Приложение 1 к Россия Япония 2

Владимир Бородин 4
    Ещё  подростком  во  Владивостоке  я  слышал,  что  семья  моей  бабушки  дружила  с  семьёй  неких  Манаевых.  Подруги  моей  мамы  были  Манаевы.  И  вдруг  узнал:  «Они  были  богатеями,  свой  дом  имели  на  Китайской  (ныне Океанский  проспект),  близ  центральной  площади.  Мы были  беднота  барачная;  какая  же  связь?
    Позже  краеведы  мне  сказали,  что  глава  Манаевых,  Ефрем  Силыч,  был  кем-то  вроде  фабриканта Саввы Морозова:  негласно финансировал  РСДРП (б).   А  мой  дед  покойный  был  один  из  первых  большевиков  города.  Вот  откуда  связь!
    -  А  куда  пропали  Манаевы? – спросил  я  как-то  бабушку.
    - Ну,  первую,  дочку  Ефрема,  Клаву,  увёз  в  Петербург  муж,  проезжий  армянин  Левон.  Ей  19  лет  было,  ему  20.  А  прочие,  кого  не  расстреляли  в  37-ом,  разъехались.  Левона  я  видела  тут  в  начале  двадцатых,  я  уже  двойняшек  имела,  Витю  да  Павлика,  и  Клаву,  маму  твою.

    Я  подумал,  не  по  образу  ли  Клавдии  Манаевой  назвали  мою  мать:  других  Клавдий  вокруг  родни  не  было.  Спросил:
  - А  как  фамилия  была  Левона?
   - Да  не  шибко  помню:  Левон  и   Левон…   Кажись,  Араханян.
    Случайный  армянин  и  дочь  купца  Первой  гильдии?  Куда  Ефрем  Силыч  смотрел?

    Оказалось,  Е. С.  Манаев  имел  «Торговый  дом»  в  Китае,  в  г. Харбин,  и  там  знал  Левона  едва  ли  не  с  1904-ого  года,  когда  этот  пятнадцатилетний  подросток  состоял  уже  в  РСДРП(б).  Около  пяти  лет  купец  наблюдал  за  ним  и,  видимо,  углядел  большое  будущее  этого  армянина.

    В  ноябре  1917  г.  зять  Силыча – секретарь  советской  делегации  на  переговорах  с  немцами  в  Брест-Литовске.  В  марте  1918-ого  он  уже  заместитель  наркома  по  иностранным  делам,  его  подпись  под  договором  о  мире,  «Лев  Карахан»,   – вторая  после  главы  делегации.   Далее  можно  прочитать  в  интернете,  я  избегаю  списывать  оттуда.

    После  освобождения  Владивостока  от  белых  и  интервентов  Карахан  возглавил  Восточный  отдел  НКИД;  в  сентябре  1923 г.  он  уже  в  Китае,  21.05.1924  подписал  советско-китайский  договор  о  КВЖД.  По  этому  договору  СССР  отказывался  от  всех  царских  привилегий,  но  КВЖД  стала  совместным  предприятием  Китая  и  СССР.
  31.05.1924  Карахан  подписал  «Соглашение  об  общих  принципах  для  урегулирования  вопросов  между  СССР  и  Китайской  Республикой»,  создал  посольство  и  стал  первым  послом  в  Китае.

  Там  же,  в  Пекине  Карахан  уговорил-таки  японского  посланника  Ёсидзаву  подписать  «Конвенцию  об  основных  принципах  взаимоотношений  между  Союзом  Советских  Социалистических  Республик  и  Японией  от  20  января  1925 г.».
  Главы  дипломатов  всех  стран  избрали  Карахана  дуайеном,  в  36  лет,  хотя  обычно  избирался  старейший.

    В  августе  1926-ого г.  он  вернулся  в  Москву  опять  на  должность  заместителя  наркома  иностранных  дел.  О  дальнейшем читайте снова  в  интернете.  Карахан  расстрелян  20.9.1937-ого.