Рыбалка на озёрах Алтая

Владимир Кривохижин
     Собственно говоря, на Алтай мы поехали не для рыбалки, а подлечиться на тамошних солёных озёрах. Выбрали Семиозёрье, что не далеко от Завьялова (не путать с Завьяловым Новосибирской области). Рыболовецкие снасти я взял на всякий случай; так всегда делаю, когда путь лежит к как0му-нибудь водоему или пролегает рядом с ним. Мы — это я Владимир Иванович, жена Наташа и дочка Люба. Средство передвижения — Москвич 2141 с шестёрочным двигателем.

     Добраться до озёр равнинного Алтая из Новосибирска можно несколькими способами: поездом (электричкой) до Барнаула с пересадкой до Гилёвки, далее на попутках до Завьялово и до посёлка Светлое, рядом с которым и находится лечебное солёное озеро с рапой, чёрной и голубой глиной; можно доехать на автомашине через: Бердск, Барнаул, Романово, Завьялово, Светлое.

     Мы же выбрали, как нам казалось, лучший вариант (путь гораздо короче), ехать через Ордынское, Камень-на-Оби, Баево, Завьялово, Светлое.
Но оказалось это не так. Километров двадцать через Караканский бор, что примыкал к Обскому морю, была совершенно убитая грунтовая дорога. Зря мы не послушались знающих людей, ехать через Барнаул. Дальше, но мы бы всяко сэкономили и бензин (пришлось тащиться на второй, а то и на первой скорости), и нервы. В то время Алтайский Край и Новосибирская область не могли договориться, кто должен следить за дорогой через Каракан.

     Поехали. До Ордынки сто километров, доехали без проблем, несмотря на её существенную загруженность. Возле ордынского базара сделали остановку, он располагался рядом с трассой. Походили по нему, что-то прикупили, что-то поели. Зашёл я и в рыбацкий магазин, чтобы купить прикорм, купил. Продавщица посоветовала купить наживку, говорила, что многие её покупают, если идут на карася. Наживка оказалась похожей на пластилин зелёного цвета. Купил и не зря, потом сокрушался: почему не взял больше.

   Едем дальше. В право свёрток на Омск, но мы держимся ближе к морю.  Вот и посёлок Кирза, за ним начинается Караканский бор и, как уже писал, через него уже нет асфальта, разбитая грунтовка, иногда с ямами, наполненными водой. Хорошо ещё дорога чаще песчаная, не земля, а то бы вообще каюк был. Однако, по некоторым признакам её грейдеруют. Дорога несколько выматывает, но по краям красота — сосновый бор, останавливаемся, вдыхаем запахи леса.

Карака;нский бор (по реке Каракан) — сосновый лес, находящийся большей своей частью на территории Ордынского, а частично также на территории Искитимского и Сузунского районов Новосибирской области и Каменского района Алтайского края. Относится к типу приобских боров. Представляет собой большой по площади, компактный лесной массив, протянувшийся вдоль правого берега Новосибирского водохранилища. Место массового отдыха новосибирцев и жителей сопредельных регионов Западной Сибири.
Лесные насаждения Караканского бора имеют большое водоохранное, рекреационное, научно-просветительное, а также народнохозяйственное значение. Площадь Караканского бора — около 990 кв. км[1].
В пределах Новосибирской области лесной массив наделён статусом особо охраняемой территории.
   Едем дальше. Проезжаем места отдыха, оказывается в бору есть такие, на которых отдыхающих автомобилистов нет, зато полно продавцов грибов, старающихся сбыть их проезжающим.

   Так как мы поздно выехали (заезжали на автостанцию, чтобы пере дальней дорогой правильно выставит зазоры клапанов двигателя, а там очередь и двигатель должен быть холодным, ждали пока он остынет, время много ушло) решили заночевать. Съехали в укромное место, поставили палатку, поборолись с комарами. Переночевали.

  Утром в путь. Когда Караканский бор кончился снова пошла хорошая асфальтированная трасса. Приезжаем в Камень-на-Оби — это уже Алтайский Край, расспрашиваем как проехать в Завьялово на озёра. Оказывается, мало кто знает. Тем не менее из Камня выбрались и направились в сторону нашего интереса.

