Александр Велединский краткий обзор творчества

Гедеон Янг
#Велединский, #кинообзор, #российскоеКино, #ТыДаЯ, #Русское, #Живой, #ВПорту, #Обитель, #история, #война, #смерть, #1993

Продолжаю познавать с разных сторон и заходов современный и не очень отечественный кинематограф – слава богам и богиням, что нет у меня предрассудков, фобий и комплексов на его счёт. На этот раз случился непланируемый засмотр ряда фильмов Александра Велединского.

Причём начиная со второго в его фильмографии – «Ты, да я, да мы с тобой». Сказать об этой короткометражке практически и нечего – двое железнодорожников скучают в будке на одником полустанке и забавы ради занимаются вольной борьбой на железнодорожном полотне да салютуют проезжающим поездам выложенной из кирпичей на склоне надписью «Попутного ветра в жо…!» с этой самой жо..й вместо последних букв. А потом с удовольствием отправляются по очереди на 15 суток за хулиганство. В итоге нарастающее безумие одиночества доводит героя Маковецкого до убийства любимой собаки напарника – тут уж само собой вспомнилась жалоба этого самого пьяного Маковецкого одному знакомому халявщику: «Ну почему мне всё время достаются роли негодяев и подлецов?» И действительно, как-то они у него прямо таки отменно получаются… . Можно ещё назвать фильмец приветом НОМовскому «Жбану дурака»…

С «Русским» тоже всё понятно – вполне годный байопик о юности молодого Эдика Савенко по материалам его книг. Причём снятый прямо на родине будущего Лимоныча, в Харькове – тогда, в 2004, это было вполне возможно. Ненависть грядущего нацбола ко всему советскому, особенно к ментам и психиатрам тоже весьма убедительно изображена – а кем и чем, скажите, мог бы вырасти поэт в украинской провинции на излёте хрущёвской эпохи? Чадов вполне убедительно сыграл юного – и взрослеющего Лимонова.

В «Живом» 2006 года замечательный звездный состав – и Лагашкин, и Епифанцев, и Арнтгольц, и Робак и опять Чадов с братом, исполнившие две роли – самого то ли живого, то ли мертвого Кира, и пытавшегося ему помочь священника. Фильм о ПТСР в результате казалось бы, «праведной» или как минимум оправданной выгодой войне, с которой никто уже не возвращается таким, каким ушёл – если вообще возвращается. Этим и объясняется навязчивые докучания Кира священнику – что будет и что делать, если кого-то убьёшь? И призраки погибших друзей, очевидно ждущих тебя на той стороне, из той же серии, как и постоянное, на протяжении всего фильма, питие водки в том числе и нюхавшие её призраки. И ещё вот что – как говорила подруга несостоявшейся невесте Кира «Тааакой парень!», так вот парень он как раз никакой, то есть неоригинальный, а очень даже ординарный, универсальный – потому и играет успешно кого угодно.

Вообще у Володарского несколько тем, постоянно присутствующих в большинстве его работ – история (неважно, насколько давняя), смерть и война. Зачастую всё вместе – история войны и память о смерти. Об этом и странноватый фильм «В Кейптаунском порту» - опять флэшбеки о Второй Мировой у троих пожилых уже людей, считавших, что они тогда убили друг друга, но выживших и теперь завершающих старый гештальт.

Под завязку – мини-сериал «Обитель», про соловецкий ад столетней давности. Драматизма сериалу дополняет любовная линия – роман зэка Артёма с кровожадной чекисткой Галиной, сыгранной Александрой Ребёнок. Коменданта лагеря, не менее жестокого, но и с особым садистским юморком чекиста Эйхманиса вполне убедительно сыграл «актёр на все роли» Безруков, о дальнейшей же судьбе Соловков, уже в настоящее время, тоже известно хорошо – теперь это православный вип-лагерь особого назначения. Любопытно то, что фильм, вышедший в 2021, основан на одноименном романе Захара Прилепина года 2014. Любопытно, был ли он ещё тогда искренним нацболом, или уже предал свои былые идеалы – ведь там советская власть показана возможно более отвратительной, что как бы не очень-то и комильфо в нынешней ситуации – особенно напоминания о репрессиях.

А, и ещё коротенький пятиминутный скетч Велединского вместе с 4-мя такими же других режиссёров в киноальманахе «Эксперимент 5IVE». Такое любопытное зрелище, хотя чего там «объединяющего» якобы – пролог в виде процесса съёмки в Поляроиде? Описывать тут что-либо сложно, очень специфический жанр. Но забавно, да, рекомендую – причём все пять роликов.

Был ранее ещё и «Географ, пропивший глобус» - плохо помню свои впечатления, но примерно такие же, как и от описанных выше работ – остросоциальная критика прогнившего наследия совка, в частности системы образования. А пока подожду свежий «1993», тем более что и там всё те же темы – история, война, смерть.

И таки да, посмотрел «1993». Особо добавить нечего, кроме того, что фильм совершенно в духе и стилистике режиссёра. Да, чортовы лихие девяностые, да, бандиты-выживание-дерьмократия-чорт-ти-что, да, деньги-вотка-запад-разврат, вот это вот всё, кто застал и кто помнит. Приятно радует, само собой, НОМовская песенка про «ель», открывающая фильм, да и весь прочий аудио ряд. Все актёры сыграли вполне на уровне, неплохо, хотя ничего особо выдающегося в сюжете – то есть в жизни главных героев не заметил. Как бы поучаствовали в эпохальных «исторических событиях» и даже засветились на камеру, чтобы «было что рассказать детям», а с их жизнью-то что произошло, изменилось? Да ничего, особенно с жизнью – разве что в ментовке побывал, жена так и вовсе изменила с новым русским, а дочка лишилась девственности с бандитом. Пожалуй, в этой никчемушности и бесперпективняке «перемен» и заключается вся соль сюжета – сменили шило на мыло, но всё осталось тем же, и все такими же, что и два года назад, и ещё на семь лет ничего нового не присветит.