Леонид Млечин. Из жизни пресмыкающихся

Юрий Буков
Леонид Млечин. Из жизни пресмыкающихся.
Однажды мне на глаза попалась  небольшая книжка «Дети, которых лишили детства» (1980 год издания); автор – Леонид Михайлович  Млечин (1957 г.р.).
Книжка  меня заинтересовала, а когда я дошёл до слов «трагическое положение миллионов и миллионов детей в странах капитала - страшное проявление антигуманной сущности буржуазного общества», то чуть не заплакал.
Но вспомнил, что что-то очень похожее уже написано раньше  Достоевским, Горьким, Диккенсом, Цвейгом и проч. Но классики, хотя бы, облекали свои обвинения (в адрес капитала) в художественные декорации, строили хитросплетения судеб, закручивали сюжет, а Млечин напрямую, жёстко без художественных прикрас рубит правду-матку: «страшное проявление антигуманной сущности буржуазного общества».
Почти  как Остап Бендер,  собирающий деньги на помощь сиротам. Разница только в том, что действия т.Бендера подпадали под действие статьи о мошенничестве,  а т.Млечин вполне легально получил не только деньги, но и известность.
А в литературе как устроено? Правильно; как сказал А.Чехов: «. . . . у актеров и литераторов круговая порука: раз они приняли тебя в свою среду, ты становишься известным на всю Россию».
Так и  Млечин. Уже начало 80-х годов 20-го века изобилует его творениями. Они не просто публикуются, а публикуются огромными тиражами. Например, «Грань безумия» 1983г. — 75 000 экз. Проект «Вальхалла» 1983г.  — 100 000 экз.
Как справедливо заметил Экзюпери, люди любят считать и пересчитывать (особенно деньги). Так и я, начал считать. Даже ежели отчислять по гривеннику с каждого экземпляра в копилку Млечина, то это, это, это . . . страшно сказать какие деньги. За такие «страшно сказать какие деньги» рядовые труженики СССР в те времена  должны были трудиться несколько лет. А Млечин вполне легально получил «страшно сказать какие деньги»  за короткий срок «открытия правды», которая «лилась из каждого утюга».
А ведь Л.Млечин в 1983 году -  ещё даже не член Союза Писателей СССР. Парню всего-то 26 лет  (членом стал в 1986 году)
А тиражи – огромные.
Чтобы понять, что такое тираж в 100 000 экземпляров в те годы, надо для примера взять тиражи других литераторов.
Так вот,  такие тиражи соизмеримы с тиражами, например, Юлии Друниной – участницей  Великой Войны, члена Союза Писателей СССР с 1952 года, Секретаря Союза Писателей СССР или с тиражами выдающегося В.Шукшина.
А первый сборник стихов  всесоюзного любимца Владимира Высоцкого «Нерв»  вышел в свет в СССР, аж,  в  1981,   после смерти поэта  - тираж 25 000 экземпляров.
Но, видимо, В.Высоцкий не был таким работоспособным и талантливым, как Л.Млечин.
Однако, надо отдать должное упорству и работоспособности Л.Млечина (о таланте – чуть позже).
Ещё  в советскую эпоху Млечин - в 80-е  годы — корреспондент, международный обозреватель, заместитель главного редактора еженедельного журнала «Новое время». (Большинство зарубежных корреспондентов этого журнала, по словам Млечина, были разведчиками советских спецслужб. Информация – из Википедии; претензии – к ней. Возникает вопрос: а сам-то Млечин - как остался белым и пушистым? Как он уживался в таком журнале  – уму непостижимо.)
В  постсоветское время – работоспособность и вездесущность Млечина удесятерилась.
С 1993—по 2010  годы Л.Млечин — редактор международного отдела, заместитель главного редактора газеты «Известия», ведущий еженедельной программы «Де-факто» на телеканале «РТР», ведущий еженедельной информационно-публицистической программы «Весь мир», автор и ведущий еженедельной информационно-аналитической программы «Мир без границ», автор и ведущий еженедельной программы «Поздний ужин», сотрудник  на телеканале «ТВ Центр»,  автор и ведущий публицистической программы «Особая папка», ведущий и комментатор ежедневной информационно-аналитической программы «События», автор и ведущий ток-шоу «Вёрсты», соведущий программы «Суд времени» на «Пятом канале».
