Девятое декабря. Минус 34

Виктор Гранин
      В шестом часу  уже в сгущающихся морозных сумерках вечера, при свете фонариков, хоронили одну из наших дочерей. Наспех долбили уже замершую землю с краёв готовой могилы…


          Как же мы счастливы были без малого сорок лет назад, когда вселялись в новые квартиры только что построенной пятиэтажки на городской окраине! Наш восьмой подъезд выходил торцом на тракт, за которым простирались поляны и лес. И на каждом этаже клетушками были образованы четырех комнатные и трёхкомнатные квартиры минимальной метражности. Но все их заполняла малышня. Они от верху до низу бегали друг к другу для игр, интриг, ссор и примирений – казалось навсегда. Теперь кто из них где?- разошлись по свету, но сохраняют душевную привязанность друг к другу. И даже дети их да внуки узнают друг в друге близкого человека.

          Юная девушка постучалась в окно автомобиля, где я в тепле дожидался окончания скорбной церемонии.
          Холодно! Села впереди и обернувшись ко мне улыбнулась:
-Здравствуйте дядя Витя! ( Кто она, эта юная незнакомка?) А я Вас помню. Вы Дед Мороз. Приходили к нам с подарками на Новый год. Я маленькая была совсем и так радовалась Вашему приходу!

          Да, был за мной такой грех лицедейства. И много ещё водится грешков за  человеком как бы скользящим серфингом жизненных проблем на волне бытия. И далеко не всегда внимательным к подробностям жизни.

          Да, - тотчас добавила  ещё хозяйка автомобиля -  будь готов и нынче прибыть к моей внучке. Ей годик. А я уже и костюм для Вас купила.
          Делать нечего  - буду готовиться. Хотя придётся выбираться на люди  из своего скрадка. А без подготовки уж никак с моим багажом ментальных чудачеств. Единственному живым из всех отцов наших дочерей вышел я на первую линию.

           Почему-то именно дочери наши теперь составляют надёжные тылы моих фронтов. А сыновья…


..Ладно. В горячке будней моей страны барахтался когда-то и я, лишь мимоходом умиляясь видом взрослеющих дочерей нашего подъезда, по привычке своей не демонстрируя себя хоть как-то определённо. Ибо не хватало моих сил объять всё. А легковесному общению так и не научился.
         Сегодня  же взбродили во мне слова простые:

-Берегите себя, наши доченьки. Ведь вы этого достойны!

         Тогда как мир под маской слащавости словно заражён вирусом остервенения.
Чем только не умиляются нынче удивительные люди вокруг:
и птичек-то озябших покормят; и берёзками восхитятся; и бойцами своей страны.
А между тем,  как сама жизнь и без того-то по сути своей – трагедия.
Но есть среди её всеохватности несколько трагедий, возвышающих человека над жестокостью обстоятельств.

          Первая из них – эта трагедия первой детской влюблённости.
Когда-то ещё подростком заворожила меня одна радиоинсценировка рассказа о парне и девушке. Как же чудесен был из роман в серых , как оренбургский пуховый платок, тонах. Как  осторожно приближались они друг к другу, боясь спугнуть нечто такое, что влекло их  друг другу. И всё это закончилось тем, что они потеряли друг друга во множестве дней жизни среди людей.

Трагедия! На как она, самой силой способности любить, возвышает человека над обыденностью.

            Вторая трагедия – это подчинение дикого мира зависимости от человеческих чудачеств. Покормить воробьёв в мороз. Как это трогательно! Но вид потрёпанных голубей, синичек, воробьёв на городских тротуаров. Но достоинство  жизни лесной птицы, или птицы перелётной, которую так и рвётся рука добыть, не для пропитания ради, а как  трофей гордости. Вот он самый что ни есть экзистенциальный выбор! Но из этой суперпозиции выбирается самая лицемерная. Трагично. Но ещё не совсем, есть уровень и другой.

             Это третья. Поразить противника, ещё вчера бывшим твоим соседом в тихом городке, блистательным своим оружием.
              А ведь уж эту-то трагедию можно бы остановить, элементарно опустив оружие. Но нельзя. Почему нельзя – вот тайна изо всех тайн нашего бытия.

               На сегодня хватит тут умничать. Пойду готовиться к Новому году, который годовалая девица с характером уже ждёт с нетерпением.

Дядявитяаятебяпомню!

10.12.2023 5:42

На фото: Она.