Время

Анатолий Марасов
Из книги Мир твой

и вот есть Время: неуловимо, непонятно – вечно? (время – «вечно»?)
*
Философию времени всесторонне изложил, например, мифотворец Ю. Линник: мир времени принципиально несовершенен; одномерное и необратимое, оно стесняет свободу человека. Время и вечность – одна из оппозиций культуры. Но вечность находится за гранью темпоральной активности; выход в миге интуитивного озарения. Излагает две конкурирующие друг с другом концепции времени: реляционную (время есть система отношений) и субстанциональную (время есть род энергии).
Согласно апофатическому богословию, время есть выход Божией благодати в чувственное; сравним, время по И.Пригожину как бы выплёскивается из недр сингулярности вместе с бытием. По М.Хайдеггеру бытие и время синонимичны.(А,м.б - антиномичны? - А.М. По Платону (Парменид) бытие и мышление одно и тоже (?))
По релятивисткой концепции время скоррелировано с увеличением энтропии, согласно субстанциональной – время безэнтропийно.  По теории Н.Козырева время обладает качеством дальнодействия, энергийности, время интегрирует Вселенную. (См. альманах "Сапфо", Петрозаводск, 1999:21-29).
Как итог, в наш мир с предельной тонкостью и деликатностью встроена телеологическая структура, которая прямо не обнаруживается.
 (Вставка от декабря 2023 г:  по взглядам И. Левдоне, напр. http://proza.ru/2022/07/28/1359 : «Время …является характеристикой пространства  и это функция от вращения спиральной галактики»!(из выводов - А.Н.)
Иными словами, время «встроено» изначально в координаты пространства в виду его скручивания под действием одной из фундаментальных физических  сил, очевидно, гравитации, т.е. взгляды И. Левдоне  усиливают точку зрения Н. Козырева)
От марта 2024 г: См также Альманах Юрия Линника «Кадуцей», 2005.  Нелинейность времени в концепции Н.А.Козырева» (с.9,10): «Возможность будущим вызывать явления в настоящем означает обращение причинной связи, которое будет восприниматься как телеологическая направленность» (Ссылка на Избранные труды Н.А.Козырева, Л,1991,с.318).
*
Оно в высшей степени привычно  нам, естественно приближая события и отдаляя их. Мы настолько абсолютизируем время, что считаем его высшим судьёй, говоря о том, что время рассудит нас.  Не зная природы времени, мы, тем не менее, безоговорочно принимаем и естественные ритмы и искусственные деления времени.
Но время и странно нам – иногда, странно сопоставляя факты, высвечивая их с самых неожиданных сторон, и видим мы уже и искусственность всевозможных логических построений, неуклюжесть всего, даже какую-то беззащитность. Неужели всё на свете приспособлено, прежде всего, ко времени? как это понимать?
Но мы – в  своём времени, рождаясь в своём детстве (!), своим осознанием (самосознанием) обживаем своё время, привыкая к нему, радуясь ему и, может быть, проклиная его…
Интересно, имеют ли камни своё время? живые организмы – своё?
Но наше время безжалостно к нам же, разлучая нас, изнашивая нас, допуская роковые случайности, наше время – жёсткое время, то есть, не придуманное – не зависящее от нас. Может быть, наше время – очень распространённое время? и оно слишком многим смыкается с «каменным» временем?
Время каменное (или какое?) мы «впускаем» в свои представления, фантазии, и там, в нашем сознании, оно убыстряется, или ещё более замедляется,…останавливается! Сколько же времён в нашем внутреннем мире! особые  же наши взаимоотношения со временем: незаметные, лёгкие и неимоверно трудные, тяжёлые одновременно!
Природа дня и ночи, однако, иногда оставляет нас на «изломах» естественного времени (есть ли оно? или они?): чаще всего это в сумерках, но и ярким солнечным днём, тёмной осенней ночью или лунной ночью зимой…, когда мы будто чувствуем сам ход времени (бег), и странно нам, чувствуем мы какую-то чужеродность (где? в окружении? в себе?)…Да и в сновидениях или сразу после сна время – будто  «разрегулировано»…
Но и обычная творческая работа, обычная жизнь дают нам возможность воспринимать время бесконечно текущим в одних случаях, а в других – единым мигом…
Кто скажет, что время?
*
Что же есть у нас «сопротивляющееся времени»?
*                *                *

