСОНАЖИ И СОБЫТИЯ ВЫМЫШЛЕНЫ)