Райское древо жизни осталось в раю

Раиса Лебедева
Райское древо жизни осталось в раю;
на земле вместо его водружено древо креста.

Зачем так устроил Господь, что на земле никого нет без горестей и тяготы? Затем, чтобы не забывал человек, что он изгнанник, и жил бы на земле не как родич на родной стороне, а как странник и пришлец на стране чужой, и искал возвращения в истинное отечество свое.
 
О значении креста вот краткое общее объяснение: Господь совершил спасение наше крестною смертию Своею; на кресте растерзал Он рукописание грехов наших; крестом примирил нас Богу и Отцу; через крест низвел на нас дары благодатные и все благословения небесные. Но таков Крест Господень в нем самом. Каждый же из нас становится причастным спасительной силы его не иначе, как через свой собственный крест. Свой собственный каждого крест, когда соединяется с Крестом Христовым, силу и действие сего последнего переносит на нас, становится как бы  каналом, через который из Креста Христова переливается на нас всякое даяние благо всяк дар совершен.

Из этого видно, что собственные каждого кресты в деле спасения столько же необходимы, сколько необходим Крест Христов. И вы не найдете ни одного спасенного, который не был бы крестоносцем. По сей-то причине, каждый всесторонне обложен крестами, чтобы не затрудняться исканием крестоношения и недалеко быть от спасительной силы Креста Христова. Можно сказать так: осмотрись около себя и в себе, усмотри крест свой, понеси его, как следует, соединено  со Крестом Христовым, и будешь спасен.
  Хотя и нехотя, всякий несет крест свой, и крест большею частию не простой, а сложный, но не всякий смотрит на него через Крест Христов; не всякий обращает его в устроение спасения своего; не у всякого потому крест бывает спасительным крестом. Пересмотрим все возможные кресты, и разберем, как следует нести каждый из них, чтобы он был силою во спасение.

Крестов много, но видов их три:
 первый вид – кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед и вообще из горькой участи земного пребывания;
 второй – кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстями и похотьми ради добродетели;
третий – кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностию в волю Божию.

Ныне скажу вам несколько слов о крестах внешних. Это самые многосложные и разнообразные кресты. Они разбросаны на всех путях наших и встречаются на каждом почти шагу. Сюда относятся: скорби, беды, несчастия, болезни, потери близких, неудачи по службе, всякого рода лишения и ущербы, семейные неприятности, неблагоприятность внешних отношений, оскорбления, обиды, напраслины и вообще доля земная у всякого более или менее нелегкая. У кого нет какого-либо из сих крестов? И не быть нельзя. Не избавляет от них ни знатность, ни богатство, ни слава и никакое величие земное. Они срослись с земным пребыванием нашим с той минуты, как заключился рай земной, и не отступят от него до той, когда отверзется рай небесный.

Зачем так устроил Господь, что на земле никого нет без горестей и тяготы? Затем, чтобы не забывал человек, что он изгнанник, и жил бы на земле не как родич на родной стороне, а как странник и пришлец на стране чужой, и искал возвращения в истинное отечество свое.
 
Так, видя скорби, несчастия и слезы, не удивляйся. И, терпя их, не досадуй. Так следует. Преступнику и ослушнику не к лицу полное благоденствие и счастие. Прими сие к сердцу и благодушно неси долю свою.
Но зачем, - скажешь, - у меня больше, а у другого меньше? Зачем меня тяготят беды, а другому во всем почти счастие? Я раздираюсь от скорби, а другой утешается? Уж если общая участь, всем бы без исключения и раздавать ее. – Да так ведь она и раздается. Присмотрись и увидишь. Тебе ныне тяжело, а другому вчера было или завтра будет тяжело; ныне же ему отдохнуть позволяет Господь. Зачем смотришь на часы и дни? Смотри на всю жизнь, от начала до конца, и увидишь, что все бывает тяжело, и очень тяжело. Найди, кто ликует целую жизнь? Сами цари нередко не спят ночи от туги сердца. Тебе тяжело теперь, а прежде разве не видел ты отрадных дней? Бог даст, и еще увидишь. Потерпи же! Прояснится и над тобой небо. В жизни, как в природе, то светлые, то мрачные бывают дни.

