МарИванна, ВГ и студень

Татьяна Конст-Пелёвина
Действующие лица:
МарИванна, МИ — дама, которая любит повспоминать, когда не спится;
ВГ или внутренний голос МИ — её дружок закадычный.

МИ в темноте пошарила рукой по столу и, нащупав очки, водрузила их на нос, потом зажгла свет и взглянула на часы. Они показывали 23-30. “Нет, это уже слишком”, — подумала она.

МИ: ВГ, ну, что такое? Не успела задремать, как ты разбудил меня! Чего тебе неймётся-то? Весь изворочался туда-сюда, изохался. Сам не спишь и мне не даёшь!

ВГ: Вот не поверишь, МИ, — я есть захотел.

От неожиданного ответа МИ рассмеялась, но тут же прикрыла ладошкой рот. — Ночь на дворе, домочадцы спят.

МИ: Мы же ели в 19-00 кашу рисовую с тыквой и манго. Я тебе даже  пряник с молоком дала.

ВГ: Да не сердись, МИ, — мне обидно стало, — я проснулся, а ты дрыхнешь, прости за грубость! Ну, а о чём ещё думать ночью тёмной? В окно одному смотреть не интересно. Кстати, люди уже новогодние гирлянды в своих окошках вывесили. Посмотри, как красиво. Скоро Новый год будет. Ёлку будем наряжать?

МИ: Конечно, будем. Я с детства зимние праздники обожаю.

ВГ: А что приготовим к праздничному столу, —  ты уже придумала?

МИ: А что, уже пора? По-моему, у нас с этим проблем никогда не возникало?!

ВГ: Слушай, МИ, а какое у тебя, кроме шуток, любимое угощение?

МИ задумалась на мгновенье и с удовольствием, медленно, как заклинание, прошептала: “Студень!”

ВГ несколько озадаченно протянул: “А я думал, что икорка чёрная, красная рыбка, грибочки, колбаска, тортик. А тут какой-то заштатный х о л о д е ц?!”

МИ: Да что ты понимаешь?! И не холодец, а именно студень папиного приготовления!

ВГ: Ну, нашла чем удивить. Да как ни назови, — блюдо-то одно и тоже!

МИ: Эх ты! — Дело даже не в самом блюде, а в процессе его приготовления вместе с папой, в предчувствии и ожидания праздника, гостей. Жили ведь в пятидесятых годах бедновато, тем не менее Новый год всегда собирали, приглашали родственников и друзей. Угощение готовили заранее. Это не сейчас, — пошёл в супермаркет и затарился! Тогда над угощением ещё ой как нужно было поколдовать! А мой любимый студень варили только в холодное время года.

ВГ: А что так?

МИ: Холодильников-то у нас в те годы не было. В жару студень не застынет.

ВГ озадаченно поскрёб макушку: “Да, как-то некомфортно Вы жили”.

МИ: Я была ребёнком, для меня-то проблем не было. Родители заботились обо мне и как-то решали свои взрослые вопросы.

ВГ: МИ, ты с таким теплом это всё вспоминаешь! Ну, давай дальше расскажи о своём студне!

МИ: Во-первых, папа всегда варил студень из говяжьих и свиных ног. А их нужно было ещё достать!

ВГ: А что была проблема с доставанием? Идёшь на рынок и покупаешь!

МИ: Не всё так просто, дорогой! Папа доставал эти ноги через знакомых.

ВГ: По блату, значит?!

МИ: По знакомству! Но дел с ними, с ногами, было ещё много! Особенно меня завораживала паяльная лампа, которой папа эти ноги опаливал во дворе. Представляешь какая огненная струя с шумом вырывалась из неё. Для меня это было интересно! Причём начинался процесс приготовления студня дня за три - четыре до праздника. Я была верной папиной “помощницей”. К слову сказать, в детстве, как говорила мама, я была папиным “хвостиком” и везде ходила с ним. Папа варил студень в большой кастрюле в печи!

ВГ: А почему не на газу?

МИ: Газа в нашем деревенском посёлке не было. Вместо газа главенствовала в доме печь, а топили её то дровами или торфом.

ВГ: Я что-то такого не помню. Почему?

МИ: Ты, мой ВГ, был совсем маленький, может с зёрнышко, а потому я тебя с твоими рассуждениями не слышала.

ВГ: Ну давай дальше рассказывай о своих детских воспоминаниях!

МИ: Варился студень со всякими специями часов 8. А потом допревал в печи. Особенно мне нравился процесс разборки студня, когда мы с папой отправлялись в горенку. Хорошо разваренное мясо легко отставало от костей. Папа складывал его в специальное деревянное корыто, а косточки отдельно. А я облизывала эти косточки с большим удовольствием. Папа называл некоторые из них “бабками”. Рассказывал мне, что в его детстве они с этими косточками играли в какие-то игры с ребятами на улице. Разобранное мяско папа измельчал тяпкой в корыте, добавлял специи, выкладывал в бульон и солил. Очень хорошо помню, что разливали студень в большие порционные тарелки и оставляли в холодной горнице застывать.
 
ВГ: МИ, а как Вы праздновали Новый год, какие закуски еще подавали в твоём детстве к праздничному столу?

МИ: А об этом повспоминаю в другой раз, давай спать, а то уже три часа ночи.

МИ и ВГ нырнули под одеяло, обнялись и минут через десять спали сном младенцев.