   Через какое-то время въезжаем в Баево. Это половина пути от Камня-на-Оби до Завьялова. Ищем магазин, чтобы пополнить запасы провианта. Магазин находился на небольшой площади, на которой улеглась лошадь. Она развалилась так, что её с трудом можно было объехать. На машины и людей она не обращала никакого внимания. Она отдыхала.

   Наконец прибыли в Завьялово, и конечно же опять в магазин. Там очередь. Что интересно, самым спрашиваемым товаром были презервативы. А что такого? Если люди едут на отдых, надо отдыхать по полной. Закупили что надо и в путь в Светлое.

   Трасса отличная, справа показались несколько озёр и бесчисленное количество палаток. Это место народ прозвал Палестиной. Сворачиваем к ним и нас останавливают, требуют денег, мол для поддержания чистоты. Платим, но можно было к озёрам попасть и бесплатно, для этого надо напрямую ехать в село, там за въезд денег не берут, а уж потом в Палестину.

    

Светлое — село в Завьяловском районе Алтайского края России. Административный центр и единственный населённый пункт Светловского сельсовета.
Село находится в западной части Алтайского края, в пределах Кулундинской равнины, на юго-западном берегу озера Долгое и северном берегу озера Полтинное, на расстоянии примерно 8 километров (по прямой) к северо-востоку от села Завьялово, административного центра района. Абсолютная высота — 154 метра над уровнем моря[2].
Климат умеренный, резко континентальный. Средняя температура января составляет ;18,6 °C, июля — +19,3 °C[3].
    Решили остановиться на берегу одного из озёр, а их там было не счесть: солёные, пресные, щелочные, и все не далеко друг от друга. С трудом, но нашли место, где запарковаться — чуть вдалеке в леске. (Позднее проезд к леску перекрыли, потому что в него заезжали грибники, а место заповедное. Сам однажды согрешил — набрал много грибов). Взяли необходимое, закрыли автомобиль и к озёрам…

   На берегу солёного озера определились с лежбищем и пошли в лечебную воду. Это не так просто. Июль, жара, а вода в озере холодная. Заходим, окунаемся, купаемся. Однако, долго в воде быть не рекомендуют, поэтому через 10-15 минут, предварительно набрав чёрной, тоже лечебной грязи, выходим на берег. Кстати, грязь не просто брать. Где не глубоко грязь уже выбрана, поэтому надо заходить глубже и доставать её ногами или нырять с головой. На берегу обмазываем себя с ног до головы грязью и ждём пока она высохнет. В это время чувствуешь себя как в гидрокостюме, сжимающего тело со всех сторон.

   Затем переходим в, рядом расположенное, пресное озеро или идём на щелочное. Ополаскиваемся. На щелочном озере есть голубая глина, но её там мало, выбрали. Как и некоторые другие отдыхающие, набрали немного этой глины и маслянистой чёрной грязи, для того чтобы полечиться дома. Домой-то привезли, а лечиться — нет. То ли лень, то ли некогда было.
   
   День клонился к вечеру. Народ заползал в палатки, скрывался в арендованных домиках, шёл в деревню на съемные дома и комнаты. Пора было и нам найти место для ночёвки.

   Чтобы не толкаться в Палестине, решили устроить ночлег где-нибудь в сторонке от всех. Проехали через всё село и на его окраине нашлось хорошее место. Кроме того, совсем рядом небольшое озерко, где вообще отсутствовали люди. Установили палатку. Теперь после лечебных процедур можно и на лодке покататься и порыбачить.

   У нас с собой была резиновая лодка. Достал её и вёсла из машины, в том числе электрический насос, подключавшийся к прикуривателю автомобиля и конечно удочки. Лодку накачали и, по просьбе Наташи, пошли кататься по озерку. Сказочное, почти райское место. Тишина, тепло, озеро, камыш и рогоз вдоль берегов, с одной стороны озерка лесок и никого кроме нас.
   
