Грандиозный провал КГБ

Александр Щербаков 5
Такого не ожидал никто.
Москва, 1980 год. СССР накануне летней Олимпиады. В столице действует особый режим, силовые структуры работают в усиленном режиме, страна ждет международные делегации, иностранные спортивные команды и заграничных гостей. И несмотря на то, что основной стратегический противник - США вместе со своими союзниками, в числе которых Канада, Западная Германия, Норвегия и многие другие, объявили бойкот Московским Олимпийским играм, работы органам хватало. Никто не питал иллюзий: спецслужбы - не спортсмены, их активность не прекращается ни на минуту. Тем более, во время международного мероприятия, когда Москва наводнится огромным количеством иностранных граждан.

В такое время возможно всё. Любое ЧП, любая провокация, способная вылиться в грандиозную проблему или межгосударственный скандал. Потому: бдительность, бдительность, бдительность...
Но таинственное исчезновение майора КГБ Виктора Шеймова стало для всех полной неожиданностью. Он просто пропал. Испарился. Не вышел на службу в понедельник 19 мая после выходных, которые собирался провести на даче. Исчез не один, а вместе с женой и 5-ти летней дочерью.

В КГБ сразу забили тревогу. Пропавший - сотрудник 8-го Главного управления КГБ СССР, занимавшегося вопросами связи, криптографии и шифровальной службы. Являлся специалистом по обслуживанию технических систем защиты информации в советских посольствах за границей и в зарубежных резидентурах КГБ. В его обязанности входило участие в подготовке ежедневных сводок разведданных для членов Политбюро. Т.е. он обладал всей возможной информацией о работе советской разведки за рубежом.

Пропажа сотрудника КГБ - это всегда ЧП всесоюзного масштаба. Оперативники милиции и госбезопасности сбились с ног, собирая по крупицам информацию о последних днях Виктора Шеймова и его семьи. Дома всё осталось нетронутым: вещи, ценности, одежда и даже детские игрушки. Родственники не могли сообщить ничего путного, а на даче, по заверению соседей, семья не появлялась.

Убийство?! Или побег?
Непосвященная в нюансы профессиональной деятельности пропавшего милиция рассматривала первую версию, контрразведка в силу своей профессиональной деятельности - обе. Шеймов знал не только ключи от секретных кодов, которые использовал КГБ для связи и передачи данных, но и был знаком с шифровальными машинами, прочими техническими средствами обработки информации и методологией работы советских агентов. Его бегство - грандиозный провал госбезопасности и страшный сон руководства СССР.

Виктор Шеймов родился 9 мая 1946 года в Москве, отец - инженер, мать - врач-кардиолог. Окончив в 1971 году Московское высшее техническое училище им. Баумана по специальности "Конструктор космической техники", благодаря выдающимся математическим способностям был приглашен на службу в КГБ СССР. Начав с работы простого шифровальщика, он быстро вырос до специалиста, отвечавшего за шифрованные каналы связи советских посольств за границей. Был на хорошем счету у руководства, длительное время работал в Польше.
Как такой человек мог пропасть?
По всей стране разосланы ориентировки, каждый постовой милиционер на вокзале, в аэропорту, на дороге снабжен фотографиями Виктора Шеймова и членов его семьи. Казалось, разбуди ночью любого из них, и они без запинки перечислят приметы и дадут описание. Сквозь столь плотно раскинутую сеть муха не пролетит, но дополнительной информации о майских событиях у правоохранителей не появлялось.

Была масса ложных следов. То оперативникам показалось, что близкие родственники ведут себя слишком спокойно и уверенно, будто им известно больше, чем они сообщали следствию. То сотрудник таможни на погранпереходе на советско-финской границе вроде бы узнал по фотографии Виктора Шеймова.
Но всё было тщетно. Сыщики не могли приблизиться к разгадке таинственного исчезновения.

Первый звоночек прозвенел спустя полгода, 27 декабря 1980 года, когда близ комитетовских дач недалеко от поселка Пехорка в Подмосковье местный житель обнаружил бездыханное тело заместителя начальника секретариата КГБ СССР майора Вячеслава Афанасьева, являвшегося сотрудником того же 8-го Главного управления. Майора доставили в больницу, где он скончался, не приходя в сознание 1-го января 1981 года.

Расследование уголовного дела по факту убийства Вячеслава Афанасьева, проводимое совместными усилиями Комитета госбезопасности и Генеральной прокуратуры, стало апогеем в противорстояниидвух силовиков брежневского СССР,  Председателя КГБ Юрия Андропова и главы МВД Николая Щелокова. Из-за того, что менее чем за год нападению подвергся уже второй сотрудник 8-го управления, к делу было приковано особое внимание. В случайности в вопросах государственной безопасности соответствующие органы не верят.

