Я был свидетель умилённый...

Эспри Де Лэскалье
https://www.youtube.com/watch?v=j2GU9qlFU-A

Пётр Ильич Чайковский был не просто ОЧЕНЬ талантливым композитором, но УНИВЕРСАЛОМ, создавашим и оперы, и балеты, и симфонии, и концерты для фортепиано и скрипки с оркестром, и сонаты. И всё  – высшего качества!
Помню, как сцепился с одним адвокатом и почти профессиональным скрипачём, игравшим в любительском оркестре, который ругал Чайковского и с придыханием говорил: «У Бетховена каждая нота – золото, а у Чайковского – пьяный бред!»
В общем, поспорили мы тогда яростно!

У Чайковского две оперы – почти шедевры: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».
«Иоланта» уже явно слабее, одна ария Альбера, ария Водемона и его дуэт с Иолантой. И ВСЁ.
В «Орлеанской деве» – всего одна ария Жанны Д'Арк: «Иду от вас и не прийду к вам вечно...»
А остальные – вообще ничем не примечательны.

О Первом Концерте для фортепиано и оркестра уже писал, посему повторяться не буду.
Здесь же скажу только об одном кратком моменте  в арии Ленского: «Я люблю вас, Ольга».
Желающие могут прослушать всю оперу в по-советски урезанном варианте .(См . Ссылку выше)
По-советски, ибо заурядные «народные» хоры крестьян (КЛАССА ТРУДЯЩИХСЯ!!!!) даются полностью, зато многие прекрасные арии («Лиц, живущих на НЕтрудовые доходы») УРЕЗАНЫ ЗА НЕХВАТКОЙ то ли плёнки, то ли времени на фильм, например в «сцене письма Татьяны»!

Итак, Ленский.
Первое в этой арии, что «бросается в уши» подозрительное мелодическое сходство с отрывками из арии князя Гремина.
Тут, между прочим, следует отдать должное либреттистам П.И Чайковскому и К.С  Шиловскому.
Они почувствовали то, чего талантливый халтурщик Пушкин как бы и не заметил. Или просто поленился.
В его «Романе в стихах» он вообще князя и генерала НИКАК не описывает.
Толстый, старый дурак:
« …         и всех выше
И нос и плечи задирал
Вошедший с нею генерал».
Но это явно не вяжется с тем, какой духовный рост испытала Татьяна всего за два года замужества за стариком! Для этого ей нужно было не просто делить с ним постель, а разделить с ним и тот НЕЗАУРЯДНЫЙ ДУХОВНЫЙ БАГАЖ, которым он обладал.
А в «романе» Пушкина об этом – ни слова.
Чайковский и Шиловский, будучи людьми ХУДОЖЕСТВЕННО развитыми, эрудированными и чуткими, поняли нелепость образа генерала (обезличенного, безымянного!!) и придали ему необходимые ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ, сразу сделавшие его естественным духовным наставником Татьяны! А не только сопостельником.
Они взяли несколько отрывков из «ПОСЛЕСЛОВИЯ» Пушкина  к шестой главе  «Евгения Онегина» (В первом издании шестая глава оканчивалась следующим образом...  XLVIII. См. Слова арии Гремина), и вложили эти неглупые и достаточно циничные фразы в уста Гремина.

«Я отрок был, тобой пленённый,
Сердечных мук ещё не знав». – поёт Ленский.

Сравнить с арией Гремина (XLVIII – Строфа сорок восьмая шестой главы):
«Среди лукавых, малодушных,
Шальных балованных детей,
Злодеев и смешных и скучных,
Тупых, привязчивых судей,
Среди кокеток богомольных,
Среди холопьев добровольных,
Среди вседневных, модных сцен,
Учтивых, ласковых измен,
СРЕДИ ХОЛОДНЫХ ПРИГОВОРОВ
ЖЕСТОКОСЕРДОЙ СУЕТЫ,
Среди досадной пустоты
Расчётов, дум и разговоров»
Тут либретисты обрывают цитату, ибо дальше следует:
«В том омуте, где с вами я
Купаюсь, милые друзья»
Прописными буквами выделен особо схожий с арией Ленского музыкальный отрывок.

Согласитесь, что слова Пушкина, весьма неглупые и циничные, которые из-за этого и были, очевидно, изъяты из последующих изданий, уместны не для уст старого надутого дурака, а человека весьма трезво мыслящего!
Тут, в ариях Ленского и Гремнна, Чайковский просто позаимствовал у себя.
Он это уже демонстративно повторил в арии Онегина:
«Сомнений больше нет, влюблён я,,,» Там прямо воспроизводятся мотив Татьяны из «сцены письма»:
«Пускай погибну, я, но прежде..»

Но самое забавное, что мне напомнило слова адвоката о пьяном бреде, это  продолжение ещё двух фраз арии Ленского:
«Я был свидетель умилённый
Твоих младенческих забав..»
Вслушайтесь в мелодию. Вдруг среди нежных сердечных признаний Ольге зазвучала тревожно скачущая музыка, которую  Чайковский, спохватившись, тут же прервал, но в арии СОХРАНИЛ!
Уж ни песня «Лесной царь»  Франца Шуберта  ему вдруг послышалась?
https://www.youtube.com/watch?v=gc351xwC8F4
Уж не спьяну ли написаны эти явно музыкально диссонирующие со всем контекстом арии фразы?
Приятного прослушивания!
11 XII 2023