11 декабря. Барри Линдон

Константин Клюшкин
11 декабря 1975 года в Лондоне состоялась премьера исторической драмы Стэнли Кубрика "Барри Линдон". Фильм снят по плутовскому роману классика английской литературы Уильяма М.Теккерея "Карьера Барри Линдона", написанному в 1844-м году.

Фильм абсолютно достоверно изображает быт и нравы аристократии XVIII века. Костюмы в точности соответствуют моде того времени. Весьма распространён миф о том, что костюмы, использованные в этом фильме, были подлинной антикварной одеждой, но это верно лишь отчасти. Некоторые костюмы, действительно, были подлинными предметами старины, купленными на аукционе художником по костюмам Миленой Канонеро, но большая часть костюмов была изготовлена на заказ специально для этого фильма и, конечно же, с максимально точным воспроизведением одежды того периода и костюмов, которые можно увидеть на старинных картинах. Всё это дало основания Стивену Спилбергу шутливо заметить, что посмотреть "Барри Линдона" - всё равно, что целый день ходить по музею Прадо без обеда.

Даже свет, используемый в фильме, произведён свечами, а не электролампами. Чтобы обеспечить как можно больше света в сценах со свечами, Стэнли Кубрик использовал специальные свечи, сделанные на заказ. Каждая свеча имела три фитиля вместо одного и использовала очень летучий воск. Это привело к тому, что свечи перегорели очень быстро, поэтому многие из свечей, которые видны в фильме, были такими короткими. К тому же, для того, чтобы избежать потерь качества изображения при недостаточном освещении, Стэнли Кубрик позаимствовал у НАСА сверхсветосильные киносъёмочные объективы, специально спроектированных для наблюдения за звёздами.

Перфекционизм Стэнли Кубрика проявлялся также и в том, что съемки практически каждой сцены требовали от двадцати до пятидесяти дублей. Как следствие, продолжительность съемок превысила запланированный график, из-за чего производство картины дважды останавливалось, а затем возобновлялось вновь. Общее количество съемочных дней, не включая время перерывов, составило более трехсот, а бюджет картины составил 11 миллионов долларов (эквивалент нынешних 55 миллионов долларов), что по тогдашним меркам являлось очень значительной суммой, даже для костюмных фильмов.

Вскоре после премьеры, в начале 1976-го года "Барри Линдон" получил две номинации на премию Золотой Глобус в важнейших номинациях: Лучший драматический фильм и Лучшая режиссура. Но на пути фильма Стэнли Кубрика к победе в обеих номинациях встал фильм Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки".

Чуть позже "Барри Линдон" получил 7 номинаций на премию Оскар и выиграл 4 из них. Но в важнейших номинациях снова предпочтение было отдано Милошу Форману и его фильму "Пролетая над гнездом кукушки". И вот это обстоятельство очень часто забывают кинокритики, в особенности российские, сплошь и рядом преисполненные снобизма, перепевая друг друга в том, что фильм "Барри Линдон" имеет лишь технические достоинства. А режиссура и актёрские работы, по их мнению, не заслуживают серьёзной похвалы - см. например, здесь - http://sqd.ru/movies/drama/barry_lyndon А если бы фильмы Кубрика и Формана не совпали по времени?

В том же 1976-м году "Барри Линдон" получил 5 номинаций на британскую премию БАФТА и выиграл 2 из них, в том числе в одной из важнейших - Лучший режиссёр. Причём, конкурентами Стэнли Кубрика были Мартин Скорсезе с фильмом "Алиса здесь больше не живёт", Сидни Люмет с фильмом "Собачий полдень" и Стивен Спилберг с фильмом "Челюсти". А вот в номинации Лучший фильм из этих 4-х претендентов предпочтение было отдано фильму "Алиса здесь больше не живёт". Возможно, именно эти "состязания" обусловили тот факт, что Мартин Скорсезе называет "Барри Линдона" своим самым любимым фильмом Стэнли Кубрика. Ещё один великий режиссёр признавался в любви к этому фильму - Ларс фон Триер.

Через год, в 1977-м году "Барри Линдон" участвовал в конкурсе на премию французской киноакадемии Сезар в номинации Лучший иностранный фильм. Но французские киноакадемики отдали предпочтение соседям по континенту - итальянскому фильму "Мы так любили друг друга" режиссёра Этторе Скола. Компанию относительных "неудачников" фильму Стэнли Кубрика составили всё тот же фильм "Пролетая над гнездом кукушки" и испанская картина "Выкорми ворона" режиссёра Карлоса Сауры.