Вездесущность Млечина – невероятная и ЗАГАДОЧНАЯ. Имел он, разумеется, и доступ не просто к архивам, но – к секретным архивам, куда рядовым гражданам и нос сунуть нельзя.
(Я специально выбрал период с 1993  по 2010г. – год написания Млечиным нижеуказанной статьи «Ну и где же вашингтонский обком?». Но Л. Млечин и сегодня ведёт передачи  и пишет; влияет на умы).
Ну, казалось бы, работает человек – ну и пусть работает.
Вроде бы и так, но . . .
Сам Л.Млечин любит описывать «Жизнь Замечательных Людей» (им издано несколько книг).
Вот и меня охватил литературный зуд. Бог с ними – с деньгами и известностью.
Но написать хотя бы малость о Млечине – тянет.
И  не только для серии книг «Жизнь Замечательных Людей», а как очерк  «Жизнь Загадочного Человека». Ибо получить возможность публиковаться молодому человеку, не члену Союза Писателей стотысячными тиражами в 1983-м году – неразрешимая ЗАГАДКА для рядового гражданина.
КАК?
Ответ нашёлся в  Википедии.
А-а-а (подумал я, а думать, как известно, не запрещено). Вот в чём штука! Отчим Млечина - главный редактор «Вечерней Москвы» - одной из самых влиятельных газет советской эпохи.
Невольно приходит мысль, а именно, что своих родителей  надо выбирать «с умом», а не «абы как».
Опять-таки, ну и ладно.
У всех людей разные родители; главное, чтобы автор писал хорошо и искренно.
Но в этом вопросе у меня, во-первых,  возникают неприятные ощущения, хотя бы на основе прочитанной книжки «Дети, которых лишили детства». Уж слишком она «идеологически выдержана» и в тысячный раз повторяет выдержки из докладов КПСС.
И другие произведения Л.Млечина тех лет идеологически похожи друг на друга, как капли воды (в зависимости от политического ветра).
Во-вторых, произведения Млечина литературными достоинствами не блещут; это - сухие выжимки из секретных архивов. Нет ни лирики,  ни психологии, ни иронии, ни батальных сцен, ни фантазии – никаких художественных «завитушек-украшений». Вообще, всё  писанное Млечиным (и созданное на ТВ) сухо, сжато, как протокол вскрытия трупа. К тому же, надо признать, что вытаскивать «жареные факты» из секретных архивов (куда доступ разрешён лишь «посвящённым»)  - дело не талантливое, а - нехитрое.
В-третьих, об искренности произведений Млечина или «кто из ху»  - Л.Млечин «внутри самого себя»?
Тут и вовсе берёт оторопь.
(Следите за руками;  виноват, за годами публикаций)
Для примера надо взять хотя бы пару его произведений: «Проект «ВАЛЬХАЛЛА» (1983г)  и  «Ну и где же вашингтонский обком?» (2010г.).
Цитата из «Проект «ВАЛЬХАЛЛА» (1983г):
«Здесь, в «Асахи», нашла приют специальная группа управления планирования ЦРУ (такое невинное название получило подразделение, которое занималось подрывными операциями)».
А теперь цитата  из статьи Млечина «Ну и где же вашингтонский обком?» (2010г):
«В нашем обществе (России) очень распространены слухи о тайной власти, которая на самом деле управляет страной. . . .  .. За кулисами скрываются вашингтонский обком, мировое правительство, ЦРУ...».
Видно, что здесь отношение Млечина к ЦРУ США радикально изменилось; он абсолютно отвергает подрывную деятельность ЦРУ.
Из организации занимавшейся, по мнению Млечина в 80-е годы, «подрывными операциями» на территориях других стран,  ЦРУ США в статье 2010-го года превращается, превращается, превращается . . . в невинного барашка. Оказывается, никакого влияния ЦРУ США на Россию Млечин уже не видит.