Оперативникам быстро удалось восстановить картину случившегося. Вечером в пятницу Вячеслав Афанасьев возвращался домой после празднования дня рождения коллеги. Находясь в легком подпитии, заснул в поезде метро и проехал свою станцию. Его разбудили на конечной сотрудники милиции по метрополитену. Препроводили в дежурку, досмотрели и сильно обрадовались обнаруженной бутылке коньяка и палке дефицитной сырокопченой колбасы. Милиционеры были пьяны, потому даже не обратили внимание на то, что задержанный предъявил удостоверение майора КГБ - задерживать работников комитета госбезопасности милиции категорически запрещалось.

Они отобрали сумку с продуктами у Афанасьева и привычно вытолкали того за дверь. Для милиционеров этот случай являлся рядовым в череде подобных деяний, совершенных ранее. На беду майор не смирился со своей участью, а вернувшись, начал угрожать грабителям в милицейской форме. И те испугались! Афанасьева затащили обратно и избили до полусмерти, а затем, чтобы скрыть следы преступления, вывезли в Подмосковье и бросили умирать на дороге недалеко от ведомственных дач.

Неужели, простое совпадение?
Сотрудники контрразведки скрупулезно изучали детали, плотно работали с подследственными. Выяснили, что ранее подобным образом оборотни в погонах уже совершали нападение на сотрудника КГБ, но тот не стал писать заявление. А потом один из милиционеров (не известно, по собственной ли инициативе или после применения особых методов дознания) признался, что да, он видел Виктора Шеймова в мае 1980-го года. Милиционеры убили всю семью, включая 5-ти летнюю девочку, а тела закопали близ подмосковной Яхромы на лесной просеке.

Мотивов преступления он назвать не смог. Наверное, обуяла жадность.
К поискам тел привлекли роту солдат. Разбили всю просеку протяженностью около километра на метровые квадраты. В углу каждого квадрата бурили лунку, далее делали прокол саперным щупом, стараясь определить под землей какие-либо нетипичные уплотнения, и так, шаг за шагом, медленно продвигались вперед. Вся поисковая операция заняла несколько дней, но найти ничего не удалось.

Тогда милиционер-оборотень изменил показания. Он хорошо ориентировался на местности и сказал, что убитых они с подельниками утопили в небольшом озере неподалеку. Но и там поиски не принесли результата, а обнаруженные рядом кости в результате оказались старыми останками лося.

Перед судом оборотень в погонах и вовсе отказался от показаний по делу Шеймова, сообщив, что совершил самооговор. Состоявшийся 21 июля 1982 года суд приговорил четверых милиционеров, совершивших убийство Вячеслава Афанасьева, к высшей мере наказания - расстрелу. Их соучастников - к длительным срокам заключения.
А следствие зашло в тупик.

Ещё по прошествии нескольких месяцев во владимирских болотах был обнаружен автомобиль с тремя трупами: мужчина, женщина и ребенок. Идентифицировать истлевшие останки не представлялось возможным: тела пробыли в болоте более года, а ДНК-экспертиза в те времена ещё не проводилась.

Ситуация, при которой тела определялись как принадлежащие членам семьи майора Шеймова, казалось, устраивала всех. Милиция закрывала резонансное розыскное дело, грозящее навечно зависнуть в "глухарях". Непосредственные руководители Виктора Шеймова и вовсе оказывались ни при делах: от случайной гибели не застрахован никто. Даже сотрудник КГБ. Контрразведка снимала претензии на свой профессионализм, избежав обвинений в уходе ценного сотрудника за рубеж - это стало бы ЧП всесоюзного масштаба. За всю историю перебежчики уходили на Запад, находясь за границей. С территории СССР такого не случалось ни разу!

Позже, уже в конце 80-х, КГБ выявит канал переправки советских граждан за рубеж через советско-финскую границу. Для эвакуации привлекались сотрудники посольств и автомобили дипкорпуса западных стран, дружественных США, не относящиеся, по сведениям КГБ, к разведслужбам, за которыми не велось слежки. Они вывозили интересующих лиц на посольских машинах, не подлежащих досмотру. Но это была совсем другая история...

Многие поверили, что история исчезновения советского шифровальщика разрешилась благополучно для всех. Но в 1985 году сообщение советского агента в американских спецслужбах прозвучало, как гром среди ясного неба. Сотрудник ЦРУ Олдрич Эймс уведомил КГБ, что американцы прослушивают штаб-квартиру советской разведки в Ясенево. И делают это с 1980-го года.
Позже, еще одному агенту, завербованному КГБ, сотруднику ФБР Роберту Ханссену, удалось выйти на след Виктора Шеймова в США и подтвердить, что перебежчик действительно находится в Штатах.

