Экономика кануна

Константин Берёзин
Экономика кануна

(канун в смысле столик в церкви территориально недалеко от распятия, около которого служатся панихиды)

Бывает так, что за кануном ухаживает бабушка-канунщица и имеет некоторый контроль над тем, что в нем происходит. (Поэтому себе или тому, к ней связан, может взять что угодно. Я однажды столкнулся с этим, и услышал от священников по этому поводу, что они часто берут что угодно сумками. Контроль-то у них, у канунщиц.) Канунщица выдает что-то священнослужителям, поющим, и другим работникам или полуработникам (те, кто ухаживают за подсвечниками, это в общем не работники, а так, частично только; зарплату они не получают, только в трапезной обедают). Более ценные продукты получают священники и, если канунщица осмелится, то она.

Что приносят на канун? Хлеб, пряники, печенье; затем, немного реже, репчатый лук, рис, гречку, пшено, реже — рыбные консервы и подсолнечное масло, ещё реже варенье. Скоропортящихся продуктов обычно не бывает. Это не принято. Скоропортящиеся появляются редко как исключение. То есть, если священник берет хлеб, пряники, рис, гречку, рыбные консервы, — то мяса, сметаны и сливочного масла там нет. Нас интересует вопрос: насколько большая ценность состоит в этих продуктах? Мясо и сметану покупать нужно в любом случае самому. На кануне их нет. Но хлеб, пряники и печенье всегда в изобилии. (По крайней мере так было, когда я это видел. Сейчас, при некотором развитии секуляризации общества, возможно, уже по-другому.) Также, если приход достаточно развитый, а священник достаточно влиятельный, то и подсолнечное масло можно будет от кануна получить. В те периоды, когда бабушка-канунщица отсутствует, а священник присутствует, например, в середине дня или вечером, священник, присутствующий в храме, получает контроль над кануном; т.е. совершенно нормальным поведением его будет подойти и посмотреть, что лежит на столике и в ящиках. Никто его никогда не осудит и, может быть, никто и не увидит, — такое поведение нормально, так делать было бы трудно только в присутствии бабушки-канунщицы, а без нея нормально.

Сколько денег можно сэкономить на кануне в одной семье (священника)? Если учесть, что в семье есть жена и, возможно, дети, хлеб в семье расходуется быстро, т.е. одну буханку черного хлеба и батон (или немного меньше) в день можно израсходовать. А если служишь не каждый день, а, например, по неделе, одну неделю служишь, а следующую нет, то можно взять что-то на будущее — если хлеб за несколько дней засохнет, то, по крайней мере, рис и гречка нет, или рыбные консервы. Не забываем, что членов семьи, может быть — 3, 4, а в некоторых семьях и более. По нынешним ценам одна банка консервов около 200 рублей. То есть, при некотором старании и внимательном подходе, только от кануна можно было бы сэкономить 5—6 тысяч. Конечно, в реальности может быть меньше. (Или у кого-то больше.) Если на приходе один священнослужитель — священник и он же настоятель, то он имеет заметно больше власти. Однако, если священник один, то значит приход маленький, а это, в свою очередь, значит, что канун скудный. Напротив, в крупных приходах есть трапезная и обеды для работников после литургии; на обеде суп и второе, а это — экономия денег и экономия сил жене на готовку; хотя жена все же, наверное, готовит суп себе и детям. Супы, вторые на обед и канун в сумме по нынешним ценам могут дать вместе взятые около 8—10 тысяч. (По относительно сдержанным оценкам, без преувеличений.) С учётом того, что священник берет с кануна не только для себя, но и для жены и детей.





.