Наивная изобразительность в христианском искусстве

Артём Киракосов
Артём Киракосов
„НАИВНАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ХРИСТИАНСКОМ ИСКУССТВЕ“ 
 \ для доклада Оли Павловой в Российской академии художеств \
ах, да нет же, это вовсе не про меня: "наив"!?


1958 -- 1973. Не помню ничего за собой особо христианского до 14. Хотя, нет, рисовал эстонские памятники, церкви и монастыри, развалины...
Да хотя: разве церкви рисовать -- христианство?
Оглядываясь назад, подмечаешь, сколь много дорог разных совсем пройдено!
Стараясь откликнуться Ольге, перелистывал сделанное, и вот что...
Вряд ли могу понять термин"наивное": что это? -- не профессиональное, без образования? -- но разве не зарабатывают, обладая профессией и не учившиеся, наловчившись? да "наивные" ли они простачки?
Термин "примитив" тоже коробит, потому что примитив я вижу совсем в другом, отталкивающем, как правило, грубом, безвкусном, пошлом, без духа!
Да и образование -- разное, народные умельцы имеют свои школы, конечно же, -- не "академические" нашего толку.
А "христианское" ли это, видно из темы, или из веры автора, пусть он и пейзажист?
Есть ли черта, отделяющая христианского искусства от иного?
Но оставим всё, как есть; и я начну рассказ свой, -- просто дорога, которой шёл...
1958 -- 1992. Нательный крест мне сделала (1992, крещение в Армянской Апостольской Церкви в московском храме на Ваганькове Воскресения Христа, Сурб Арутюн [по имени моему]) Любовь Гаджиева, филолог, иконописец, ювелир. Талант, красавица, утончённая девушка! Она из Махачкалы, закончила там Университет, здесь училась в Строгановке, работала в Софрино. Старинное, червонное,  золото дала мне моя бабуля Мака, Макруи, "Чистая" в переводе с армянского, которую я просил быть мне крёстной матерью. Крест -- силуэт Распятого, просто контур с объёмом, пластически элегантен! [1958 -- 1992: 001]
1973 -- 1977. В Училище (1973 -- 1977) мне заказали копию с Армянской миниатюры для подарка. Я выбрал: художник Аракел (в другом месте прочитал: Грикор; XIII век), Матенадаран (хранилище древних рукописей), рукопись № 7408, 1356-го года, «Благовещение». Копия была выполнена на голландской бумаге ручного литья акварелью и темперой мягкими кистями без имитации потерь и повреждений, то есть: реставрация--реконструкция. Представляю репродукцию оригинала, сама работа находится у Владельца. Эта вещь стала первой, скопированной мною на заказ. Я только поступил в Художественное училище ("имени 1905", "Пятачок"): и Артёму, мне, стукнуло 15... Можно ли её назвать „наивной“? Мне сложно ответить на этот вопрос. Думаю, -- что нет! Могли ли в Средневековью дать "наивному" художнику дорогие, бесценные при войнах: пергамент, кисти, краски, золото, кожу..? Было ли это началом моего христианского искусства?.. Не знаю вот, наверное! [1973 -- 1977: 002]
1977 -- 1979. Советская Армия! Я там просто балдею и ржу, мне очень по душе дружный воинский коллектив. Меня оставляют там. Друзья не выпускают насильно, удерживают ещё 2 лишних месяца. Скучаю... Когда возвращаюсь, они звонили каждый день мне! Христианство там для меня было -- дружба с прибалтийцем, Костик Галабурдо (кажется, белорус), который, как ни давили и не били, так и не принял присяги убивать людей!
