Шломо Хиль и тётя Соня

Сергей Богаткин
  - Тётя Соня, ну шо за крики во всю Дерибасовскую? Чего Вы таки хотите от моего друга Шлома? – старый еврей, доктор Ватсонович, стоял на пороге квартиры в центре Одессы и старался добиться хоть какого-то ответа от той самой рыбачки Сони, которая известна тем, что ловила с баркаса бички в Черном море и чуток ставриду.

  - Ой, люди, Вы посмотрите на этого балабуза. В Кнессет легче попасть, чем к нему в квартиру!

  - Тётя Соня! Что Вы взяли манеру врываться в частный дом, да еще и забыв предупредить о своем приходе? Скажите за Ваше горе и мы со Шломо может попробуем Вам помочь.

  - Доктор, я уже выкурил свою послеобеденную трубку. Что там за крик от уважаемой Сони? – голос Шломо звучал умиротворенно и слегка лениво, - заведите её уже в квартиру, а то благодаря громкому голосу про её беду узнает не только Привоз и Дерибасовская, но и остальная вся Одесса.

  Доктор аккуратно взял тётю Соню под локоток и проводил в комнату, где в кресле сидел Шломо.

  - Простите, мадам, но после съеденного фасолевого супа, курочки и форшмака, мне трудно подняться из кресла, так что просто садитесь и расскажите, где у Вас случилось?

  - Ой, Шломо. Если Вы найдете мою Розочку, мою птичку, Вы можете сидеть, не вставая, всю оставшуюся жизнь. Это я Вам обещаю.

  - Так сядьте и говорите.

  - Я, как всегда, вчера весь день торговала бички, а Розочку отправила сделать базар и купить синенькие, чтобы приготовить потом икру. Вечером, когда всё было готово, я послала мою бедную птичку к тёте Циле отнести вчерашнюю фаршированную рибу и свежую икру. Вы же знаете тётю Цилю. Если ей вовремя не принести покушать….

  - Так, Соня. Стоп. Про тётю Цилю и её привычки мы поговорим потом. Вы отправили Розочку к ней домой и что?

  - Шломо, как это «и что»? Она таки не дошла ни до тети Цили, дай ей бог здоровья, ни обратно до дома, - всхлипывая и прижимая скомканный платочек к глазам, сказала Соня.

  - Мадам. Не надо тут разводить сырость, как на пляже в Лузановке. Вы своими слезами затопите и меня, и моих соседей с подвала. А там, я Вам скажу, живут не только крысы, но и глубоко порядочные люди.

  - Ой, Шломо. Моя бедная Розочка, моя птичка. Я боюсь, что она как в той истории, попала в лапы злого волка, а в нашем случае - в лапы какого-то фармазона.

  - Ну, это мы еще посмотрим, а пока, уважаемая Соня, я имею Вам сказать, чтобы Вы шли до дома или куда Вам там надо, чтобы приготовить форшмак, а мы с Ватсоновичем подумаем немного и, надеюсь, найдем Вашу Розочку.

  Когда за Соней закрылась дверь, Шломо достал свою скрипочку и извлёк из неё несколько тактов из Хавы Нагилы.

  - Шломо, Вы что, так и будете сидеть и играть на скрипочке? Бедная Сонечка, она ушла в таком расстройстве, так распереживалась, что если Вы ей не поможете, то Вы будете просто поцем в моих глазах. У меня больше не будет друга по имени Шломо.

  - Успокойтесь, доктор. Мы поможем несчастной рыбачке и её Розочке. А как? Я об этом скажу Вам, докурив свою трубку.

  Настал тёплый одесский вечер. С моря дул легкий ветерок, играя пейсами на благодушном лице Шломо, который, сыто жмурясь, держал в зубах свою трубку и пускал колечки дыма. Ватсонович нетерпеливо ёрзал на стуле.

  -Ну шо Вы там себе думаете, Шломо? Где несчастная Розочка? Тётя Соня уже дважды мне телефонировала и рыдала в трубку, собираясь попеременно читать кадиш и изкор.

  -Я Вас умоляю, не расчёсывайте мне нервы. И когда Соня опять Вам телефонирует, скажите ей, пусть заканчивает лить слёзы и едет до нас.

  Через пару часов влетевшая в квартиру как ураган на Чёрном море тётя Соня, сидела на стуле, комкая в руке платочек и переводила взгляд своих чёрных глаз с Шломо на Ватсоновича.

  Шломо сидел, прикрыв глаза и степенно поглаживал свои пейсы.

  -Шломо, я Вас умоляю, так шо там с моей бедной девочкой?

  Шломо молчал. Ватсонович неодобрительно смотрел на своего друга.

  -Тётя Соня, ша. И таки слушайте сюда. Ваша дочь жива, здорова, но домой она не вернется.

  Всхлипнув, Соня прижала платок к глазам.

  -Моя бедная девочка, моя птичка, моя нежная Розочка. Скажите, Шломо, шо не так было в нашей жизни, раз она решила не возвращаться домой?

  -Мадам Соня. Вы можете кинуть брови на лоб, но от этого легче не будет. Ваша Розочка таки уже взрослая и хочет сама устроить себе жизнь. И потому она пошла не к тёте Циле с Вашей гефилте фиш, а прямо в клуб моряков на танцы. Но она была послушной девочкой и как только часы на здании городской Думы сыграли полночь, она побежала домой и потеряла башмачок. Испугавшись что Вы будете ей делать форшмак из её нервов, она отправилась к своей подружке на Мясоедовскую, где её нашёл, примерив башмачок, известный на Молдованке кент Моня и решил взять её взамуж. Кстати, Вы могли его видеть на Привозе. Он обычно ходит в длинном лапсердаке без ничего под низом, а до его руки привязана собачка, подметающая ушами дорожную пыль. А вообще он фармазон, который делает свой карбач на ворованных бебихах и потому он нафарширован бабками. И нафарширован хорошо. Ваша Розочка будет при муже всегда накормлена и красиво одета. Чего ж Вам ещё надо?

  -И шо мине теперь делать? Я не могу принять зятя-фармазона.

  -Тётя Соня. Половина одесских женщин были бы рады иметь такого зятя, а вторая – такого мужа. Так что идите до дома и готовьте курочку. Я думаю, шо Ваша Розочка скоро придет к Вам с мужем и Вам надо будет их душевно встретить и не делать никому беременную голову.

  Когда Соня ушла, Ватсонович хитро посмотрел на Шломо:

  -Шломо, дорогой. Или Вы мне что-то скрыли, или Вы Розочку и не искали. Я же видел - Вы всё время сидели дома и только курили и пиликали на скрипочке.

  -Мой дорогой друг. Я таки Вам скажу, что для того, чтобы найти в нашей Одессе бедную девочку, которая решила сбежать из-под опеки любвеобильной мамаши, так не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, где и как её искать. Достаточно просто пораскинуть мозгами.

  И Шломо с удовольствием затянулся душистым табаком.


p.s. для понимания употреблённых здесь некоторых слов можно посмотреть "ПолуТОЛКОВЫЙ словарь одесского языка" В.П.Смирнова.