Джек Лондон, мотивация цели

Валерий Олейник
  К факту своего существования человек привыкает быстро. Бывает только родился и сразу привык, а бывает живет человек и никак не может понять: нравится ему жить или нет. Вот со мной был случай: вскоре после рождения я быстро понял какие преимущества даёт  жизнь по сравнению...  но не будем о грустном.

        К двадцати четырём годам я успел отслужить в армии, жениться и развестись. Последний факт жизни на меня пагубно подействовал, я захандрил. Через несколько месяцев, почувствовав удобства холостой жизни, приободрился, начал смотреть по сторонам и проявлять интерес к противоположному полу.
        Противоположный пол тоже мной интересовался, давая понять,  что женская красота — это страшная сила.

         По жизни я всегда был любителем болтаться по книжным магазинам, покупая разную литературу, в основном художественную, но не гнушался и такой, как например: Способы разведения кроликов, как выращивать цветную капусту, как сделать катамаран и как хранить деньги в банке в сухую погоду. Утолять свой информационный голод можно было и другим путём, но я оказался традиционалистом,  продолжая читать все, что попадало под руку.

        В один из  походов в книжный магазин увидел книгу Джека Лондона «Мартин Иден». До этого я перечитал почти все, что выходило под именем этого автора в Советском Союзе, а это немало, тираж почти семь с половиной миллионов книг, Лондон оказался самым читаемым из зарубежных писателей. Его романтика приключений пришлась по вкусу всем, кто хотел лучшей жизни. Несбывшаяся
 мечта сидела в людях, как заноза в неудобном месте.

         Но одно дело мечтать, другое действовать. Дурак мыслями богатеет, а признавать этого не хочется, нет мотивации. Лёжа на диване каши не сваришь, вот и приходится книжки читать о том, что может произойти с теми, кто отважился переступить через себя.

        Сотворив образ Мартина Идена, Джек Лондон частично создал автопортрет, только философский настрой отделял его от своего героя.

       Для меня звезды сошлись в этом романе, он оказался струей свежего воздуха, канатом, сброшенным в бездонный колодец моего падения.

       Полный решимости я выбирался из колодца, из последних сил хватая веревку руками с разорванными, кровавыми мозолями, упираясь коленями и босыми ногами в мокрые, скользкие стены, с хрустом ломая выступающие сучья и корни деревьев.

       Выбравшись из колодца я вышел во двор дома и увидел апрельское полнолуние. Ярко, до визга светила Луна. Почему-то в апреле она называется розовой. Луна висела над деревьями, над домами, над трубами дымоходов, заглядывая в каждый уголок на земле. Напрягая зрение можно было читать без фонаря. Я стоял, опустив руки, подставив лицо, как будто для загара,  вспомнив, что в такие минуты важно давать разного рода клятвы.

           Я знал клятву Гиппократа, в которой именем Аполлона, Асклепия и других богов и богинь происходит заверение в том, что не стоит вредить человеку, если ты подвязался на ниве добра и желания помочь больному. В какой бы ты дом ни вошёл, ты войдёшь туда для пользы заболевшего. Будешь  далеким от всякого пагубного и неправедного, особенно с женщинами и мужчинами, свободными и рабами...

        Глядя на Луну я придумал свою клятву и произнёс ее торжественно и вдохновлено с чувством, от которого распирает грудную клетку, от умиления слезятся глаза и хочется встать в позу Наполеона, важно заложив руку за отворот, выпятив нижнюю губу и прикрыв глаза.

       Я начал говорить и после слов о том, что я клянусь, голос мой окреп, появилась уверенность в важности момента, в том, что стою здесь не зря.

       — Именем богини Луны Селены, богини лунного света Гекаты, клянусь, что в своей жизни буду всегда следовать следующим принципам: не буду вредить себе в любую погоду и в любое время дня и ночи, буду всегда ставить перед собой реальные цели. Буду стараться стать лучшим в любом деле, которым предстоит заниматься, добиваться поставленной цели силой ума, развивать способности к анализу и кропотливому труду.

Клянусь жизнью мечтателя и строителя воздушных замков.
         В доказательство моих намерений я до крови укусил запястье руки, капнул каплей крови на землю и дважды переступил через это место.

          Важность момента и наступившая минута торжества бурлила в сознании, переворачивая мои внутренности, заставляя стучать сердце с удвоенной силой. Я вернулся в дом, лёг на кровать, сердце продолжало стучать пулеметной очередью, так я до утра и не заснул.

       Думая о том, как вдохновляет внутренняя сила Мартина Идена, его упорство, способное изменять личность, делая их уверенными  в своих силах. Предстоял долгий путь интеллектуального развития.

          Я уверовал — стоит только захотеть и человек сможет все. За короткий срок я подготовился и поступил в художественный институт, став как и Мартин Иден, приверженцем материалистического эволюционизма Спенсера и индивидуализма Ницше. К последнему особое отношение.

           Ницше за свою жизнь написал семь тысяч афоризмов, я почти четыре, чтобы его догнать, осталось меньше половины. Это конечно шутка. Афоризмы я пишу последние пятнадцать лет,  уверенность Мартина в том, что побеждать должен сильнейший, передалась и мне. Философский романтизм, словно кукушонок в чужом гнезде нашёл выход, вытеснив конкурентов.

       Я бросил хорошую работу, привычный уклад жизни и уехал в другой город, поступив в художественный институт. Первый год каждый день работал как каторжный, рисовал, писал этюды, много читал. Был одержим идеей стать лучшим, с этой идеей  живу и сейчас. Но учился всегда, пример героя Мартина Идена символичен, образ не канонизировал, не превращал в икону, даже часто и подолгу забывал о нем, хотя выработанные за прошедшие годы привычки остались.

       Всплеск творческих эмоций продолжался до тех пор, пока я не встретил свою Руфь Морз. Последующие за этим выбросы тестостерона повлияли на жизнь холостяка неожиданным способом, я забыл об Мартине Идене и снова женился.
       

Валерий Олейник
Декабрь 2023