Предатель

Жанна Шинелева
Предатель
— Ах, он обманщик и предатель! И до вас добрался?! Ну, я ему покажу! — кричал муж, размахивая кулаками.

— И я покажу! — вторила свекровь, хмуря лоб.

Ваня стоял, грустно понурив голову и молчал. Даже он в свои шесть лет понимал, что спорить с разъярёнными родственниками бесполезно. Ася тоже молчала. А что тут скажешь?

***

Ася и Валерий поженились восемь лет назад. Отец Валерия не присутствовал на свадьбе по очень веской причине: с матерью Валеры они были в разводе. И даже не только поэтому, а потому что Анна Степановна и Валера не общались с ним и люто его ненавидели.

Историю развода Ася знала, и было вполне понятно, что Анна Степановна, спустя годы, его не только не простила, а, казалось, стала еще больше ненавидеть.

— Это надо, а?! Сыну еще только два годика исполнилось, а он шашни завёл. И с кем! С молодухой. Хотя я тоже тогда еще девчонка совсем была, но он умудрился найти ещё моложе! — сердито говорила Анна Степановна. — И был послан. Туда, откуда пришёл! Жили на моей квартире, которую мне бабушка оставила. Своего ничего не было. Гол как сокол. Без штанов так и ушёл в ночь. Я ему потом вещи из окна выкинула. Ах, что я пережила… Валерочка плачет, обнимает своего любимого плюшевого мишку, а мать с отцом кричат и ругают друг друга последними словами. Так и стоит эта картина перед глазами. И для меня, и для ребёнка, (вот что главное-то! и что я ему не прощу никогда!) это была очень серьезная психологическая травма. Тяжело было после его предательства так, что хотелось выть и на стену лезть. А я ведь его любила, ирода! Как так можно?

Анна Степановна заплакала. Асе стало жаль женщину, и она чувствовала себя виноватой, что затронула эту тему. Сидели, пили спокойно чай, обсуждали предстоящую свадьбу. И тут дёрнуло её спросить, не придёт ли отец Валерия. И понеслось…

— Мама запретила мне даже произносить его имя, — после паузы продолжил Валера. — Отец пытался вернуться. Но мама его не пустила. Приходил, извинялся, в ногах валялся. Я этого, конечно же, не помню, мама рассказывала.

— Сюда ему вход закрыт! — злобно сверкнула глазами Анна Степановна.

Она была довольно грозной женщиной и Ася бы не решилась с ней спорить. Вот и отец Валеры видимо тоже.

— Алименты платил, как миленький, всё до копеечки. А с сыном я ему видеться запретила. А он, слабак и слюнтяй, даже не попытался в суд на меня подать! Издалека любовался ребенком, сколько раз замечала его возле школы, когда еще Валерочка маленький был, и я его забирать после занятий ходила. Он в снежки с друзьями играет, дети снеговиков около школы лепят, рюкзачки свои побросали, солнышко светит, снег искрится, хорошо! И эта рожа! Вижу, стоит, сердешный, к забору припал. Пришёл на сыночка посмотреть. Раньше надо было думать! Головой! А не другим местом!

— Потом вроде как пил он даже. Потом бросил. Мне рассказывали, — продолжал рассказ Валера. — Хотя не знаю, чего я это всё слушал? Знать о нем ничего не хочу!

Ася молчала. Что ей было говорить? Всё предельно ясно: об отце больше ни слова.

Поженились Ася и Валерий. Жили в квартире, которую подарила сыну Анна Степановна незадолго до свадьбы. Она получала неплохую зарплату и Валера, когда рос, ни в чём не нуждался. У него было всё и даже больше. Он всегда чувствовал, что у них дома достаток и это было приятно.

Ася и Валерий после института устроились на работу. Правда Асе повезло меньше мужа, фирма в которую она пришла через год развалилась и она осталась не у дел. Пыталась искать еще, а потом Валера, дела которого резко пошли в гору (и зарплата тоже, чему и Ася, и Анна Степановна были безмерно рады) предложил Асе осесть дома.

— Не рыпайся пока. Погоди годок другой. Побудешь домохозяйкой. Я смогу тебя обеспечить, — предложил Валера. Ему было очень приятно, что он может себе это позволить. — Будешь хранительницей нашего семейного очага.

— Спасибо! — улыбнулась Ася, которая и сама об этом подумывала, только не решалась произнести вслух. — Я тебя люблю!

— И я тебя! — ответил Валера и поцеловал жену.

Анна Степановна не порадовалась такой перспективе.

— Сын. Ну зачем? Молодая здоровая девка будет сидеть на твоей шее!