Еще работая в советском посольстве в Варшаве, Виктор Шеймов решил перебраться на Запад. Сложность состояла в том, что он как сотрудник шифровального отдела никогда не покидал стен посольства без сопровождения. Значит, требовалось освободиться от надзора, чтобы выйти на контакт с американскими спецслужбами. Никакие другие его не устраивали. ЦРУ - вот его билет в счастливое будущее.

Удобный случай представился, когда они с женой направились на концерт. Во время представления пока супруга отвлекала куратора, сославшись на больной живот, Шеймов вышел в туалет, вылез через окно на улицу и кинулся к американскому посольству, где потребовал встречи с представителем разведки. Ему было, что предложить правительству США, и он знал, что те не откажутся.
Времени с лихвой хватило, чтобы обсудить детали сделки и тем же путем вернуться обратно в театр.

Американцам в мае 1980 года удалось провести виртуозную спецоперацию на территории СССР под носом советской контрразведки, занятой подготовкой к Олимпиаде в Москве. Переодевшись вторым пилотом американской авиакомпании, совершавшей регулярные полеты в СССР, Шеймов проследовал на борт самолета. Его маленькую дочь усыпили снотворным во избежание возможных проблем и поместили вместе с матерью в контейнер дипломатического багажа, не подлежащего досмотру. Много позже стало известно, что операцию по вывозу Шеймова и его семьи из СССР подготовил сотрудник ЦРУ Дэвид Ролф, в дальнейшем возглавивший работу ЦРУ в посольстве США в Москве.

Спустя почти десять лет после побега, Шеймов решил выйти из тени, опубликовав книгу "Башня секретов", в которой признался, что к обращению к ЦРУ его побудила несправедливость советского общества, и он хотел "нанести как можно больше вреда коммунистической системе". Но это был лишь привычный реверанс в сторону западного читателя, которому автор почему-то не сообщил, что правительство США обещало ему за предательство Родины 1 миллион долларов.

В Америке советскому перебежчику удалось построить головокружительную карьеру. Будучи действительно высококлассным специалистом, Виктор Шеймов стал автором и патентообладателем инноваций в области компьютерной безопасности, активно сотрудничавшим с АНБ. Выступал в Конгрессе Соединенных Штатов в качестве свидетеля-эксперта, был основным докладчиком на крупных правительственных и частных отраслевых мероприятиях на Национальном съезде оборонной промышленности, на симпозиуме Национального научного фонда, читал лекции по кибербезопасности в университетах. Печатался с экспертными статьями в Washington Post, Barron's, World Monitor, National Review и других национальных изданиях, а также часто появлялся на телевидении, например в Шоу Ларри Кинга или 48 часов.

Его разработки по сей день используются не только в США, но и в Европейском Союзе, Австралии, Японии, Индии, Корее и Китае.
Об уровне, на котором продолжал работать в Америке Виктор Шеймов, говорит хотя бы тот факт, что сделав вопросы передачи безопасности делом всей своей жизни, в 1999 году совместно с бывшим директором ЦРУ Джеймсом Вулси и бывшим резидентом ЦРУ в Москве Дэвидом Ролфом он открыл совместную компанию "Invicta Networks".
Казалось бы, жизнь удалась!

Но даже несмотря на постоянные контакты с сильными мира сего, предатели во всем мире остаются предателями, которых презирают. Они лишь инструмент для достижения поставленных целей.

В том же 1999 году Шеймов заявил, что при вербовке в 1979 году ЦРУ его обмануло и не выплатило обещанного 1 млн долларов США, хотя и предоставило жилье, а также оплатило образование его дочери в Соединенных Штатах, и он вынужден был подать в суд...

Рассчиталась ли американская разведка с советским перебежчиком или нет, история об этом умалчивает. Иск был урегулирован в досудебном порядке.

Виктор Шеймов умер 18 октября 2019 года в своем доме в городе Вьенна штата Вирджиния в возрасте 73 лет от осложнений из-за болезни легких, о чем рассказала газете The Washington Post его жена Ольга.

Когда КГБ изменил шифры связи, которые бежавший на Запад майор КГБ сообщил ЦРУ, доподлинно неизвестно. Американские разведслужбы утверждают, что это произошло только после сообщения Эймса, т.е. ещё 5 лет секретная информация фактически передавалась по открытым каналам связи. Так это или нет, мы с вами никогда не узнаем.