   Катаемся по озеру вдоль и поперёк. Красота! Наконец пристали к понравившемуся мне, как рыбаку, месту, привязавшись веревкой к водной растительности. Бросил в воду прикорм — рыбачу, но никакого эффекта, не клюёт. Рыбак меня поймёт: пошёл на рыбалку с надеждой на улов, пусть небольшой и рыба не обязательно должна быть огромной. Вся прелесть в ожидании поклёвки, ну и конечно же в самом клёве и поимке рыбы.

   Что делать? Катаемся по озерку, наслаждаемся видами, отбиваемся от комаров. В лодке теперь была Люба. Она тоже хотела кататься по озеру. Проплывая возле прикормленного места, на удачу вновь взял удочку и забросил снасть с “пластилиновой“ наживкой и, о-о-о! удача. Поплавок подёргался и ушёл в воду, подсекаю — есть карась. Теперь привязываю лодку понадёжней, место вроде клёвое, рыба прикормилась. Забрасываю снасть вновь, и опять удача. Есть карась.

   Вы не поверите, таскаю карасей раз за разом. Стоит только поплавку встать в рабочее положение, как от тут же уходит вниз. Леска натягивается и ходит то в лево, то в право. Это караси, попав на крючок, мечутся туда, сюда, заплывают под лодку. Они почему-то не пугают других рыбных собратьев, которые неизбежно попадаются на приманку. Забрасывать леску подальше не было необходимости. Снимаю карася, поправляю наживку, если она сохранилась, или надеваю новую и бросаю снасть прямо у борта лодки.

   Однако, выясняется деталь: возле лодки караси ловились помельче, а если заброс делать дальше, примерно на два или три метра от лодки, то караси ловились больших размеров. Значит большие караси более осторожны, чем маленькие. Сидим с Любой вроде тихо, но при интенсивной рыбалке приходиться делать движения: поднять удочку, достать приманку, поместить пойманного карася в садок и т.д. От наших движений лодка слегка раскачивается и это, возможно настораживает больших карасей.

   Тут и Люба захотела порыбачить, взяла у меня удочку. И у неё дела рыбацкие шли хорошо. Ловилась рыба и ловилась. Люба до того дошла, что ей надоело таскать карасей и она начала играть с ними. Почти как кошка с мышкой. Поймается карась на крючок, а Люба его не вытаскивает из воды, наслаждается натяжением лески, сопротивлением рыбы, короче кайф ловит.

   Рыбалка идёт у нас на славу, ловится рыба и ловится, кажется, остановки клёва никогда не будет. И мы вошли в азарт, таскаем и таскаем карасей. Уже и смеркаться стало, темнеет, поплавок трудно различим, а мы рыбачим. На берегу озерка появилась Наташа, забеспокоилась что нас долго нет.
— Хватит рыбачить, скоро совсем темно будет, — говорит она.
— Ну да! как же они уйдут, когда такой клёв, — сказал неожиданно проходивший мимо мужчина.
— Только куда вы будете девать карасей, столько много наловили, — добавил он.

   Да, пожалуй, надо останавливаться. Нехотя сворачиваемся, пристаём к берегу. Возле палатки делаю разбор улова. Этих жарить, из этих уху варить, а этих, большей частью, засолить и завялить. Потом вяленых карасей с пивом можно будет пробовать, на долго хватит. Уже в темноте часть карасей выпотрошил, нанизал на леску и вывесил на дереве для просушки.
   На следующий день другую часть карасей разложил для просушки и вяления. Это был улов, так улов, обзавидуешься.
   Как я ранее писал: основная наша цель — это солёные озёра. Из разговоров с отдыхающими выясняется, что не далеко есть ещё одно солёное озеро с названием “Мормышанское“, рядом пресное озеро “Горькое“. Они находились недалеко от посёлка Гуселетово. Поехали туда, чтобы разнообразить наше пребывание на Алтае.

   Мормышанское озеро оказалось сильно высохшим и, чтобы зайти, хотя бы, по грудь в воду, надо было пройти метров сто. От берега сначала шла “плохая“ грязь, затем, когда было по колено шла эта грязь, а снизу слой утрамбованной соли.
— Идите осторожно, могут встретиться ямки от выковырянных кусков соли, — предупредили нас окружающие.
И хорошо сделали, что предупредили. Периодически эти ямки встречались, чуть ли не на двадцать, а то и на тридцать сантиметров в глубину. Шли тихонько, обшаривая дно стопой ноги.

