10 декабря. Лоуренс Аравийский

Константин Клюшкин
10 декабря 1962 года в Лондоне британской монаршей семье и придворной челяди был представлен фильм Дэвида Лина "Лоуренс Аравийский". Днем позже началась демонстрация этой картины в кинотеатрах Великобритании.

В основу сценария картины был положен автобиографический роман Томаса Эдварда Лоуренса "Семь столпов мудрости". Т.Э.Лоуренс, родившийся в 1888, был внебрачным сыном англо-ирландского аристократа сэра Томаса Чэпмена и гувернантки Сары Дженнер. По окончании университета в Оксфорде в 1910 году Лоуренс занялся археологическими исследованиями на Ближнем Востоке. Тогда же у него появилась мысль написать книгу о семи великих древних городах этого региона и назвать её "Семь столпов мудрости". Однако, судьба внесла коррективы в планы юного археолога. В 1914 году началась Первая мировая война, и Лоуренс добровольцем вступил в Британскую армию. Поскольку Лоуренс, несмотря на свой достаточно юный возраст, уже был известен как знаток обычаев и традиций народов Ближнего Востока, он получил от военного командования назначение  в разведывательное управление. В конечном итоге книгу с указанным названием он написал, но посвящена она была совсем другой теме - Арабскому восстанию против Османского владычества 1916-1918 годов, непосредственным участником и, отчасти, организатором, которого он являлся. Книга была опубликована в 1926 году.

После нелепой (или, по мнению ряда конспирологов, чрезвычайно подозрительной) смерти Лоуренса в 1935 году британские кинематографисты несколько раз приступали к экранизации его мемуарного романа, но ни один проект по тем или иным причинам не был доведён до конца. Наконец, в конце 50-х годов о создании фильма на основе мемуаров Т.Э.Лоуренса задумались продюсер Сэм Шпигель и режиссёр Дэвид Лин. Дело в том, что созданный ими в 1957 году фильм "Мост через реку Квай" пользовался огромным успехом во всем мире, и они решили снова снять фильм, основанный на реальных исторических событиях. Книга Лоуренса предоставляла им благоприятную возможность реализовать этот замысел. Сэм Шпигель выкупил у брата Т.Э.Лоуренса, профессора А.У.Лоуренса, являвшегося его наследником, права на экранизацию книги "Семь столпов мудрости" за 22,5 тысячи фунтов стерлингов (примерно 470 тысяч фунтов стерлингов сегодня).

В качестве кандидатов на главную роль рассматривалось несколько известных в то время актёров, в частности, Алек Гиннес и Марлон Брандо. Но Гиннес не прошёл по возрасту, а Брандо отказался от роли, заявив, что не хочет два года своей жизни провести верхом на верблюде.  Узнав о проблемах с подбором актёра на главную роль, Кэтрин Хепбёрн, которая снималась в главной роли в фильме Дэвида Лина "Летняя пора" (1955), порекомендовала малоизвестного Питера О'Тула. Посмотрев фильм "День, когда ограбили английский банк" (1960), в котором 28-летний О'Тул исполнял одну из главных ролей, Лин понял, что этот актёр как никто другой подходит на роль Лоуренса. Тем более, что у О'Тула, как и у Лоуренса корни ирландские. (А Кэтрин Хепбёрн и Питер О'Тул впоследствии играли монаршую супружескую пару в фильме "Лев зимой").

Два года продолжался подготовительный период, и затем ещё 14 месяцев длились съемки. Съемки картины осуществлялись в Иордании, Испании и Марокко. Бюджет в 15 миллионов долларов был довольно скромным для картины такого масштаба, и трудно сказать, смогли бы создатели фильма уложиться в него...если бы не помогла любовь. Дело в том, что съемки посетил король Иордании Хуссейн. И влюбился в молодую ассистентку Антуанетту Гардинер. Желая заслужить благосклонность своей возлюбленной, он распорядился выделить целую бригаду своего арабского легиона в качестве массовки для фильма, так что большинство "солдат" фильма играют настоящие солдаты. Причём, бесплатно для создателей фильма. А Антуанетта Гардинер в 1962 году вышла замуж за Хуссейна и...стала его второй женой.

Удивительная вещь - религия! Король мусульманской страны поспособствовал созданию фильма. Но в большинстве мусульманских стран духовное и политическое руководство по религиозным мотивам запретили фильм к показу. В Египте поначалу тоже фильм был запрещён. Но египтянам повезло: одну из главных ролей в фильме играл Омар Шариф, звезда тогдашнего египетского кино и к тому же близкий знакомый президента страны Гамаля Абделя Насера. Он уговорил президента посмотреть фильм, а тому фильм понравился. И фильм разрешили. А у простых египтян, мусульман и немусульман фильм приобрёл бешеную популярность. Кстати, в СССР фильм тоже не демонстрировался. По крайней мере, до начала перестройки.

