Сложный путь

Валерий Вовк
Моё внимание, любопытство, проявляемое к кому-либо, к чему-либо помогает мне в жизни. Многим людям не нравится, но это не порок и не моя вина. Любопытство — движитель прогресса. В чём я окончательно убедился несколько лет тому назад.
Сначала мне пришлось разобраться, в чём же заключается смысл жизни? Бесцельность существования возникает у человека, когда заканчиваются намеченные цели и возникает пустота. У меня же всегда есть цель, иду от одной намеченной цели к другой. Живу по распорядку, законам и правилам, соблюдая культурные и духовные традиции. Моё субъективное мнение: «Приносить пользу людям — это и является смыслом жизни». А всем этим движет как бы странно не казалось – любопытство. Любопытство помогло мне познакомиться с интересной женщиной. Вскоре оказалось, что она глубоко несчастна, потрясена горем, да ещё и с серьёзной утратой.
Несколько дней в январе 2017 года стояла тёплая погода. Конечно, даже для южной зимы это необычно. Ежедневно по утрам я прогуливался в парке, периодически в поле зрения  мне попадалась красивая пышногрудая женщина лет тридцати пяти спортивного телосложения  в меру упитанной фигурой. Она занималась скандинавской ходьбой настолько  красиво, что все гуляющие по парку, в том числе я и мои коллеги по спортплощадке, неминуемо обращали на неё внимание.
Повод для знакомства нашёлся быстро. На тот момент я много слышал и читал в интернете о пользе скандинавской ходьбы — новомодного вида физической активности. Всерьез подумывал о такой разновидности нагрузки для себя, так как немного сутулюсь, и был в поисках тренера, чтобы под присмотром профессионала перейти от теории к практике. Честно говоря, немного не хватало смелости в одиночку начать тренировки.
При встрече людей разного пола право принимать решение о рукопожатии принадлежит женщине. Я подошёл к спортсменке.
– Лариса, – вполголоса произнесла она, первой подав руку.
– Валерий Иванович, –  с рукопожатием ответил я.
Доли секунды понадобились, чтоб оценить приятную культурную манеру общения новой знакомой.
Лариса рассказала о себе, расставляя акценты, как считала нужным. Приехала в Севастополь из Екатеринбурга, муж и взрослый сын остались там. Душой и сердцем полюбила город. Приобрела однокомнатную квартиру. Окончила Уральский государственный университет им. А. М. Горького по специальности историк-политолог. Имеет свой успешный бизнес. Небольшой, но стабильный доход позволяет ей иметь свободное время и радоваться жизни у моря.
Культура поведения и алгоритм разговора о себе, подтверждал созданный ею образ. Но меня почему-то насторожило, как можно при знакомстве сразу выложить всё о себе, разрешить обращаться на ты. Решил позже это обдумать.
– Где же тебя научили скандинавской ходьбе?
Не задумываясь ни на секунду, Лариса выдала ответ:
– Пять лет тому назад тому назад, когда такая модная тенденция как скандинавская ходьба дошла наконец и до Урала, меня пригласил на мастер-класс главный физиотерапевт свердловской области Рыжкин Владимир Иванович. Под его руководством создана Уральская школа скандинавской ходьбы. Результаты потрясающие: мы в очень короткие сроки ставили на ноги людей после тяжелых заболеваний, таких как инсульты, инфаркты.  На моих глазах на наших тренировках с палками начинали улыбаться дети с ДЦП… Все медицинские данные однозначно говорили о том, что это может спасти многим людям жизнь. Пройдя соответствующее обучение в Германии в городе Штутгарт, я получила «Диплом профессионального инструктора по скандинавской ходьбе». Так что, Валерий Иванович, если пожелаете, то попадёте в руки самого лучшего тренера в радиусе тысячи километров.
– Да, да, это очень круто. У меня плохая осанка. Мне тяжело стоять прямо, не напрягаясь, не прикладывая при этом никаких усилий.
– Вижу по вашей фигуре, где и как вам тяжело. Если на протяжении полугода будете слушаться и тренироваться со мной системно, то и осанку исправим и лет пять-семь назад отыграем.
Мы договорились встретиться утром следующего дня. Лариса пообещала принести мне палки. Всё было хорошо, но мысль о причине быстрого знакомства не покидала меня.
В назначенное время мы встретились. Ночью моросило, воздух стал влажным, земля — сыровата, но грязи не было. Зимнее крымское солнышко ярко светило на чистом голубом небе.