1979 -- 1980. После Армии я легко работал акварелью. По листам больших размеров. Устроился в Суриковском лаборантом (чтобы поступить). В моих опусах тех лет есть монастыри, поэт, блуждающий по свету! Девушка, являющаяся ему, как Благовестие Большой и Настоящей Любви. [1979 -- 1980: 003.1 "Девушка в монастыре", 1979 -- 1980] [1979 -- 1980: 003.2 "Благовещение поэту", 1979 -- 1980]
1980 -- 1983. Этими годами я путешествую по Армении, делаю романтический диптих "Святой и Девушка". [1980 -- 1983: 004 "Благовещение поэту", 1979 -- 1980.] Пишу радостные мечтания о Рае, как о Восточном саде, с отголосками живописи Павла Кузнецова и любимой мною серии Сарьяна "Сказки и сны" [1980 -- 1983: 005 "Сад-Рай", 1980 -- 1983]
1980 -- 1983. Перо становится моим излюбленным инструментом. Чёрной и разбавленной тушью пишу "Времена Дня: Утро, День, Вечер, Ночь", чередуя облака и купола армянских монастырей... "Времена Дня: Утро, День, Вечер, Ночь". [1980 -- 1983, полиптих: 006.1 Утро, 006.2 День, 006.3 Вечер]
1980 -- 1983. "Народная часовня" -- вот работа, итожащая период, как тематически, так технически, эмоционально. В ней -- вещи, которую я просто увидел в жизни, изображена сложенная людьми часовенка в горах. Народ туда сносит всё, что находит, считая сакральным: бумажные репродукции Рафаэля, Леонардо, осколки камней, коврики, свечи, ненужную чужую утварь! В Армении вера живая, она не в руках клира, а из наших сердец, сотворённая из ничего... [1980 -- 1983: 007 "Народная часовня", 1980 -- 1983]
1984 -- 1985. На первых курсах Института (поступил в 1983, после трёхлетнего лаборанства в Методическом фонде Кабинета живописи) в мастерской литографии Факультета графики выполняю сложную копию в 5 камней (досок) в технике цветная литография с действительно "примитива" (условное название, как и "наивное"), армянской, особенно любимой в нашем народе,  иконы ХVII-го века "Богоматерь с Младенцем, Иоанном Крестителем, Григорием Просветителем  и святыми". [1984 -- 1985: 008.1 копия "Богоматерь с Младенцем, Иоанном Крестителем, Григорием Просветителем  и святыми", 008.2 деталь копии, 008.3 деталь репродукции подлинника]
1985 -- 1987. "Колесо Судьбы", по скульпторе моего любимого учителя и дяди Лазаря Гадаева, у которого я учился с 10-и своих, 40 лет общения, с 1968 и по его гроб в 2008! У Лазаря есть такая скульптура "Несущий Колесо Судьбы": думается, это Крест и Христос, Голгофский Путь. Я повторяю её, эту композицию, практически, в своей графике. Чем мне близок и дорог Лазарь, как человек, собеседник и художник? -- он пронзал бескомпромиссностью и беспощадностью взгляда, обращённого на и внутрь себя, с милосердием и состраданием к человеку. Когда его не стало, опустела (да таковой и остаётся) артистическая сцена! На Лазаря равняться, знать его лично, учиться у него -- высокая честь и миссия. Вечная память. Это потом он сделает своего Христа, несущего Крест по Голгофской дороге смерти, а предначертательными были образы Человека и его Судьбы, несущего её колесо, сгорбившегося под несносимой ношей. [1985 -- 1987: 009 "Несущий Колесо Судьбы, по скульптуре Лазаря Гадаева"]
1985 -- 1987. Меня начинает интересовать знаковость, особенно крест, перевоплощающийся в человека. Пишу большие живописные холсты, они показываются (наконец) на первых молодёжных неформальных выставках "Арбарт", "Лабиринт", другие, уезжают в гастроли по Европе! Человек-Крест -- моё на всю жизнь. [1985 -- 1987: 010.1, 010.2]
1985 -- 1987. Наверное, самые приподнятый кусок жизни! Я рисую распахнутого настежь руками в счастье человека. Это без предела радость обращённого на солнце в благодарении не коленопреклонённых молитв, слава Твоя, Отче! К этому же можно и отнести случаем вроде бы затесавшийся сюда ярко-праздничный картон-эскиз "Праздник Входа На Смерть" ("Вход Господен В Иерусалим"). [1985 -- 1987: 010.3, 10.4]
1988 -- 1990. Трагические года для Армении. Резня в Сумгаите, начало Первой карабахской войны, Спитакское землетрясение (7 декабря 1989). Я пишу циклы: "Война", "Рыцари", "Бои", "Землетрясение". Они столь тяжелы, что я их не смог хранить. Крест превращается в горящее пламя, меч!  [1988 -- 1990: 011]
1988 -- 1989. Тяжелейший 1988 год кончается 7 декабря катастрофическим Спитакским землетрясением. Крах. Из которого выбираться как?.. На диплом в Суриковском (я -- политический плакатист) откладываю тему любимых русских лириков: Фет, -- и беру, естественно, то, что видел воочию, отправившись на место катастрофы... Итог? -- я защищаюсь 24-я фотоплакатами со стихами армянских поэтов Х -- ХХ веков, выход видится в благословении жизни! В одном из последних плакатов -- аналой 1273 года (дерево), на котором как бы наше будущее в стихах. [1988 -- 1989: Землетрясение, серия 24 фотоплакатов со стихами армянских поэтов Х -- ХХ веков, 012.1, 012.2]