Самые большие тайны в строении пространства «здесь» – в этой непонятной ординате: её жёсткость («одномерность» в нашем макромире, как пишут физики), её постоянное отрицание того, что составляет момент, мгновение, её простота, и наша вера в её неумолимую направленность, – всё Великие тайны, сжатые до предела, или, напротив, взорвавшиеся в бесконечность, и вот взрыв, этот протест против «чего-то» и есть время…
Время – это протест, это удаление, постоянное (движение?).
Время своё мы обживаем, и становится оно родным – своим, и уже будем отстаивать своё время, его понимание, и уже  будем его «тормозить», и кому-то тогда «также» надо протестовать, чтобы собою олицетворять уже своё время… Да, для нас время – состояние. Но изнутри разночитаемые состояния!
Даже в самых простых взаимоотношениях мы будем видеть «перекрученность» времени – в осознаниях его  т е ч е н и я , то незаметную  и «твёрдую» его последовательность, а то и мгновенно «скачущее», даже «отстающее» от тебя, как при лунном свете(!)…
Но более ты можешь, словно возвращать время, чтобы только побывать в пережитых ситуациях – великих для нас возможностях выбора: всем существом своим ты словно  можешь «держать» себя в разных временах (!), и странно  будет тебе, и временные эти струи будут тебе пробуждающим состоянием… От чего?
И время это соединило в нас натуру и культуру, такие  разнородные сущности, время укоренило наше сознание…
В нашем представлении время – это ритмичность, повторы, чередования, и «слились» органично мы с ними, и в тех природных (внешних и внутренних) биоритмах, и уже установленных нами, – вся жизнь наша. Время – система ритмов.
Как воздух нам время – естественно, незаметно (в повседневной непосредственности), но и «заметно» (в экстремальных ситуациях): в каких вариантах времени твои оценки, в каком из них проживает твоё Я?
И наша реальная повседневная жизнь такова: либо мы «примыкаем» к какому-то варианту (ритму), и тогда у нас снимается большинство проблем (с привычками), либо мы не воспринимаем «ближайшие источники колебания», живём собственным биоритмом, порождая для себя не решаемые проблемы…
…все ли ритмы времени нам известны? сопоставимы ли проявления и организация человеческой  жизни  с какими-либо единицами времени?

Из книги Бытие

…заполняет время Мир, заполняет нашу жизнь; время – полнота (от нас!) или целостность, т.е. от мира всего?, время – функция чего-то невидимого нами, непонятного, но всюду и всегда присутствуемого
Мы это чувствуем или…знаем (?)
У времени потому должно быть Начало и должен быть конец
Но в высшей степени естественно время! оно логично как результат, оно понятно,…родственно? Синоним жизни время, неотделимо время от всего, во что вплетены мы как живые существа…
Но как мыслящие, разумные?
Нам время странно тем, что в памяти мы держим разные блоки его, и самые ранние при сопоставлении с проживаемыми высвечиваются и высвечиваются новыми смыслами… Отчего так?
Течение времени, однолинейно, однонаправлено  оно, и полет его – в прошлое (?)
 Но откуда течёт оно? Так мощно – неумолимо, мерно, тонко до предела?  Откуда… истекает? т.е. временное поле – самое мощное, самое выверенное среди всех физических полей! Это поле детерминации, поле зависимости: именно оно или соединяет – связывает воедино что-то…или постоянно разрушает….
Но, может быть, время – это мастерская, где созидаются новые формы и новые смыслы, или, всё же, – витрина, где уже выставлено  всё, что рождалось и создавалось в неведомом  храме?
Что время? что для нас?
Союзник время нам, но и враг, враждебное время
Нам время странно тем, что мы останавливаем его в своём внутреннем мире, и течёт оно уже иначе, чем во внешнем («родительском»??): то оно замедляется, и десятилетия  нами проживаются  как единые мгновения, а то и не успеваем мы за его «ходом», постоянно досадуя или удивляясь, но вдруг …  и видим «всё» чётко, невраждебно, и успеваем  всё сделать….
Но всегда время течёт прочь от наших собственных представлений, течёт с задаваемой (? кем, нами?) скоростью… И потому в наших головах живут разные мгновенья, разные дни, разные десятилетия…
Мы богаты временем!(временами?)
Неведомая целостность держит время (времена?) на поводке: как это?
 И целостность та воссоздаётся в нашем внутреннем мире – но не в состоянии охватить мы её, в плену мы, в течении…
Словно какое-то постоянное задание устанавливается нам, да не слышим его или не понимаем…
а ведь кто-то нечаянно словно слышит его, и вот уже горстки истины сбирается с разных веков, с разных эпох…
и в дар любовь нам – непонятная оценка целостности ,
и в награду озарение нам – мгновенный охват целостности, но….начинаем строить планы, начинаем жить, – и запутываем все «концы», теряем веру, меру, не видим горизонты…
ведь счастье, глубокое  удовлетворение даёт нам как раз то, что отвергает время, сопротивляется ему
*
Погружены мы в полноту Бытия, вовлечены душой и телом, лишь Дух всё пытается и пытается «перестроить» полноту, лишь Дух стремится к целостности… Изначальной?
(Вставка от января 2024 г: Потому Цветаева и написала, что «Брак поэта со временем – насильственный брак, потому ненадёжный брак…Как волка в лес не корми – всё в лес смотрит. Все мы волки дремучего леса Вечности».
Ссылаясь в послесловии этой  статьи (Поэт и время) на дискуссию о поэзии в Москве, М. Цветаева приводит слова Пастернака, что «время существует для человека, а не человек для времени»…
Да, видимо, не только «художник… у времени в плену» )
*
Что нам подсказывают Поэты?
*
(А Философы? – вставка от февраля 2024г.
…лингвистический (лучше – вербально-семантический) анализ проблемы приводит М. Хайдеггера (Время и бытие,1993:405) к одному из «выводов»: «Поскольку бытие и время имеют место только в событии, этому последнему принадлежит та  особенность, что им человек как тот, кто внимает бытию, выстаивая к собственному времени, вынесен в своё собственное существо. Так сбывающийся, человек принадлежит событию».)