 – Ну что, Валерий Иванович, готовы к труду и обороне? – восторженно произнесла Лариса. — План действий сегодня будет такой: сначала вводная лекция о пользе скандинавской ходьбы минут так на сорок-сорок пять, потом сразу же обучение — постановка правильной техники ходьбы с палками, и самое вкусное — идём сразу же дистанцию три километра.
Было очевидно, что передо мной профи: умение ставить перед учеником цель, планировать процесс её достижения от начального до финального этапа, а также проявлять настойчивость и щепетильность к идеальному исполнению указаний тренера.
– Валерий Иванович, сколько на вас сейчас кофт? Можете не отвечать. Снимите все и останьтесь, пожалуйста, в футболке и в ветровке. Иначе через три минуты от начала ходьбы будете мокрый, через пять снимите с себя всё, через семь простудитесь, ну и т.д.
В жутком восторге от происходящего, а успевать за тренером было не просто, я старался изо всех сил и не отставал. В это сложно поверить, но уже в первый час тренировки удалось достичь хорошего результата. Моя спина начала распрямляться, легкие соответственно высвободились и стало намного легче дышать.
Похвалив меня, Лариса, глядя куда-то сквозь меня, вдруг оцепенела на месте и стала терять равновесие. Лицо исказилось до неузнаваемости и застыло: брови приподнялись и свелись вместе, глаза широко раскрылись и перестали моргать, уголки губ опустились, речь нарушилась, подчеркнуто завершая данный наполненный то ли страхом, то ли болью. Это натолкнуло на мысль — не впервой. Как оказалось, не ошибся.
Тут же я подхватил Ларису, чтоб не упала. Всем своим видом она указывала, что ей нужно сесть. Благо рядом нашёлся большой камень. Ноги её не слушались, это были две нерабочие палки. Мне стоило неимоверного труда дотащить женщину до спасительного камня. Женщина сгорбилась. Её поза являлась признаком переутомления, не уверенности в себе. Еле шевеля языком, она проговорила.
– Это болезнь Паркинсона. Скоро пройдёт. Мне бы лучше лечь.
Сначала мне стало не по себе от увиденного, но сила духа не позволила поддаться страху в минуту опасности. Я просидел рядом сорок минут. За это время Лариса не произнесла ни слова. Её глаза потухли, брови были сведены, уголки губ слегка опущены. Страх сковал разум. Зайдя в интернет с телефона, я узнал: Болезнь Паркинсона – дегенеративное заболевание головного мозга, сопровождающееся симптомами нарушения двигательной функции.
– Как будто отпустило, – раздался спокойный голос. – Меня не так часто накрывает.
– Что значит накрывает? – переспросил я.
– Это моё выражение, когда происходит приступ Паркинсона.
– Почему ты мне об этом ничего не сказала?
– Я хотела, но не успела.
– Это же, как я понимаю, невозможно скрыть?
– Простите, я не успела.
После небольшой паузы я предложил на сегодня закончить тренировку. Подошли к её машине.  Договорились созвониться и расстались.
Прерывать тренировки не хотелось. Вечером позвонил Ларисе. Из телефонного разговора узнал, болезнь проявилась в 2005 году, когда ей было тридцать  лет (да, кстати, промахнулся в оценке возраста лет так на семь, что со мной раньше не случалось вообще). Лариса пообещала, что перед каждой тренировкой будет пить сдерживающие приступ таблетки. Я подумал: «Она ездит на машине, а если приступ?» Спросил. Лариса объяснила, что всегда есть несколько минут до приступа, этого времени достаточно для принятия мер до полной остановки авто. Напряжение было снято. Также женщина поведала о своём сновидении. В 2014 году она уже с трудом самостоятельно передвигалась по квартире,  пришлось даже нанимать домработницу, и ей приснился сон: «ХОЧЕШЬ ЖИТЬ, ПОЕЗЖАЙ В КРЫМ» – гигантскими огненными буквами горела на голубом небе надпись, сделанная словно специально для неё. Следуя своему сну, Лариса взяла путёвку на пару недель в Евпаторию, кое-как добралась до отеля, легла в номере и пролежала трое суток. А на четвёртые встала и прошла как ни в чем не бывало свою любимую дистанцию.
С точки зрения психологии, сновидения представляют собой процесс визуализации наших мыслей во сне, поэтому ничего странного в сне Ларисы я для себя не увидел. О муже её рассказ сухой. На предложение переехать в Крым он отказался.
Когда Лариса вернулась из Евпатории в Екатеринбург, на её руках умерла мама. Как будто бы отпустила её из родного города… Таким образом, дома ничего, кроме сына, не держало, а ради её благополучия сын сам посоветовал ей уехать в Крым. Ларисе нужен друг, поэтому она ничего не скрывала о себе. Она рада знакомству.
