Новая техника. Японская

Андрей Кольский
Траулер "Орель" КИ-8370 на картинке видите ? Так мы с ним вместе в ЦВА
рыбу-сардину ловили в 1986 году. А теперь он лежит, брошенный на песках
иностранной земли. Человек пил чай с реф-механиком. Вышел на минутку.
И больше его никто не видел. Вот такая судьба.
Этот рассказ про тупость и самодурство начальства в СССР.
И куда делись деньги партии КПСС.
 
На обеде капитан предупредил команду, что ночью переходит наше судно с
ремонта в Лас-Пальмасе, на ремонт в Санта-Круз. Нифига себе поворот
придумали. А мне сказал мой начальник отдела связи, который в этом рейсе
Ремонтной подменной команды (РПК) исполнял должность моего начальника
радиостанции. Я соответственно был у него навигатором-акустиком. Хоть бы
посоветовался со мной сначала, так ведь нет. Они с капитаном сами всё
решили между собой. А шли мы в Санта-Круз для установки нового японского
гидролокатора "Фуруно". Других данных мне не сообщили, поэтому я проверил
свою технику на ходовом мостике и спокойно отправился спать.

Утро мне сразу
показалось странным. Ничего не могу понять. То-ли полная тишина наступила,
то-ли я  оглох. Выглянул в иллюминатор и обалдел. Судно стоит на земле. Я
быстро оделся и бегом в радиорубку. Там никого. Я на палубу. Никого. Трап
справа спущен до земли. Пошёл и я посмотреть, что там у нас случилось-то.
Доковаться вроде-бы не собирались, а тут стоим. Начальство всё под днищем
ходит и вверху что-то рассматривает. Рядом с умным видом испанские работяги
что-то рулеткой замеряют. Дырку в днище делать собираются. Ещё одну ? Там и
так дырок разных хватает. Оказалось купили полную версию гидролокатора, с
передатчиком и антенной, теперь пытаются дыркой попасть в шахту поисковой
аппаратуры,  чтобы антенну поставить. Шахта почему шахтой на судне называется.
Объясняю. Шахта Гидролокатора это огромное вертикальное помещение с длинным
вертикальным трапом, проходящее через несколько палуб, и наглухо изолированное
от остальных помещений судна. Там стоят все рыбо-поисковые приборы, выдвижные
устройства и прибор для замера скорости судна ЛАГ. Ну-ну, посмотрим, куда они
попадут.

Пойду-ка я в шахту залезу, посмотрю куда дырка вылезет. А вдруг мимо !
Нет. Попали правильно, в самую серединочку палубы шахты. Они там всё какой-то
чёрной смолой обмазали, гайками прикрутили. Остатки смолы мне отдали, она и
сейчас где-то в шахте валяется, целых пол банки. К обеду следующего дня смола
застыла и судно спустили на воду. Я потом целую неделю в шахту бегал, смотрел
чтобы вода не пошла.

В итоге мы не утонули. Зря я боялся. А вот зачем купили
полную версию гидролокатора, я так и не понял. Раньше просто покупали приставки
с цветными мониторами к нашим локаторам. Они в два раза дешевле стоили. Я сам
такие легко устанавливал за премию в 25 советских рублей. И днище сверлить не
нужно. И судно не нужно на берег вытаскивать, и монтажникам испанским хорошую
сумму в валюте не нужно платить. Неисповедимы пути господни в головах Чудаков.
 
Мне этот рейс сразу не понравился, ещё в Мурманске, когда мне начальник
предложил пойти с ним навигатором. Плюс мой самый нелюбимый капитан-придурок.
Ну я сразу и замахал руками. Нет нет и нет. Только не это. Но меня уговорили. А зря.
 
Сразу всё пошло не так. На перелёте в Лас-Пальмас я чем-то отравился. То-ли
вином от второго штурмана, то ли аэрофлотовской едой. Первое судно, все 20 дней
я болел животом и душой. За это время мой начальник так накосячил, что я потом
еле всё исправил. Он разобрал все волноводы от РЛС локатора до самой антенны,
сигнал видите-ли слабый приходит, а нужно-то было всего "Клистрон" подстроить
маленькой пластиковой отвёрточкой. И всё. Но мой шеф потратил 20 дней на
разборку-сборку волноводов, а ничего не получилось. Пришло следующее судно в
ремонт и шеф снял с него блоки клистрона и поменял местами. В итоге мне для
ремонта сразу достались два блока. Я их поставил в приёмо-передатчик РЛС,
немного подправил настройку клистронов. Всё отлично работает. Время заняло один
час. А если блоки не менять местами, то и в 15 минут уложился бы. Дурдом на дому.

Вот теперь я понял, почему с моим начальником все отказались в рейс идти. Ведь
он не технарь, он администратор по своей натуре. Хоть и закончил он КВИМУ, но
научился там только "морзянке" и бумажки разные заполнять. Вот в этом мой
начальник был великим человеком. С большой буквы "В". В предыдущем рейсе РПК,
мы были в параллельной цепочке судов. У них шесть и у нас шесть. Начальник был
там с главным радиомехаником нашей плавмастерской Валерой. В середине цепочки
они так разругались, что начальник прибежал ко мне с огромной ремонтной
ведомостью и попросил помочь. Бюрократ.

Мы обычно просто на любой бумажке
писали жалобы и пожелания радиослужбы судна, и по пути ещё ремонтировали всё,
что нам не понравилось. Прочитал я значит эту ведомость. Прикинул. На пару часов
работы всего-то. Чего думаю париться, с утра и начну. У меня уже всё давно
сделано, а им скоро судно команде сдавать. Потом мы улетели домой, а они ещё
на два судна остались.
Так начальник задержал с собой радиста Валерку из судовой команды, для
того, чтобы ему помогал. Так и остался тот радист без отдыха между рейсами.
После установки гидролокатора в Санта-Крусе судно перешло назад в Лас-Пальмас.
Туда-же прилетела и основная команда, которая в рейс пойдёт.

А нам опять нужно
было в Санта-Круз попасть, наш самолёт оттуда вылетал. Мой начальник купил
себе большой телевизор "Самсунг", но при посадке в огромный катер на подводных
крыльях, этот телевизор не пролез через ограничительный турникет, и его
пришлось оставить в Лас-Пальмасе. Валерка матюгался, когда тащил этот огромный
ящик назад на судно. 
Потом радист Валерка матюгался перетаскивая телевизор с судна на судно, пока не
случилась оказия отправить ящик с телевизором в Советский Союз.

Как телевизор шефа потом доставили в СССР мне не известно. Но и
так понятно, что проблем он доставил всем, кто с ним связался. Это был не рейс,
а сплошные недоразумения. Мне тогда стало понятно, что с большими начальниками
лучше в рейсы не ходить, ни за какие сладкие посулы.