Кресты внутренние встречаются нам во время борьбы со страстьми и похотьми. Св. Апостол  говорит: иже Христови суть, плоть распяша, со страстьми и похотьми (Галл. 5,24). Распяли? Стало, был крест, на коем у них распяты сии страсти и похоти. Какой же это крест?  Борьба с ними. Распять страсти, значит, обессилить их, подавить, искоренить. Поборет человек страсть какую несколько раз, обессилит ее; поборет еще несколько, подавит; еще поборет, и совсем искоренит с помощью Божиею. Как сия борьба трудна, прискорбна и болезненна, то она есть воистину крест, внутри нас водруженный. У борющегося со страстьми иногда будто руки пригвождаются, терновый венец на голову надевается, сердце живое прободается. Так ему тяжело бывает и больно. Труду и болезненности нельзя не быть, ибо страсти, хоть суть чужие нам, но пришедшее со вне, так приросли к телу и душе, что корнями своими проникли во все составы их и силы. Стань вырывать, и больно.

 Какая страсть не болезненна!

 Гнев жжет; зависть сушит; похоть расслабляет; скупость есть и спать не дает; гордость оскорбленная убийственно снедает сердце, и всякая другая страсть – ненависть, подозрительность, сварливость, человекоугодие, пристрастие к вещам и лицам  - свое причиняет нам терзание, так что жить в страстях то же, что ходить по ножам или угольям босыми ногами или быть в положении человека, у которого змии сосут сердце.

И опять, у кого нет страстей?

 У всякого есть. Коль скоро есть самолюбие, все страсти есть: ибо оно есть матерь страстей и без дщерей своих не бывает. Только не у всех они все в одинаковой степени: у одного одна, у другого другая преобладает и заправляет другими.

Не буду вам указывать способа и всего хода борьбы. Возьмитесь за дело, и оно само все прояснит и всему научит.

Свет, покой и радость зарождаются с самого начала вступления в борьбу сию и все растут, и возвышаются, пока в конце не завершатся мирным устроением сердца, в коем почивает Бог. И Бог мира истинно пребывает с тем, кто достиг сей степени.

 Тогда-то вполне оказывается, что крест точно есть древо жизни.

Райское древо жизни осталось в раю;
на земле вместо его водружено древо креста.

Как в обычной брани воинам страшно бывает только начать, а потом они уже ни на что не смотрят: все им становится сподручно и легко; так и в духовной брани, только начни, далее брань будет сама себя разгорячать и облегчать. И затем, чем ретивее и живее схватки, тем скорее конец брани и ближе покой.

Сил недостает начать? Молись, Господь пошлет. Но паче всего, исповедав немощь свою пред Господом, стой и толки в дверь милосердия Его, вопия о помощи. Придет помощь! Воззрит на тебя Господь, и свет от очей Его попалит в тебе саможаление и возжет ревность бодро вооружиться против страстей. А там, аще Господь с нами, кто на нас?

Осталось еще изъяснить вам третий вид креста, спасительного для нас, - креста преданности в волю Божию. Скажу о нем слово-другое, потому что полное о нем учение превосходит силы мои.

На крест сей восходят уже совершеннейшие христиане. Они и знают его, и говорить о нем могли бы ясно, полно и с силою. Другим же где говорить так? А не помянуть нельзя. Чтобы кто из вас, одолевши одну-другую страсть и несколько успокоившись от тревог их внутри, не подумал, что уже все сделал, что должно и что ожидается от христиан.
Нет, и при этом еще не все сделано.  Кто даже совсем очистил себя от страстей, не совершил еще главного действия христианского, а только приготовился к нему. Очистил ты себя от страстей, - принеси же теперь себя чистого Богу в жертву чистую и непорочную, каковая одна и приличествует Ему пречистому.

Посмотри на Голгофу. Там

крест благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, а

Крест Господень есть крест жертвы чистой и непорочной.

 И оно – то есть плод преданности в волю Божию, беспрекословной, полной, безвозвратной. Кто вознес на крест Спасителя нашего? – Сия преданность. В саду Гефсиманском молился Господь наш Иисус Христос, да мимо идет чаша; но решительное о сем определение изрек так: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Матф.26,39). Таковы и все, возросшие в мужа совершенна, достигшие в меру возраста исполнения Христова. Они все бывают распяты, так сказать, на воле Божией. На ней пригвождено всякое их своеличное движение, и мысль и желание.

Многим думается, что христианство то же. Что и другие виды жизни, а оно не то.

Зачинается оно покаянием,
спеет борьбою со страстьми,
завершается через сораспятие Христу чистого внутреннего человека, погружением в Боге.

Три слова о несении креста
Свт. Феофан Затворник