В свою очередь я поведал, что являюсь писателем-фантастом. Пишу  также стихи в основном песенного характера и музыку к ним. Имею много заказов на разные жанровые песни, в том числе на гимны.
Тренировки мои проходили два-три раза в неделю, в зависимости от самочувствия тренера. Каждая давала свои плоды. Осанка стала лучше. Лариса прочла подаренную мною книгу, где рассказывается об удивительных приключениях мальчика Ноэля, обладающего сверхъестественными способностями, о его путешествиях по далёким мирам. В увлекательной и доступной форме для широкого круга читателей поднимаются серьезные философские, моральные и теологические проблемы. Женщину это заинтересовало. Во время тренировок мне приходилось отвечать на её многочисленные вопросы, в том числе и о творчестве. Она искала спасения от своего недуга, и это понятно.
– Можно ли остановить болезнь Паркинсона? – как-то поинтересовался я у Ларисы. – Ты ведь об этом больше меня знаешь?
– Болезнь Паркинсона – заболевание, для которого характерно постепенное нарастание тяжести симптоматики. К сожалению, лекарственных средств, которые могли бы остановить прогрессирование заболевания или полностью излечить его, на настоящий момент не существует.
– Чем опасна эта болезнь?
– Дело в том, что это серьёзное хроническое заболевание. Оно поражает нервную систему, что ведёт к психическим расстройствам. Я плохо сплю. Опасность в том, что двигательная активность, последовательность движений нарушаются. Эти нарушения могут быть настолько сильными, что приведут к инвалидности, и этого я боюсь больше всего.
– Какую роль играет мозг?
– Происходит поражение нейронных клеток мозга. Впоследствии количество клеток, продуцирующих гормон дофамин, уменьшается. В итоге ухудшается жизнедеятельность участков мозга, ответственных за непроизвольные движения рук и ног.
– Но, судя по адекватному общению с окружающими, ты в норме, а страх появляется, только когда наступает приступ. Сразу и не скажешь, что ты больна.
– Так что же мне делать? Как быть? Вы же много пишите, общаетесь с умными людьми. Должен же быть выход?
– Я вижу, у тебя есть Воля, а это способность индивидуальная, возможность человека принимать решения и совершать действия в соответствии со своими мыслями и чувствами. Укрепи Силу духа. В корне измени свою жизнь. Не поддавайся страху в минуты опасности. Займись медитацией. Практикуй самосострадание. Прощай себя и других. И не сдавайся,  несмотря ни на что. Не поддавайся  трудностям, всегда находи способ противостоять судьбе.
Лариса не ожидала таких фраз, выражающих законченную мысль. Конечно, она в общих чертах слышала и даже где-то мельком читала об этих способностях, но никогда не задумывалась, как это можно наработать. Наши тренировки носили хаотичный характер. Прочитав мою книгу, женщина стала чаще расспрашивать об Индии, Тибете, о духовных наставниках и целителях. Я понял, что Лариса хочет найти знахаря. У нас на эту тему был долгий разговор. Я же пытался объяснить: целитель — это хорошо, но Индия, Непал, как и другие страны, наводнены сотнями шарлатанов и мошенников. Важно найти хорошего лекаря, но для этого нужно подрасти духовно. Через своего знакомого, имеющего более тридцати лет духовной практики, в том числе йоги, я выяснил наличие такового. Предложил ей поехать в Непал к целителю. При этом пояснил, что наверняка, полного исцеления не будет, но может хотя бы болезнь перестанет прогрессировать.
 Как и следовало ожидать, Лариса отказалась от поездки. Сослалась, что у неё нет сопровождающего. Всё верно. Это её выбор. Но она не усвоила главное, не стала заниматься своей духовностью, а искала лечение на стороне, зная, что такого нет. Чрезмерное или преувеличенное чувство собственной важности, эгоизм собственной исключительности не отступали.
По парку мне приходилось ходить самостоятельно, памятуя наставления тренера. Осенью Лариса позвонила, сообщила о приезде мужа и сына. Больше мы не общались. Только зимой сообщила, что уезжает в Москву. В любом случае я благодарен ей за осанку. Спустя полгода Лариса прислала видео, на котором она ходит по парку и нахваливает целителя, якобы до чуда осталось совсем немного. Я, конечно, понимал, что не будет ни чуда, ни оздоровления. Сожалел, она попала в руки мошенника.
Прошло пять лет, как Лариса уехала из Севастополя. Вдруг неожиданно получаю от неё сообщение:
– Добрый день, Валерий Иванович! Как живы-здоровы? Я в Индии.
Но это уже совсем другая история.