— Мама! — укоризненно посмотрел на Анну Степановну Валера. — Между прочим, эта, как ты изволила выразиться, девка — моя жена. Я её люблю. Вижу, как она переживает, что не может найти работу. И я подумал, а надо ли? Может пусть пока посидит? С деньгами проблем нету.

— Не благодаря ей! — проворчала мать.

— И у неё тоже всё будет, — заверил сын. — Образование есть. А это главное, я считаю. Устроится потом.

Устроиться не получилось, Ася забеременела. Решили рожать.

— Время самое подходящее. Мы молоды, полны сил и здоровья. Что тебя беспокоит? — спросил Валера жену.

— Как же декрет? Лучше бы я работала… — подняла заплаканные глаза на мужа Ася.

— Я сказал, что обеспечу тебя! Я способен прокормить жену и ребенка! Всё будет хорошо!

— Надеюсь… — Асе было грустно. Не так она себе это представляла.

Через девять месяцев родился малыш. Назвали его Ваня.

С заботами о малыше мысли о работе у Аси отошли на задний план. Валера же, напротив, уверенно шагал по карьерной лестнице и зарплата его увеличивалась. Конечно, пропорционально зарплате, увеличивались и обязанности. Ася его дома почти совсем не видела.

Прошло время. Ване уже исполнилось пять лет, когда однажды, гуляя на детской площадке, они с Асей встретили пожилого мужчину. Он подошел к ним в тот момент, когда Ваня пытался построить крепость из песка. Он прокапывал подземный ход под крепостной стеной, как вдруг замок рухнул. Ваня обиженно засопел и посмотрел на маму. Она не одобряла слез. Особенно по пустяковым причинам. Но замок разве пустяки? Придется начинать все с начала. Пока Ваня решал, заплакать ему или нет, добрый пожилой дядя присел аккуратно на бортик песочницы и предложил свою помощь.

— Кто вы? — насторожилась Ася.

— Я… вы меня не знаете, но наверняка обо мне слышали. Я отец вашего мужа. И дедушка этого замечательного мальчика.

Малыш прислушался, оторвавшись от своего занятия. Он застыл с песком в руках.

— Дедушка? Урра! У меня есть дедушка! А ты, мама, говорила, что нет. Что у меня только две бабушки и ни одного дедушки. Вот же он! А зачем ты прятался?

— Я…я не прятался. Всё гораздо сложнее, малыш, но я попытаюсь объяснить.

Мужчина представился. Звали его Евгений Петрович.

— Я совершил ошибку. И всю жизнь расплачиваюсь за неё. Я уже достаточно наказан. Но… Аня… Аня она не поймёт. Она меня возненавидела. Я не мог общаться с сыном, видеть, как он рос, держать его на руках, гулять с ним, но мечтаю общаться с внуком…

Евгений Петрович рассказал, что после развода был женат ещё два раза. Оба неудачно. Счастья своего он так и не нашел, детей не нажил, но за жизнью своей брошенной семьи он следил.

— Да. К стыду своему. Ведь это стыдно, правда? Следить за людьми? — сказал, понурив голову Евгений Петрович.

Пока он говорил, Ася аккуратно его разглядывала. Фигура стройная, с выправкой, похож на военного в отставке, хотя вроде бы, нет, Валера ничего такого не говорил… Виски седые. Глаза красивые, голубые. Лицо симпатичное, не отталкивающее. Да и Ванька… Он бы к злому человеку не пошел. Ася давно заметила у сына способность безошибочно считывать людей. Он ещё никогда не ошибался.

А тут… Они с Евгением Петровичем уже десять минут увлеченно строили замок, и получалось просто отлично. Такое ощущение, что они были знакомы сто лет. А глаза у Ваньки прямо сверкали. Он был увлечен и с восторгом играл с дедушкой. С настоящим дедушкой, о котором так мечтал мальчик. А почему нет? Что плохого Евгений Петрович сделал конкретно внуку? И ей?

Евгений Петрович отряхнул руки и поднялся с бортика песочницы.

— Ася. Вы не против, если мы будем хотя бы иногда встречаться?

Ася была не против, но надо было обговорить это с мужем. Надо.

Дома вечером произошёл жуткий скандал, который имел продолжение и на следующий день. Муж кричал на Асю, говорил, что отец предатель и как она посмела общаться с ним? И ребенку разрешила.

— Нужно было немедленно уйти! Сразу же. Ух я ему еще и морду бы набил! Чтобы не повадно было.

Ася не нашла доводов, чтобы убедить Валерия. Ваня рассказывал о том, как ему понравился дедушка. Валерий скрипел зубами от злости и сжимал кулаки. А на следующий день позвонила свекровь, который Валера все рассказал, и тоже сильно кричала.

