Реквием по беспределу

Маргарита Ташева
Что только не пишут и не говорят по поводу нашумевшего фильма, снятого Жорой Крыжовниковым на основе книги Роберта Гараева «Слово пацана. Кровь на асфальте», от восторженных возгласов до требования запрета. Это свидетельствует лишь о том, что фильм получился сильный и качественный, раз зацепил всех за живое, каждого по-своему.
 
Скажу сразу - фильм мне очень понравился. Более того, я неожиданно для себя оказалось в лагере либеральной тусовки, поющей хвалебные оды! Не забывающих при этом пренебрежительно всхлипнуть: «Вот, посмотрите на свой ужасный совок! Это правда жизни!»  И беззастенчиво призывают к смене власти. Именно на этом я хотела бы остановиться поподробней.

Минуточку! А то, что события происходят в конце восьмидесятых, когда с легкой руку их горячо любимого Горбачева  страна скатилась в бездну и потерпела крах, они забывают упомянуть. Они либо умело манипулируют, то ли откровенно держат народ за идиотов.

Во-первых, фильм совершенно не романтизирует бандитскую жизнь по понятиям! Доказательство тому очень простое, посмотрите и прислушайтесь к своим эмоциям – вам кого-то жалко из героев? Да, жалко потерянное поколение, но жалко в целом, без персонализаций. И это гениальная работа режиссера – выдержать ту грань, когда образы живые, настоящие, интересные, способные вызвать понимание, и даже сочувствие, но по большому счету, итог  предсказуем и  закономерен. Это был их выбор.

Во-вторых,  бедственное положение простых рядовых граждан,  порядочных и честных до наивности  - это тоже закономерный результат преступной бездарной политики перестроечного периода,  липовой свободой и демократией. Вот их, действительно, жалко. Странно, с каким усердием либералы открестились от своего недавнего прошлого, перевесив всех хромых собак на «проклятый совок».

Ну, и самая главная манипуляция – не надо выдавать желаемое за действительное. Россия сегодня не та, и только слепой может этого не замечать. Справилась тогда, справится и сегодня.

Поделюсь своими ощущениями. Я воочию застала те лихие времена, имея старшего брата, не понаслышке знаю, что такое «улица на улицу», пацанское братство и разбитые головы. Первую серию просмотрела со слезами на глазах – представьте, вас вынули из прожитой жизни и вернули в часы вашей юности. Какое бы оно не было, но это дорогое  ценное время - время, когда живы ваши родители, время вашей памяти. Небывало реалистично передана атмосфера тех лет - все знакомо до мурашек. А саундтрек «Седая ночь» просто выворачивал чувства наизнанку – первые дискотеки, первая влюбленность, первые слезы….

Потом конечно, моя эйфория сошла на нет, но оторваться уже было невозможно. Порой жестокость и беспредел вызывали даже чувство брезгливости, переходящее в горечь и обиду за всю несчастную страну, доведенную до полного унижения и распада.

Есть вопросы к шестой серии: на мой взгляд, эпизод, когда девочки, танцуя Ламбаду,  демонстративно отстраняются от Айгуль, выглядит нарочито и  притянуто – не верю. Говорят, переснимают, надеюсь, что авторам тоже глаз резануло. Хотя, эта сюжетная линия совершенно второстепенна, спорят  совершенно о другом. Для меня основная тема кульминационно закончилась в тот момент, когда на экране, на пике победоносного  воодушевления замелькали документальные титры о том, кто, где и при каких обстоятельствах погиб. Вот, и все – бесславный конец криминальной романтики….

Посмотрите фильм, это профессионально-качественное кино. Посмотрите не предвзято, не опираясь на чьи-то отзывы, составьте собственное мнение. Воспринимайте сериал, как хорошую таблетку противоядия. Сделайте правильные выводы. Человеческое общество не должно жить по звериным законам. Точка.

                ____________

Продолжение посмотрела еще дней десять назад в черновой версии – полное разочарование….  Даже не хочется давать никаких пояснений, видимо, когда отошли от первоисточника, и за дело взялись сценаристы – кино закончилось,  началась обычная сериальная муть.  Главное, не красиво начать, а вовремя закончить…