И («странное дело») каким-то «чудом» эта трансформация воззрения  Млечина  совпала  со сменой политической власти в России.
Тут поневоле засомневаешься в искренности Л.Млечина.
В.Путин: (НОВО-ОГАРЕВО, 9 декабря. 2021г. /ТАСС/ на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Цитата):
". . . .   в середине 1990-х у нас в качестве советников, официальных сотрудников правительства Российской Федерации, . . находились.  . кадровые сотрудники Центрального разведывательного управления США. . .  .,  На наших объектах ядерного оружейного комплекса сидели американские специалисты, приходили туда на работу каждый день с утра до вечера - стол стоял и флаг американский. Они там жили и работали».
Но  Л.Млечин, вхожий во многие секретные архивы и, следовательно,  во власть, «разумеется»,  ничего этого НЕ ЗНАЛ!
А может быть, Млечин придерживается рекомендации Салтыкова-Щедрина: «Вчера существовало вещее слово, к которому целые массы жадно прислушивались; сегодня - это же самое слово служит не призывным лозунгом, а сигналом к общему бегству»?
Как бы то ни было, «а времена между тем изменялись. И все к лучшему».
Вызывает неподдельный интерес и другие противоречивые мысли Млечина.
Например, в работе  «Ленин. Соблазнение России»  (2012):
«Гениальное ленинское искусство соблазнения в том-то и состояло: он обещал то, на что не осмелился никто иной: немедленное решение всех проблем! . . . . А ведь ничто из того, что он пообещал, не сбылось. . . .  Советская система не терпела протестов и бунтов и жестоко карала любое проявление недовольства.. . . . Стало ясно: если ты — часть системы, ты живешь лучше других».
Или в работе Млечина «Брежнев. Разочарование России» (2012):
«Брежнев погрузил общество в своего рода наркотическое опьянение или, точнее, в приятную апатию».
Сравним (очерк «Дети, которых лишили детства», 1980):
«Трудно даже пытаться сравнивать положение детей в социалистических и капиталистических странах - настолько оно различно. У нас дети не умирают от голода, не страдают от постоянного недоедания и эпидемий. Не бросают школу, чтобы своими детскими руками прокормить семью. Их не покупают и не продают, не истязают... Какое бы социальное зло мы ни взяли, ему нет и не может быть аналога в социалистическом государстве».
Как меняется человек!  «Загадка».
Возникает ещё одно неприятное чувство в ходе чтения млечинского очерка «Ленин. Соблазнение России»  (2012). Там, например, сказано (цитата):
«Мой дедушка — Владимир Михайлович Млечин — воевал в Гражданскую войну и на фронте вступил в партию большевиков. Очень искренние слова о собственном жизненном выборе я нашел в его записках:  «Я взял в руки винтовку, чтобы воевать за Советскую власть, осенью 1917 года в Екатеринославле (ныне Днепропетровск). Мне было шестнадцать лет. . .  ..  Так, детьми, жили и мы, пока не разразилась катастрофа.. . . .  пока небо не раскололось над собственной головой. . . .   я стал постигать, что идеей великой революционной целесообразности прикрываются дела невыносимые, преступные, ужасные» (конец цитаты).
Однако, никакие «ужасные, преступные  дела «революционной целесообразности в СССР» не помешали дедушке Л.Млечина работать в СССР  ответственным секретарем газеты «Вечерняя Москва», начальником Московского областного и городского управления по контролю за зрелищами и репертуаром (Мосрепертком), заведующим отдела искусства в газете «Известия», директором Театра революции, заместителем ответственного секретаря Союза писателей, директором Центрального Дома литераторов.
Кстати, мама Л.Млечина тоже - Член Союза журналистов СССР, Член Союза писателей СССР.
У Л.Млечина и всех его родных – куча государственных и общественных должностей, званий, наград  и т.п и т.д.