— Ах он гад, вычислил! Следил, значит, за нами. Так все годы и следил. Фото он смотрел, паршивец. Поди ж ты, какая любовь и преданность! Раньше надо было! Не смей, Ася. Слышишь? Не смей с ним общаться. Поделом ему. Сам виноват.

Ася клятвенно пообещала не подпускать к Ване и на пушечный выстрел «новоиспечённого дедушку», как выразилась Анна Степановна.

Легко сказать, да трудно сделать. Встречи продолжились. Сам Ваня очень настаивал на них. И он полюбил дедушку, мечтал с ним общаться. Они встречались с ним на детской площадке, в парке. Лакомились мороженым, ходили в пиццерию. Один раз даже ходили в цирк. Ваня оказался неплохим конспиратором. Он понял, что его встречи с дедом напрямую зависят о того, сможет ли он сохранить секрет, и он его хранил. Даже рассказал бабушке о цирке, клоунах и обезьянке, которая выделывала трюки, умолчав о том, что все это время с ним рядом сидел дедушка. И смеялся. И радовался, как ребенок. Оказалось, что он тоже любит цирк. Мама сидела рядом с другой стороны, и Ваня был абсолютно счастлив.

— А папа не любит цирк, — грустно сказал он бабушке.

— Папа много работает, чтобы обеспечить вас с мамой, — назидательно сказала Анна Степановна.

— Я знаю, — вздохнув, произнес мальчик.

Встречи Вани и Аси с Евгением Петровичем продолжались два года, пока Анна Степановна случайно не «застукала» их на месте преступления. Она шла по дорожке мимо детской площадки и заметила бывшего мужа, который качал Ваню на качелях. Увидев Анну Степановну, Евгений Петрович спешно ретировался…

Разразился жуткий скандал, еще сильнее прежнего.

— Если ты будешь и дальше встречаться с этим изменником, вылетишь из семьи! — прошипела свекровь. — Подумай хорошенько, прежде чем сделать это! Мой сын тебя содержит, ты живешь на его территории и будешь делать, что тебе говорят!

— Но… Анна Степановна…

— Никаких «но». Пока сидишь на шее, права голоса не имеешь. Тебя попросили по человечески, объяснили ситуацию.

— Но внуку же он ничего плохого не сделал!

— Сделает! Это плохой человек, понимаешь?!

— Ася. Мама права. Не вмешивайся в эту ситуацию, — сказал Валера. — Тебе не понять. Тебя не предавали…

Ася пришлось согласиться. А что было делать? Семьёй она дорожила, мужа любила. Но примирить его с отцом это помочь не могло.

Примерно год они с Евгением Петровичем не встречались. Ваня горевал и скучал по деду. За это время он как раз пошел в первый класс и ему было чем с ним поделиться, новостей хоть отбавляй. Но…

— Мама, а может… Может встретимся с дедушкой? Мы никому не скажем. Помнишь, мы один раз были у дедушки дома? Вот там нас никто не увидит, правда же? — Ваня подошел к Асе, когда она пришла его встречать после школы, и зашептал на ухо. — Пошли к нему в гости, а?

Евгений Петрович обещал научить Ваню работать по дереву, и мальчик очень мечтал попробовать. И Ася решилась. Это стало их огромным секретом. Много лет они встречались с дедом, вместе проводили время, ходили в кино, в театр. Ася сильно переживала, что обман раскроется, но они были очень осторожны и потому ни муж, ни свекровь ничего не узнали.

«Я не вправе лишать деда общения с внуком, — думала Ася, когда совесть её особенно мучила. — Видно же какую радость это ему доставляет. Пусть Ваня растёт пока с дедушкой. А потом видно будет. Вырастет и сам решит, как ему быть.

***

Ваня продолжал общаться с Евгением Петровичем и даже, став подростком, не потерял к нему интерес. Напротив, они стали лучшими друзьями. Когда Ване было пятнадцать лет, не стало Анны Степановны. Вот во время прощания с ней Ваня, наконец, признался отцу. Валерий, который был поглощён горестными переживаниями, молча воспринял эту новость. Лишь вопросительно взглянул на жену. Она кивнула и опустила глаза.

— А знаешь, — сказал Валерий Асе, наконец, решившись обсудить эту новость, спустя несколько дней. — В душе у меня пусто. Нет к нему ненависти. Не знаю, может быть, это мать постоянно подогревала во мне это чувство. Но… я задумываюсь и прихожу к выводу, что он действительно ничего плохого мне не сделал. И Ване тоже. К чему всё это? Враждовать, злиться, сходить с ума? Пусть всё будет, как будет. А жизнь рассудит.

Ася улыбнулась. Она была рада, что приняла тогда верное решение. Пройдет время и может быть, даже отец с сыном помирятся… Кто знает?