Реплика о современном кино

Ирина Ракша
На фото:Императрица Екатерина II               

                Реплика о современном кино
                эссе
   Как важно при начале всякого дела не ошибиться. Правильно выбрать краеугольный камень. И при строительстве дома, и при создании семьи, и, конечно, при съёмках нового, особенно игрового фильма. Хочу помянуть два из них "Анну Каренину" режиссёра К. Шахназарова и "Екатерину" режиссёров А. Баранова и Р. Сабитова. Как раз эту "Екатерину" сегодня крутят по всем СМИ, на всех каналах, на всех экранах ТВ.
   Однако, смотреть этот фильм я просто не могу и, возможно, не я одна. Здесь изначально в основе всего лежит ошибка режиссёра. Ну как можно было на роль императрицы всея Руси, даже по внешности  хорошо известной реальной великомудрой женщины-труженицы (по рисункам, по многим живописным полотнам больших художников) утверждать на эту роль полную противоположность оригиналу? Ведь даже каждому современному школьнику хорошо известно, что в жизни государыня была величественна, высока, полногруда. А свои красивые крупные ноги и бёдра любила обтягивать белыми мужскими лосинами, а сапоги-ботфорты на ней были с раструбами выше колен. А главное всем памятны её стать, её голова, её классический римский профиль. Так по какой же причине мы нынче ежедневно должны взирать на экране полное несоответствие оригиналу? Вызывающее несоответствие. Девчушку-милягу, словно модель с показа мод ХХI-го века, и её лицо с кулачок с мелкими чертами, да ещё с курносым, поросячьим носиком в две дырочки промеж глаз, которые не скрыть никаким ракурсом киносъёмки. 
   Или, может, это у авторов такая задумка была? Такая "находка" представить величавую государыню Всея Руси в таком ничтожном виде? И как бы не старалась работать способная актриса да и вся съёмочная группа, ошибка, положенная в основу фильма, вопиёт. И на каждый кадр с образом царицы ум зрителя так и кричит в ответ: "Не верю! Не верю!"- и хочется отключить экран. И я отключаю.
    Иное дело образ Анны Карениной, сочинённый фантазией великого Льва Толстого. Но и там в фильме дворянку голубых кровей, главную героиню, Анну Каренину, играет неестественно курносая питерская актриса Боярская. Трудно найти такой вздёрнутый женский нос ещё короче её. Вероятно такой смелый эксперимент для Шахназарова возможен, но когда речь идёт о реальном образе матушки Государыни Екатерины II, терпеть подобное невозможно. Да таких "героинь" в прежние времена даже в кухарки и поломойки в приличные дворянские дома не допускали.
  Неужто у режиссёра выбора не было? Или тут нечто совсем иное? (Неужто блат, знакомство или финансы  - решают всё?) Или может тут что-то ещё?..Но если так, то по большому счёту фильм-то провалился...  Съёмочная группа старается, особенно молодые актёры. Но всё впустую. Поскольку налицо полное непопадание актрисы в прообраз... А очень жаль, поскольку сценарий (литературная основа) добротный. Но по главной причине - искажать ЛИЦО ИСТОРИИ до такой степени просто грешно.