1980 -- 1990. Наступает период полнейшего молчания. Я в мастерской своего учителя и дяди, Лазаря Гадаева (дежурю, пока его нет, слежу по хозяйству), делаю какие-то знаковые камерные вещи из армянского туфа, бурого с чёрным, как боль, души и плоти, белоснежного, как наша армянская ночь, охристого, как свежая земля похорон, вздёрнутая вверх брызгами лопат, аскетические и архаические. Крест-камень -- то, что из меня выпирает всегда! Из Креста -- боль, радость, соль и солнце, распятие и праздник одоления и взлёта. "Крест-камень" -- самая точная работа цикла с цитатой с хачкара. Я балдею от крест-камней, вправленных в Армении в стены монастырей, домов, лежащих в траве, высеченных на скалах... Я начинаю писать словами, отчаявшись сохранить что-либо живым на земле: ощущение разверзающейся под ногами (я застал толчки) плоти земли -- и страх животный перед чёрной бездной, куда можешь пасть в одночасье (никто из нас, спасателей, не знал, что выкинет дальше она, земля под Арменией) -- не проходит после Спитакского землетрясения... И это зависает лет в 10 так! [1980 -- 1990:  Цикл Архаика: 013.1, 013.2, 013.3]
1988 -- 1998. "Нерисованный период" (ровно в 10 лет)-- я только пишу стихи, мысли, наполняя каждую букву, знак -- кровью! От этого периода -- одни прочерки мимо.
1994 -- 1994. 1992 -- крещение, 1993 -- венчание с Еленой Киракосовой после 10 лет брака у дьякона Георгия Чистякова и отца Александра Борисова в московском прекрасном храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. И счастливый поворот: с зимы в весну 1994-го работа в Германии, Щтансдорф с друзьями: Сергей Алфёров, Андрей Басанец, Алексей Орловский, Александр Бровин, Николай Кращин и другими. Написаны 77 холстов за 3 месяца. Я работаю у ребят переводчиком и шофёром, поскольку права на авто и пару слов по аглицки умею лишь я. Это лихой кусок моей жизни. Экспериментирую во всех материалах, техниках, кресты-дома-люди... "Песни" это называется! [1994 -- 1994: 014.1, 014.2, 014.3, 014.4, 014.5, 014.6, 014.7]
1994 -- 2012. Витюша Григоренко (будущий протоерей) (мы работаем вместе в Абрамцево реставраторами), Ириша, его жена и я, мы втроём, затеваем в Семхозе (Сергиев Посад) Музей протоиерея Александра Меня.
1997 -- 1999. Силой заставляю себя писать! Картины! К 40-летию делаю выставку из 40 картин. Нахожу другой свой вечный символ -- "Вечный Город". Позже -- и до сих пор -- повторяю этот сюжет, уже и на заказ! [1997 -- 1999: 015.1; 2018 -- 2028: 015.2]
1998 -- 2000. Время силы и расцвета! Пишу счастье во всём его становлении и многообразии... В ликах дерев Новый и Ветхий заветы от Господа! Живопись внешне похожа на импрессионистическую, нео- и постимпрессионистическую. Вдохновение -- да! Это Цикл весь "Счастье жить!" [1998 -- 2000: 16.1 "Древо Ветхого Завета", 16.2 "Древо Нового Завета"]
2001 -- 2002. Заворожённый идеей проиллюстрировать и прокомментировать святые книги Ветхого и Нового заветов через других авторов, пишу в течении года Цикл "Август перемен. Эскизы", 50 картонов 50х40 и 40х50, живописные транскрипции библейских сюжетов через вИдение другого художника, необязательно хорошего, но того, кто повлиял! [2001 -- 2002: 017.1 -- 017.10]
2002 -- 2003. Пробую писать серии картин на сюжеты из Библии и церковные праздники, посвящая это уходящим из жизни дорогим мне людям. Евгении Владимировне Завадской, китаисту, философу, правозащитнику, монахине, переводчику, профессору Суриковского, своему учителю и, смею считать, другу. [2002 -- 2003: 18.1 Троица Пресвятая, 18.2 Благовещение Господне]
2003 -- 2004. Большие холсты 90х90 моим друзьям и учителям, первоклассным, покинувшим этот мир художникам: Георгию Щетинину и Сергею Алфёрову, -- выставляю живопись на Покровских воротах с вечерами памяти... [2003 -- 2004: "Двенадцать Праздников" 19.1, 19,2]
2004 -- 2012. Мёртвый сезон в моём искусстве! Я преподаю в Суриковском "Технику живописи и технологию живописных материалов" на Факультете живописи, "Копирование произведений станковой масляной живописи" в музеях (Пушкинский, Третьяковка, другие), реанимирую и возглавляю Мастерскую реставрации, она встаёт на ноги, выпускаем первых специалистов, они получают диплом гособразца. Российская академия художеств отмечает мой труд и успехи, труды по сохранению культурного наследия России и работы по взращивания молодёжи. Ничего не сделано из творческого себе, всё отдано им, студентам, коллективу!