Оценку фильма кинокритиками сразу после выхода его на экраны кинотеатров описал российский кинокритик Евгений Нефёдов: "Награждение четырьмя премиями «Оскар» в «технических» номинациях (за операторскую работу, адаптацию музыки, а также достижения художников и художников по костюмам) также косвенно свидетельствовало, что картина покоряла формальным совершенством – но не прозвучала злободневно. Не задела «нерв» эпохи. Не трогала эмоционально. Не воспринималась жгуче актуальным размышлением о человеке и обществе в его текущем
состоянии подобно предшествующим кубриковским шедеврам. Чтобы оценить новаторство, понадобилось время." - http://allofcinema.com/barri-lindon-barry-lyndon-1975/

Роджер Эберт посвятил фильму Стэнли Кубрика "Барри Линдон" две рецензии. В первой из них, написанной в сентябре 1975-го года, т.е., еще до выхода фильма на широкий экран, Эберт оценил фильм тремя с половиной звёздами из 4-х возможных. Судя по рецензии, главная причина снижения оценки на полбалла - недостаточно выразительная игра актёра в главной роли: "Кубрик поставил Райана О'Нила в главной роли, как если бы он был натюрморт. Трудно представить, чтобы вокруг такого пассивного персонажа вращались такие бурные события." Однако, о фильме в целом Эберт отозвался так: "Это, должно быть, один из самых красивых фильмов, когда-либо снятых." - https://www.rogerebert.com/reviews/barry-lyndon-1974

Но во второй своей рецензии на фильм, написанной спустя 34 года, в сентябре 2009-го года, Эберт оценил фильм максимальными 4-мя звездами и включил его в свой список "Великих фильмов". Эту рецензию он начал словами как бы извинения за то, что не сразу понял замысел режиссёра: "Картина Стэнли Кубрика «Барри Линдон», равнодушно принятая в 1975 году, с тех пор выросла в рейтинге и теперь широко считается одним из лучших киношедевров. Это проявляется в каждом кадре фильма Кубрика, технически потрясающем, эмоционально отстраненном, безжалостном в своих сомнениях в человеческой добродетели." И далее Эберт признается в том, чего он не понял в 1975-м году, но осознал спустя 34 года: "Кастинговый выбор О'Нила смел. Не особо харизматичный актер, он идеально подходит для роли....О'Нил великолепно показывает жалость к самому себе, нарциссичность, готовность расплакаться в любой момент.  Когда с ним происходят одно ужасное событие за другим, он излучает жуткое спокойствие. И его победы - в азартных играх, мошенничестве, удачном браке и даже получении титула - похоже, не приносят ему много радости. Он человек, с которым может случиться всё, что угодно..." - https://www.rogerebert.com/reviews/barry-lyndon-1975

Впрочем, Роджер Эберт проявил некоторую неосведомлённость как в первой рецензии, так и во второй. Дело в том, что выбор Райана О'Нила на главную роль был вынужденным. А причина этой вынужденности в том, что кинокомпания Warner Brothers поставила условие, что будет финансировать этот фильм только если Стэнли Кубрик возьмет на главную роль актёра, входящего на тот момент в первую десятку по кассовым сборам (согласно ежегодному опросу Quigley Poll of Top Money-Making Stars). Райан О'Нил был второй по кассовым сборам звездой 1973 года, уступая только Клинту Иствуду. По иронии судьбы, Райан О'Нил попал в Топ-10 в тот год в первый раз (и, как позже выяснилось, в последний) и только благодаря тому, что незадолго до этого получил номинацию на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «История любви». Кроме Иствуда и О'Нила в "десятку" входили: 3. Стив МакКуин, 4. Берт Рейнольдс, 5. Роберт Редфорд, 6. Барбра Стрейзанд, 7. Пол Ньюман, 8. Чарльз Бронсон, 9. Джон Уэйн и 10. Марлон Брандо. Таким образом, единственными актерами, подходящими по полу и возрасту, которых Кубрик мог взять на роль, чтобы получить финансирование от Warner Brothers для своего явно некоммерческого проекта, были О'Нил и Редфорд. Кубрик, по-видимому, первым предложил роль Редфорду, но тот отказался, и, таким образом, решение в пользу О'Нила было предопределено.

Финансовые результаты картины в США разочаровали Warner Brothers и самого Стэнли Кубрика. В Америке фильм собрал лишь 9,1 миллиона долларов. Зато в Европе фильм имел гораздо более значительный зрительский успех. В общей сложности фильм собрал 31,5 миллионов долларов, что почти в три раза превысило затраты на его производство.

Современные кинозрители высоко оценили фильм "Барри Линдон": 70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и изложенного выше рейтинг фильма Стэнли Кубрика "Барри Линдон" (см. Предисловие) составил 8,982, благодаря чему он занимает 167-е место в Золотой Тысяче.