Уму непостижимо: - Л.Млечин в 80-е годы работает заместителем  главного редактора еженедельного журнала «Новое время»  (большинство зарубежных корреспондентов которого, по словам Млечина, были разведчиками советских спецслужб); мама – в творческих Союзах, отчим – главный редактор «Вечёрки», дедушка Л.Млечина всю сознательную жизнь работает на руководящих постах в Советской культуре, т.е.  ВСЕ они сотрудничают с «преступным режимом «революционной целесообразности», но . . . при этом остаются незапятными. И не только  «белыми и пушистыми», но и весьма успешными.
Чем они украсили Русский Язык – непонятно; но есть - жонглирование архивными данными и неуёмная страсть к должностям, наградам, званиям. А должности и звания, «совершенно случайно», всегда сопряжены с наградами и  деньгами.
Может быть, поэтому В.Высоцкий не стал членом Союза Писателей?
Может быть, именно поэтому всенародные любимцы «высоцкие» не могут издаваться при жизни?
«Местов нет».
(Подумал-подумал и решил добавить старый анекдот по теме. Входит старушка в транспорт; все сидячие места заняты. Она горько сетует: «Нет более джентльменов». А ей мужики хором в ответ: «Джентльменов-то много, да местов нету».
Так и здесь. «Местов нету».)
Может быть, на этих высокооплачиваемых местах разместились генеалогические ветви и листья «млечиных». А «млечиных» есть и друзья – такие же «идеологически выдержанные» в соответствии с политическим ветром.
У меня складывается впечатление, что отталкивая «высоцких»,  «млечины» не просто занимают «хлебные места» (иногда чужие), но и, оказавшись на «хлебных местах» в явном большинстве (благодаря родственным связям), не встречая конкуренции со стороны «высоцких», начинают награждать друг дружку, ибо более - некого.
А теперь следует обратить внимание на слова из статьи Млечина ««Нож в спину» (2014г) (цитата):
«В подлые времена человеку бывает трудно и страшно принять решение. Гнуться или сопротивляться? . . .  — борьба с любой диктатурой, любым преступным режимом. Можно ли укрыться от этой схватки? Не сотрудничать с режимом. . . Бежать. . . . Увы, преступная реальность догоняет беглеца. Конечный пункт бегства — . . . за неверный выбор приходится расплачиваться».
Возникают естественные вопросы:  Сознательно ЛИ сотрудничал Млечин с брежневским режимом «наркотичнского опьянения» и с «преступным режимом  революционной целесообразности в СССР»? Жалеет ли, что сотрудничал? Кается ли? Как пострадал от любого режима? КОГДА  Млечин прозрел? И почему? Когда же он «лапшу вешал» - давеча или нонче? Когда он был искренним?
И напрашивается естественный ответ: мировоззение Л.Млечина меняется одновременно со сменой политического режима.
Скромный итог размышлений.
Млечин – упорный?  – Да.
Млечин – смышлёный? – Бесспорно.
Млечин хорошо информирован (из секретных архивов)? – Конечно!
Млечин вхож в «кабинеты власти»? – Несомненно.
Но где же искренность?
Да, можно ЛИ ВЕРИТЬ смышлёному, упорному, трудолюбивому, информированному Млечину?
А ежели завтра власть снова – того. .  . .?  Как  он тогда нам – простодушным – будет  вещать?
Опять-таки сравним пару вышеприведённых цитат Млечина (1980г).:
«Трудно даже пытаться сравнивать положение детей в социалистических и капиталистических странах - настолько оно различно. У нас дети не умирают от голода, не страдают от постоянного недоедания и эпидемий. Не бросают школу, чтобы своими детскими руками прокормить семью».
И другую цитату Млечина (после распада СССР, 2012):
«Гениальное ленинское искусство соблазнения в том-то и состояло: он обещал . . . . А ведь ничто из того, что он пообещал, не сбылось.»
Как говорил О.Бендер, С восьми часов до 18-ти Млечин «ЗА» Советскую власть, а с 18-ти до 8-ми утра. . .?
Как меняется человек!
В научном мире это называется мимикрия. А в народном жаргоне: «из жизни пресмыкающихся».
То-то