2012 -- 2014. Культурное сообщество "АртЭриа" предлагает мне расписать крипт Храма святителя Николая на Трёх холмах Москвы, где располагается. Делаю это абстракцией и коллажем с Марией Полянской. [2012 -- 2014: Росписи Крипта Храма Николы На Трёхгорке 020.1 -- 020.3]
2012 -- 2014. Новое мне дело: выступаю автором проекта оформления, художественным руководителем и организатором работ. Так сделали Часовню Архангела Михаила (Подмосковье).  Выполнили мозаики, резьбу по доломиту, витражи, ковку, интерьер. Хоть и крохотное пространство. [2012 -- 2014: 021.1 -- 021.3]
1990-е -- 2020-е. Всё время делаю серии фото в поездках по Европе и дома. Выработал личный знак, символ: человек с поднятыми вверх, к солнцу, руками! Выступаю сам себе моделью для того годами, люблю эту позу, рисую себя так в ней! [1990-е -- 2020-е: 022]
2014 -- 2016. Выступаю автором проекта, художественным руководителем и организатором работ оформления Музейно-храмового комплекса "Дом Святого Духа" (Подмосковье). Работают группы художников, сотворяем мозаики, витражи, росписи, монументальную скульптуру, интерьер. [2014 -- 2016: 023.1 -- 023.19]
2016 -- 2018. Делаю инсталляции, мне надоел заказной монументализм, снимаю природу и выкладки на песке, в зелени, по улицам: зачем что-то постоянное? Из смальты выкладываю своих человечков -- кресты! Они оживают, шагают, живут и радуются. Делаю живописные картины из цветного пластилина, они складываются в серии, легко трансформируясь: крест -- человек -- цветок -- меч -- пламя... [2016 -- 2018: 024.1 -- 024.3] 
2018 -- 2028. Мой новый цикл "Стрела, летящая точно в цель" -- это крохотная графика совершенно свободных форм, отстранённая ото всего, но главное -- легко хранить, как книга! Использую всё, что есть под рукою, от рисующих, водорастворимых материалов, до масел, лаков. А сюжеты? -- и христианские, да. [2018 -- 2028: 025.1 -- 025.3]
2021 -- 2021. Погибшему нашему мальчику, Вигену Киракосяну (1989 -- 2021), своему прекрасному студенту, другу, сыну друга, посвящаю волшебные, фантастические города, населённые монастырями, соборами, кремлями, сказкой вечности. Выставляем свои посвящения ему на первой персональной, посмертной... [2021 -- 2021: 026.1, 026.2]
2021 -- 2021. Памятник Володе Парахину, другу, заказчику, коллекционеру, партнёру, шутнику. Взялся, потому что другие отказались. И сделал архаику -- строго конструкцию. Меня привлекает движение, кресты, нарисованные одной прерывистой линией стальной нержавейки. Крест меня интересует, пожалуй, сильнее всех символов, принимаю это. Думается, я сделал что-то особенное в этом? [2021 -- 2021: 027.1 -- 027.3]
2018 -- 2028. В этом цикле открываю в себе данные отвечать теме, делать заказы, быть в чужом строю, вписываться в чужие идеи. Нахожу свою технику резьбы и гравировки по бумаге и картону. Попадается среди тем и армянские: Рождество, Крещение, Обрезание, соединённое в древности по нашей традиции в одно, Обрезание. [2018 -- 2028: 028]
2022 --  2023. К первой годовщине кончины поэта и музейщика Анатолия Долженкова выступаю автором проекта памятника ему на Троекуровском, привлекаю скульпторов. Меня по-прежнему зовут армянские кресты. Вписываю бронзовые горельефы в пару держащихся, как бы за руки людей-цветков-крестов. Это Спаситель и Богородица, мужское и женское начало. Пластика? -- наша, армянская, традиционная, живая, без геометрии. [2023 -- 2023: 029.1 -- 029.6]