Кинокритики, равно как и выдающиеся деятели киноискусства, с восторгом приняли картину. Роджер Эберт дал фильму 4 звезды из 4-х возможных и включил его в свой список "Великих фильмов". Стивен Спилберг назвал этот фильм свои любимейшим... Но брат Т.Э.Лоуренса, посмотрев фильм ещё до его выхода на экраны, пришёл в ужас. Он назвал картину Лина "нечестивым браком вестерна и психологического фильма ужасов" и запретил использовать название "Семь столпов мудрости". Деньги, полученные за продажу прав на экранизацию, он пожертвовал на благотворительность. А фильм в итоге получил название "Лоуренс Аравийский".

Но не только профессор А.У.Лоуренс остался недоволен фильмом Дэвида Лина. Кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер, верный своей привычке  находить в любом фильме повод для придирок, наполнил свою рецензию едкими и саркастическими замечаниями, типа: "Лоуренс потерялся на фоне яркой демонстрации бесконечной пустыни и верблюдов, арабов, шейхов и стычек с турками, взрывов и споров с британскими военными", или "Легендарная фигура Лоуренса, мистика и поэта, в картине уменьшена до обычного размера клишированного героя боевика среди великолепных и экзотических пейзажей." И наконец, заключительная характеристика фильма - "громоподобная верблюжья опера, порождающая лишь угрюмое разочарование". (The New York Times, DEC. 17, 1962) 

Однако, кинематографическое сообщество не согласилось с мнениями профессора археологии А.У.Лоуренса и кинокритика Босли Кроузера. В начале 1963 года фильм Дэвида Лина "Лоуренс Аравийский" получил 9 номинаций на американскую премию Золотой Глобус и победил в 6 из них, в том числе в важнейших: Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр. И это несмотря на то, что среди конкурентов были такие киношедевры, как "Сотворившая чудо" Артура Пенна, "Убить пересмешника" Роберта Маллигана, "Дни вина и роз" Блейка Эдвардса и др. Немного позже Американская киноакадемия номинировала фильм в 11 категориях и в 7 из них присудила свою премию Оскар. В том числе, в важнейших: Лучший фильм и Лучшая режиссура.

"Родная" Британская киноакадемия оказалась чуть более скупой, чем Американская. Она номинировала картину Дэвида Лина всего в 5 категориях и в 4 из них присудила свою премию БАФТА. Причём, по своему обыкновению, признав фильм и Лучшим британским фильмом и Лучшим фильмом любого происхождения. К числу престижных кинопремий, завоеванных "Лоуренсом Аравийским", можно также отнести две премии Давид ди Донателло от Итальянской киноакадемии: одну - Сэму Шпигелю как Лучшему иностранному продюсеру, другую - Питеру О'Тулу как Лучшему иностранному актёру.

Вообще, Питер О'Тул за роль в фильме Дэвида Лина получил 3 престижных кинопремии и 3 номинации. Это сделало его сразу актёром первой величины и, возможно, компенсировало многочисленные травмы, полученные за время съемок. Ведь, снимаясь в роли Лоуренса, Питер О'Тул получил ожоги третьей степени, растянул обе лодыжки, порвал связки на бедре, сломал большой палец, вывихнул позвоночник, проломил череп, был укушен верблюдом, растянул шею, порвал паховую мышцу и дважды получил сотрясение мозга.

Рядовые кинозрители, как и члены киноакадемий, разошлись во мнениях с профессором археологии А.У.Лоуренсом и колумнистом рупора Демократической партии США. В 60-х годах прошлого века это проявилось в значительном кассовом сборе картины "Лоуренс Аравийский", который превысил 45 миллионов долларов. А в 21-м веке - в высоких зрительских рейтингах, выставленных картине. 73% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценку 8 и выше. Благодаря этому показателю и сказанному выше рейтинг фильма Дэвида Лина "Лоуренс Аравийский" (см. Предисловие) составил 10,865, что позволило ему занять высокое 12-е место в Золотой Тысяче. Эти показатели стали самыми высокими среди фильмов, произведённых британскими кинематографистами, что служит основанием считать этот фильм лучшей картиной британского кино. Кроме того, "Лоуренс Аравийский" стал лучшим фильмом мирового кинематографа 1962 года.