Загадка творчества Н. С. Лескова

Александр Бельский Город Орёл
30.01.2022

Загадка творчества Н.С. Лескова или почему "Левша" не понравился почвенникам и либералам

По отношению к писателю Лескову современники делились на две части: одни считали его непревзойдённым знатоком русской души, а другие проклинали за отрицание передовой роли "нигилизма". Однако Лесков продолжал писать и удивлять характерами яркими, иногда страшными в своих диких порывах, в которых читатели узнавали что-то от себя и пристыжённо смущались. Публика читала Лескова, но почему его невзлюбили русские интеллектуала, как с левой, так и с правой стороны? Попробуем разобраться.

Николай Лесков и его герои
Штрихи биографии
Николай Семёнович Лесков был сыном разночинца и обедневшей дворянки и родился в Орловской губернии. Отец служил в орловской уголовной палате и считался хорошим следователем. После выхода в отставку он со своим семейством перебрался в село Панино. В возрасте 10 лет Николай Лесков поступил учиться в гимназию, но прилежания не выказывал и за пять лет окончил только два класса.

В 1848 году на семейство Лесковых обрушилось два несчастья: сначала от холеры умер отец, потом сгорел дом со всем имуществом. К этому времени Лесков уже служил канцеляристом в той самой палате уголовного суда в Орле, где ранее трудился его отец. Вскоре он перевёлся в Киевскую казённую палату помощником столоначальника, продвигался по службе и в 1856 году был произведён в губернские секретари.

В 1857 году Лесков уволился с казённой службы и начал работать в частной компании, которая занималась всем, чем придётся. Несколько лет Лесков "странствовал по России", исполняя дела фирмы, приобрёл громадный жизненный опыт, познакомился с языком и бытом людей. По его словам, это были самые лучшие году его жизни. Тогда он "много видел и жил легко". Позже Лесков признавался, что ему не нужно было специально изучать народ, поскольку он "вырос в народе, ... спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом", и сам был его неотъемлемой частью. Этим Лесков отличался от современных ему писателей, в основном выходцев их богатого помещичьего сословия.

Леди Макбет Мценского уезда
Знаток русской души
В 1864 году вышла повесть Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" о том, как молодая купчиха Катерина Львовна Измайлова влюбляется в молодого приказчика Сергея, убивает вместе с ним свёкра, мужа и малолетнего племянника Федю, отправляется за это на каторгу и в порыве мести прыгает в Волгу с моста, увлекая за собой узницу Сонетку, на которую променял её любимый.

В 1870 году выходит роман писателя "На ножах", в котором он зло высмеивал модных в те времена "нигилистов", как называли представителей революционного движения. Лесков остался недоволен своим романом, но от главной мысли, в которой сравнил молодых бунтарей с уголовниками, не отказался.

"Иконостас её святых и праведников"
После романа о нигилистах Лесков, по выражению пролетарского писателя М. Горького, изобразил целый "иконостас" русских "святых и праведников". Были там и представители русского духовенства, и поместного дворянства. Были и образы "стойкой добродетели", достоинства, высокого мужества и "разумного человеколюбия". Были и вездесущие "нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа". Лесков старался показать людей такими, какими видел их внутренним взором писателя и знал, однако, в итоге помимо прогрессивных литераторов поссорился ещё и с церковью, которая обиделась за критику казённого христианства.

Левша, атаман Платов и царь
"Левша"
Самый большой успех, с точки зрения грядущих поколений, и самый большой шум, по мнению современников, вокруг своей фигуры Лесков вызвал в 1881 году, опубликовав "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе". Вот уж досталось писателю со всех сторон. На "Левшу" обрушилась сокрушительная критика либералов и ярых демократов, которые обвинили Лескова в национализме. Правая часть общественно-политического спектра, напротив, обозлилась за то, что писатель слишком мрачно изобразил жизнь русского народа.

Лесков, откровенно издеваясь над критиками, писал, что в его намерения никак не входило "принизить русский народ", но и "польстить ему" он тоже не собирался. Народ такой, какой он есть, и писатель видит его так, как видит только он - жаль, что эту истину никогда не понимали политиканствующие обыватели, хоть бы даже они и прикрывались возвышенными идеями.

Герои повести "Очарованный странник"
"Очарованный странник"
Вышедшая в 1872 году повесть "Очарованный странник" добавила Лескову новых проблем. Обычно он печатался у М.Н. Каткова - издателя, литературного критика и одного из самых влиятельных сторонников консервативно-охранительного направления. Обычно Катков редактировал произведения своего автора - кое-что в них его не устраивало. Катков всё больше убеждался, что Лесков - "не наш человек". "Очарованного странника" он просто отказался печатать.

В итоге, повесть пришлось издавать по частям в газете. "Правая" и "левая" критика отнеслась к ней враждебно. Лишь при царском дворе и в официальных кругах её, в целом, одобрили, хотя в "Страннике" не обошлось без критики властей.

Н.С. Лесков в 1894 году
Я не хочу нравиться публике
Исполняя литературный завет Н.В. Гоголя, Лесков в своих произведениях старался возвеличить "в торжественном гимне незаметного труженика". Лесков искал и находил в русском характере не только одну "дрянь", "ставшую главным предметом новой литературы", но и праведность, пусть редко, но встречающуюся среди грешных людей.

Была в творчестве Лескова и твёрдая принципиальность. Ближе к концу жизни он писал, что его "последние произведения о русском обществе весьма жестоки". Они "не нравятся публике за цинизм и прямоту". Но нравиться публике не входило в его литературные задачи: "Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить".

Художник слова
Умные люди, наподобие графа Льва Николаевича Толстого, ценили Лескова как непревзойдённого знатока русской провинциальной жизни, говорили о нём как о "самом русском из наших писателей". Другие, и таких было немало, оценивали его творчество с позиций общественно-политических задач, которые, по их мнению, стояли перед обществом.

И тут Лесков не вписывался ни в одну их господствующих парадигм - не нравился ни "правым", ни "левым". Ему одновременно отказывали в доверии такие разные деятели культуры как Катков и Салтыков-Щедрин.

P.S.
Лишь время расставило всё на свои места, навечно застолбив за Лесковым звание выдающегося писателя, который "всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть" со всеми его достоинствами и недостатками.

(Материал из Интернет-сайта)