2023 -- 2023. Для Тиграна Петросова (по приглашению) в Обнинске делаю из кварцита Спас Нерукотворный "Крест Процветший" на равностороннем кресте. Это пламенеющее изображение, дарящее защиту и счастье его семье, надеюсь! [2023 -- 2023: 030.1 -- 030.3]
2018 -- 2028. В графике для себя открываю новые возможности: это резьба, гравирование по бумаге и коллаж без краёв и фона. Мне видятся сказочные красоты Родины, Армении! [2018 -- 2028: 031.1 -- 031.3]
1973 -- 2023. В своих скульптурах (да и вообще) я всегда вдохновляюсь камнями Армении, которые хранят всё!.. Прижмёшься, послушаешь: так бьётся сердце нашего народа, плачет и смеётся, поёт и молчит.
Но я не знаю никакого за все 5 тысячелетий, кого бы назвал из резчиков „наивным“, даже самые простые, как бы деревенские, кресты, вправленные, якобы случайно, в стены домов, храмов, монастырей, на природе, они все -- традиционно -- потомственно не „наивные“, а из ген наших -- с поколения в поколение совершенные, включая самые элементарные! Обожжённые веками, слезами, огнём, вулканами, землетрясениями, кровью, горем, войнами, потерей, но и обретениями, радостью, ведь правда?
Во всех моих работах с крестами-людьми -- заложена та же идея, нашей Апостольской Церкви, что во всех хачкарах над нами, как бы мёртвыми: крест -- не орудие пытки с мучающимся, умирающим на нём человеком, полуживым, на последнем издыхании, потерявшим связи с Создателем, а воскресшее Вечное Древо Жизни цветущей весны, увитого гроздьями щедрого плода любви...
В этом смысл того, что стоит над каждым армянином, крест-камня: распустившиеся цветы, листья, ветви -- узоры процветшего сухого ствола смерти!
Разве справедливы термины: "наивный", "примитив", "профессиональный", "академический", "реализм", "классика", не все ли мы, христиане, призваны служить Господу и другу другу всем своим даром, духом, усилием, умением? В этом-то и есть сила Христовой Церкви!


09 12 2023

АвтоТекст # 0863 за 2023:


репродукция: Артём Киракосов, фрагмент копия с  армянской иконы ХVII века "Богоматерь С Младенцем, Ионанном Крестителем, Григорием Просветителем и  святыми", 1984 1985
(полные каталожные данные)
На первых курсах я выполнил в сложнейшей (5 камней) технике цветной литографии  копию действительно с примитива!  С  армянской иконы ХVII-го века «Богоматерь с Младенцем»:
Артём Киракосов 1958 Москва
цикл ШЕДЕВРЫ НА УРОКАХ
(в МГАХИ имени Василия Ивановича Сурикова) 1980 1990
серия ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА МОЛОДОСТИ
копия с  армянской иконы ХVII века " БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ " 1984 1985
цветная литография с 5 камней/досок с рисующим чёрным /тушь перо/ (бирюзовый и золотистый, зелень и красный)
литографская тушь СССР перья СССР литографские карандаши ГДР СССР белая рулонная литографская бумага СССР полиграфические краски СССР растворители СССР
Факультет графики МГАХИ имени Василия Сурикова 2 курс
печатники: Юрий Пак Андрей Басанец Юрий Охапкин
педагоги: Николай Воронков Виталий Петров-Камчатский 
48,6 х 36,4 см на листе 69,1 х 53,5 см
каталогизировано и подготовлено для показа в Библиотеке имени Александра Горловского (Сергиев Посад) к вернисажу 15 12 2018