   Добравшись до глубины, мы покупались в озере. Когда шли обратно, не удержались и тоже выковыряли несколько кусков соли для дома. Как и с лечебной чёрной грязью и рапой из солёного озера у села Светлое, соль Мормышанского озера дома не пригодилась, очень уж грязная была. Отмывались после купания в соседнем Горьком озере.

   Пробовал и на этом озере рыбачить с берега. Ушёл подальше от людей. Ловилось мало, поймал не больше десятка. Этих карасей зажарили на керосинке, была она у нас с собой. Да есть то было мало что, караси не большие, но всё-таки…

   В другой год, уже без Любы, мы с Наташей, по моей просьбе, остановились у озера Бакланье. Всё хорошо: озеро, вид на него, отсутствие людей. Плохо — комаров много; приходилось часто пользоваться репеллентами. Заострю внимание — очень много комаров, особенно к вечеру. А именно к вечеру, после “солёных“ процедур, мы приезжали на это озеро.

   Как обычно, после установки палатки, я брал удочку, а она была у меня шестиметровой длины, и шёл к берегу озера. Место было такое: справа от меня чистая вода, слева от уреза воды метра на три заросшая камышом. Забрасывал снасть подальше и ближе к камышам. Насаживал червяков на два крючка и начинал лов карасей. Других видов рыб здесь не было.

   К червякам относился бережно, потому что в этих краях червей приезжему добыть невозможно, их просто нет. А сколько я копал землю, прилежно ковырял и рассматривал её! Бесполезно, нет червей. Хорошо то, что, проезжая через Светлое, заметил на некоторых домах объявления: молоко, черви. Один червяк стоил рубль, по тем временам дороговато за какого-то червя, но черви в дефиците. Купил пятьдесят червяков, отдав пятьдесят рублей.

   Не сразу, но клёв был, караси прилежно ловились даже без прикорма. Пригласил Наташу порыбачить, чтобы и она почувствовала азарт успешной рыбалки. У неё даже лучше стало получаться, сразу по две рыбы ловила. Классная рыбалка!

   Рыбачим, радуемся, только и успеваем, снятых с крючков карасей, в полиэтиленовый пакет с водой запускать. Садка для рыбы у меня тогда не было. И тут из-за камышей показалась лодка с молодым человеком. Он молча посмотрел на нас, опустил руку в воду и вытащил из неё морду, по-другому корчага, которая была наполнена заплывшей в неё рыбой.

   Молодой человек вытряхнул содержимое морды в лодку, в которой и так уже было её не мало, и снова забросил её в камыши, почти в то место, куда забрасывал удочку и я. На вопрос: куда столько рыбы, ответил, что держит ханориков и кормит их карасиками.

   Вот оказывается почему у нас рыба так хорошо ловилась. Прикорм уже был в мордушке, привлекал рыбёшек, а мы просто пристроились к чужому, уже занятому месту. Удобно с мордой — червей не надо.

   Подобный случай произошёл и на следующий день. Я встал пораньше, не стал рыбачить, где стояла морда, а пошёл влево по берегу. Нашёл, на мой взгляд, удобное место для ловли. Начал рыбачить и опять, как и вчера, караси ловились успешно. Наслаждаюсь рыбалкой и… опять подходит молодой человек, но другой и с удочкой. Поздоровался.
— Вообще то я вчера прикорма набросал, чтобы сегодня порыбачить, — в добавок сказал он. А что же мне оставалось делать?
— Ладно, уступаю место, а место хорошее, клюёт и ловится, — примерно так ответил я.

   Ну, а чего я хотел? Местные люди давно обжили окружающие озёра на предмет рыбалки и наплевать им на то, что некоторые из них лечебные. Я не встречал местных на солёных озёрах, не лечатся они ни грязью, ни рапой. Это всё для приезжих, соблазнённых рекламными проспектами.


    11 декабря 2023 года.                Владимир Кривохижин

    На фото автор