Асадов. Часть вторая

Наталья Скорнякова
http://proza.ru/2023/12/06/1244

Рабочий Урал, Свердловск, где Эдуард Асадов провел детство и отроческие годы, стали второй родиной для будущего поэта. За эти годы он объехал едва ли не весь Урал, особенно часто бывая в городе Серове, где жил его дядя. Он навсегда полюбил строгую и даже суровую природу этого края и его жителей. Все эти светлые и яркие впечатления найдут впоследствии отражение во многих стихах и поэмах.

Не то я задумчивей стал с годами,
Не то где-то в сердце живет печаль,
Но только все чаще и чаще ночами
Мне видится в дымке лесная даль.
Вижу я озеро с сонной ряской,
Белоголовых кувшинок дым…
Край мой застенчивый, край уральский,
Край, что не схож ни с каким иным.
Словно из яшмы, глаза морошки
Глядят, озорно заслонясь листком.
Красива морошка, словно Матрешка
Зеленым схвачена пояском.

Отцом Лидии Ивановны был Курдов Иван Калустович, "исторический дедушка", как называл его Э. Асадов. Биография деда весьма насыщенна.

Он был знаком с Николаем Гавриловичем Чернышевским, у которого работал секретарем-переписчиком. Именно Чернышевский надоумил его поступать в Казанский университет.

В университете Иван Калустович знакомится с идеями революционного движения и его участниками, такими как Ульянов Владимир. Участвует в акциях протеста, организации нелегальных студенческих библиотек.

По окончании природного факультета Казанского университета дед Асадова распределяется на Урал, где занимает должность земского врача. После революции он продолжает работу уже заведующим лечебным отделом Губздрава.

Иван Курдов проникся философским мировоззрением Чернышевского и сумел передать его внуку.

Дед горячо любил людей, верил в их доброту и совесть, был мужественным, волевым человеком. И все эти качества сумел унаследовать его внук.

Писать стихи Асадов начал в восьмилетнем возрасте, еще учась в школе. Также он увлекался театральными постановками и посещал драмкружок, руководителем которого был Диковский Леонид Константинович. Он прославился как выдающийся педагог, режиссер.

Школьная биография Асадова продолжилась уже в Москве, куда перевели работать его маму в 1939 году. Жили на Пречистенке, в бывшем доходном доме Исакова. Учился Эдуард в 38-й московской школе, которую закончил в 1941 году.

14 июня 1941 года в школе № 38 состоялся бал выпускников. Все веселились, танцевали, шутили. Никто и не догадывался, что их мечты о новой жизни скоро прервет война.

Спустя неделю Эдуард в числе первых отправился на фронт добровольцем. Ему было всего 17 лет.

«…Вечером я пришел в райком, а утром мама провожала меня с небольшим рюкзачком на плечах к райкомовскому грузовику, где меня ожидала группа таких же безусых добровольцев, полных решимости сражаться с врагом до конца. Мама несла в руке букетик гвоздик. Но так и забыла в волнении, прощаясь, протянуть их мне. И до сих пор, как тогда из машины, вижу ее одинокую, чуть ссутулившуюся от горя фигурку на углу Кропоткинской улицы возле Дома ученых с забытым букетом в руке… И если бы в то памятное утро, утро первого месяца войны, случилось чудо и какой-то пророческий голос вдруг сказал бы мне: «Смотри же внимательней. Смотри и запоминай и этот пунцовый букетик гвоздик, Эту пестренькую косынку, и улыбку, и полные слез глаза, потому что встретиться в будущем вам еще придется, но видишь ты маму в последний раз… В последний раз в своей жизни…»

По распределению попал в артиллерийские войска.
Сначала Эдуард был наводчиком «катюш», которых панически боялись враги. В 1943 году, будучи офицером, командовал батареей. Как бы ни было сложно в боях, он продолжал творить. Писал всегда и везде. Поэзия стала его спасательным кругом. Стихи свои о войне, вере, надежде, любви он читал солдатам. Они были его аудиторией, поддерживали и просили не останавливаться.

Грохочет тринадцатый день войны.
Ни ночью, ни днем передышки нету.
Вздымаются взрывы, слепят ракеты,
И нет ни секунды для тишины.
Как бьются ребята — представить страшно!
Кидаясь в двадцатый, тридцатый бой
За каждую хату, тропинку, пашню,
За каждый бугор, что до боли свой…

Вот какие письма отправлял он маме.

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую — слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Май 1944 года. В боях за Севастополь погибли все однополчане Асадова, а он на стареньком грузовике решил прорваться на соседнюю батарею. Снаряды еще были. В дороге он получил ранение в голову осколком снаряда.  Превозмогая боль, он доставил машину с боеприпасами до артиллерийской батареи, за что был награжден орденом Красной Звезды.

Вспоминал потом: «Переезды, скальпели хирургов, перевязки. И вот самое трудное — приговор врачей: «Впереди будет всё. Всё, кроме света. Это-то мне предстояло принять, выдержать и осмыслить, уже самому решать вопрос: «Быть или не быть?» А после многих бессонных ночей, взвесив все и ответив: «Да!» — поставить перед собой самую большую и самую важную для себя цель и идти к ней, уже не сдаваясь. Я вновь стал писать стихи».

http://proza.ru/2023/12/10/810