3. 21 О состоянии мира на небесах

Лариса Болотова
 «284. Кому неведомо состояние небесного мира, тот не может постичь, что такое мир, в котором пребывают ангелы».

                Почему?  О каком состоянии идёт речь? Уровни материальности?

«Покуда человек живёт в теле, он не может стать приемником небесного мира, ни, следовательно, постичь его, потому, что постижение его остаётся в области природного человека; чтобы постичь небесный мир, он должен мысленно вознестись и отрешиться от тела, быть в духе (душе?) и находиться тогда с ангелами. …»

                Получается, что живя в природном мире, человек может познать определённые знания. Для познания высших истин его душа должна перейти на более высокий уровень небес.

«285. Есть два самых внутренних небесных начала: невинность и мир; они названы самыми внутренними, потому что они непосредственно исходят от Господа (Единого?)».

             Невинность и мир – это два изначальных состояния человеческой души. Они подобны земным состояниям души человека, таким как радость и умиротворение.

«От невинности исходит всякое небесное благо; от мира же всякое удовольствие блага. Во всяком благе есть своё удовольствие; и то, и другое, то есть  как благо, так и удовольствие, принадлежат любви. Ибо, то, что любишь, называешь благом и чувствуешь, как удовольствие; из этого следует, что эти самые внутренние начала, то есть невинность и мир, исходят от Божественной любви  Господней (особое излучение?) и проникают чувства (состояние?)  ангелов в самом внутреннем его начале. …

286.  … откуда происходит мир? Божественный мир пребывает в Господе (Едином?), получая бытиё своё от единения (unio) в Господе Божественного естества (сознания?) с Божественной человечностью (нравственностью?); Божественное же начало мира на небесах исходит от Господа (Единого?) и получает бытие своё от соединения Господа (Единого?) с небесными ангелами, и в частности от соединения блага и истины в каждом из них – вот начальное происхождение мира (состояния?).

 … мир на небесах есть Божественное начало, которое внутренним путём исполняет всякое небесное благо блаженством; что, следовательно, блаженство есть источник всякой небесной радости и что оно в сущности своей есть Божественная радость Божественной любви Господней, происходящей от его соединения с небесами и с каждым их жителем. Эта радость, постигаемая Господом в ангелах и ангелами от Господа, есть мир; …

287. Будучи таким образом первым источником мира Господь назван князем мира, и сам он говорит, что мир исходит от него и в нём пребывает; посему также и ангелы называются ангелами мира, а небеса – обителью мира …

…в Священном Писании под словом мир разумеется мир Божественный и небесный. … так как мир означает Господа и небеса, также небесную радость и удовольствие, происходящее от блага, то вот откуда образовался в древности сохранившийся и поныне обычай говорить, приветствуя: «Мир вам»; этот обычай ещё более упрочился вследствие слов Господних ученикам: «В какой дом войдёте, сперва говорите: «Мир дому сему!». И если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш». Лук.X. 5.6.

Подобным образом и сам Господь, явясь апостолам, сказал им: «Мир вам!» Иоан. XX. 19. 21. 26. Это же состояние мира разумеется, когда говорится в Слове, что Господь обонял воню (аромат излучения?) благоухания (мира), см. Исх. XXIX. 18. 25. 41. …; воня (аромат излучения?) благоухания (мира) означает в небесном смысле постижение мира. Так как мир означает единение в Господе самого Божественного начала с его Божественной человечностью и соединение Господа с небесами и церковью, а равно с теми, кои на небесах и в церкви приемлют его, то в воспоминание сего была учреждена суббота, названная так от слова мир, или покой, и служившая самым святым преобразованием церкви; вот почему и Господь назвал себя Господином субботы. Матф. XII. 8; Марк. II. 27. 28; лук.  VI. 5.».
 
                В чём особенности небесного мира?

«288. … Но относительно качества и количества  мир на небесах различается, смотря по   невинности их жителей, потому что мир и невинность идут рядом; ибо … от невинности исходит всякое небесное благо, а от мира – всякое удовольствие этого блага».

                Если мир это состояние души, то качество – это насколько душа воспринимает это состояние, а количество – это уровень наполнения этим состоянием души.

«… ангелы самых внутренних, или третьих небес, пребывают в третьей, или самой внутренней, степени мира, ибо они находятся в третьей, или самой внутренней, степени невинности; а  ангелы низших  небес пребывают в меньшей степени мира, ибо они находятся и в меньшей степени невинности. … Невинность и мир не разделены, как благо и его удовольствие, это видно в детях, которые, пребывают в невинности, пребывают и в мире, отчего все их мысли и действия полны игривости; но этот мир в детях есть мир внешний; мир внутренний, как и внутренняя невинность, принадлежит одной мудрости, а если мудрости, то и соединению блага с истиной, ибо мудрость происходит от этого соединения».

                Как осознать что такое детская невинность? Нет разделения на Я и не я? Эго земной личности ещё не сформировалось?

«Небесный, или ангельский мир, свойственен также и людям, которые находятся в мудрости от соединения в них истины с благом (нравственности?) и которые, вследствие того, чувствуют себя довольными в Боге (contenti in Deo): но покуда они живут на земле, мир их сокрыт во внутренних началах их и обнаруживается уже только тогда, когда они покидают тело и восходят на небеса, ибо тогда внутренние начала их раскрываются».

                Можно ли испытать состояние мира, находясь на физическом уровне?

«289. … это случается с человеком, когда он возрождается; когда в нём совершается соединение блага с истиной, что особенно бывает после искушений, тогда он приходит в состояние удовольствия, происходящее от небесного мира. Мир этот можно сравнить с утром или зарёю во время весны, когда по прошествии ночи и восходом солнца все земные произведения снова оживают и запах растительности освежается росой, падшей с небес; когда вешний воздух растворяет землю плодородием, а душу человеческую – отрадой; это делается потому, что вешнее утро, или заря, соответствует состоянию мира небесных ангелов …»

                Как понимают слово «мир» земные люди? 

«290. …на земле называют миром, когда между государствами прекращается войны и враждебные действия или ссоры и распри между людьми, что внутренний мир полагают в спокойствии духа по удалению забот, а главное, в отдыхе и удовольствии после удачи в делах». 

                Происходит изменение внутреннего состояния людей. Что влияет на это состояние? Излучение звезд, активность Солнца, мысли людей?

 «… отдых, спокойствие и удовольствие по удалению забот, и удача в делах хотя и кажутся принадлежностями мира (небесного?), но в действительности могут быть такими только в тех людях, которые живут в небесном благе: мир пребывает только в этом благе; ибо он сходит наитием (излучением?) от Господа в самые внутренние начала ангелов и уже оттоле спускается и переходит в их низшие начала, проявляясь тут в умственном отдыхе, в спокойствии духа и происходящей оттого радости. Но у тех, которые живут во зле, мира нет; правда, бывает у них после удачи в делах нечто, походящее на отдых, спокойствие и удовольствие, но это одно внешнее; в котором нет нисколько внутреннего мира;  потому что внутренность их горит враждой, ненавистью, местью, жестокостью и другими злыми страстями, которым предаётся дух их, доходя даже до неистовства, если, кто им не потакает или не обуздает их страхом. Таким образом, удовольствие этих людей состоит в безумии, тогда как у живущих во благе оно состоит в мудрости; между теми и другими та же разница, что между адом и небесами».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 136).