И за Хлебом, и за Зрелищем

Павел Рыков 2
Со времён античной Эллады а затем и Римской Империи в театры-амфитеатры и во всякого рода колизеи люди спешили потешить душу зрелищем. Чем смешнее, пышнее, порой, кровавее, тем завлекательнее. А по дороге можно завернуть в хлебную лавку и получить бесплатную хлебную лепёшку от очередного триумфатора или претендента на высокий государственный пост. С тех пор два понятия: Хлеб и Зрелище плотно взаимоувязались и стали непременной составляющей общественной жизни и единым целым. Вот и сегодня в Оренбурге…
Но-но! Не завирайтесь: за хлебом извольте в ближайшую булочную. Или в супермаркет – выбор широчайший. Правда, не всегда у хлеба тот самый вкус, о котором молодые покупатели не ведают, а люди постарше вспоминают, ностальгически вздыхая. Но тут не обессудьте: машина – она и есть машина, руку пекаря заменить не способна. К тому же, как рапортуют руководители Избиркомов, никаких бесплатных раздач бисквитов, белужьей икры и даже простенькой буханочки обдирного от кандидатов на выборные должности в местное самоуправление правоохранителями не замечено: подкуп избирателей подсуден. Платить за поедаемое придётся либо картой, либо по QR-коду. Со зрелищами тоже полный порядок; Практически в каждой квартире на тумбочке или на кронштейне, прикрепленном к стене, Император Настроения - телевизор, нафаршированный несколькими сотнями каналов, вплоть до тех, которые только половозрелым зрителям доступны в зашифрованном виде и лишь за отдельную плату. Перещёлкивай каналы день деньской. И пока дойдёшь от беспорочного Первого до порочнейшего Последнего, день и ночь – сутки прочь. Древние Римляне, придумавшие выражение «Хлеба и Зрелищ» при таком изобилии развлечений обалдели бы, и просто не успели создать и много веков управлять половиной тогдашнего цивилизованного и нецивилизованного мира. Может быть, даже и Иерусалим не был бы разрушен. А иудеи ни рассеялись по белу свету, стеная, разрывая одежды и посыпая голову пеплом.
Но тогда спрашивается; Зачем сегодня жители, скажем, славного полумиллионного города Оренбурга и его окрестностей уже 167 лет с момента появления первой театральной антрепризы, ежевечерне, шесть дней в неделю спешат в театры, где билеты, (если вы заранее не побеспокоились), в кассе не пролёживают. Ну, не ради же буфета во время короткого антракта, когда времени не хватает ни на выпить, ни на всё остальное…
Отправимся за ответом на вопрос в Оренбургский государственный драматический Театр имени Максима Горького, Войдём в переполненный зал, отыщем свои места и выключим телефоны, как о том нас бархатным голосом попросил кто-то из-за кулис.
А на сцене…
На сцене не шибко процветающий бар, выстроенный по проекту Главного художника театра, Заслуженного деятеля искусств России Тана Еникеева в маленьком забугорном городке, где за кружечкой пивка мужики обсуждают, как жить дальше, чтобы на пиво хватало. Это увлекательное, но отнюдь не новое занятие запечатлели в своей очень смешной комедии «Ladies Night» два соавтора: Энтони МакКартен и Стивен Синклер из Новой Зеландии. Для плохо владеющих английским, на программке спектакля дан перевод: «Вечер только для женщин». Не случайно в зале преобладают женщины. Тем более, на озорно исполненной программке помещено лукавое предостережение: «Вход ревнивым мужчинам строго воспрещён». Но отдельные представители сильного пола пренебрегают указанием и всеж просочились в зал. Хотя, очевидно: такова благосклонное согдасие их спутниц жизни. Итак, почтеннейшая публика «Для Посмеяться» собралась. И ничего не зазорного в таком желании мы не видим. Время-то на дворе не шибко улыбчивое. Впрочем, а когда оно давало поводы ухохатываться! Ещё за 250 лет до Рождества Христова римляне потешались над довольно-таки брутальными комедиями Тита Макция Плавта, и это помогало пережить нападения варваров на Вечный Город и законодательные инициативы Римского Сената. Они, как и всякие законодательные инициативы в наши дни, не всегда по душе простому человеку, которому нужны всего-навсего зрелища и немного хлеба на халяву.Так что, ничего нового в плане репертуарной политике в ОренДраме не придумали. Рассмеши публику и будет хорошо публике, а значит и директору театра Павлу Церемпилову…
А на сцену, в расчёте на «Повеселить» публику, выходят молодцы один другого краше, смешнее и любимее зрителями: Заслуженный артист РФ Сергей Кунин, Дмитрий Гладков, Максим Меденюк, Данила Сайфулин, Эдуард Султанбеков, Радик Дибаев, Роман Ефимов – каждый своеобычен, пластичен, музыкален. За каждым биография, характер, вылепленный убедительно, сочно, с изрядной долей самоиронии. Позднее к ним присоединяется Юлия Каштанова – вся из себя фартовая девочка, ноги от ушей, музыкальна и сверхпластична. Что называется, девочка-зажигалочка. И пошло-поехало. А повод для разговоров, смешных перепалок за кружечкой пивка вовсе не смешон. И для многих в зале очень даже близок. В городке новозеландском массовая безработица – градообразующее предприятие закрыли, а мужики в баре – простые работяги. В 90 – е годы в Оренбурге также прекратили деятельность сразу несколько машиностроительных заводов, мясокомбинат, огромный комбинат шёлковых тканей и так далее. Смех смехом, но многим в городе в те поры было не до смеха. Выживали, как могли.
Вот и герои комедии исхищряются. И тут является на свет божий блистательная идея: а почему бы ни создать своими силами труппу для демонстрации мужского стриптиза?
Режиссёр- постановщик спектакля Александр Фёдоров – сам прекрасный актёр, начинавший свою карьеру ролью старшины Васкова в дипломном спектакле «А зори здесь тихие», позже перенесённого на профессиональную сцену, помимо актёрского образования в оренбургском институте им. Ростроповичей, учился ещё и ГИТИСе, уже на режиссёра. И выучился. Он тонко и точно работает в жанре комедии. Немалая доля комического эффекта достигается подбором исполнителей. У новозеландских мужиков, выходящих на сцену, нет в облике ничего, что напоминало бы тех породистых кобелеватых молодчиков, что украшают своими телесами обложки глянцевых журналов. Разумеется, и движутся они, как привыкли ходить по заводскому цеху, и косноязычны. И стесняются самой мысли о том что надо будет, хотя бы и за деньги, раздеться перед дамами и демонстрировать … Эх! Не мужское это занятие! Другое дело – женщины. Им такое более свойственно. Но деньги, деньги, деньги – их даже на кружку пива не хватает! Смешной, мастерски написанный авторский текст, прекрасно переведённый С. Каменковым-Павловым, отскакивает от зубов. Сочетаясь с выстроенностью мизансцен в обжитом сценическом пространстве, темпо-ритмическим музыкальным сопровождением от Тамары Пикулевой – Заслуженного работника культуры РФ, спектакль движется по нарастающей, под почти непрерывный смех и аплодисменты зала. Пора бы и обнажаться… И тут приходит ослепительная Гленда в исполнении Юлии Каштановой. Если при виде мужчин-стриптизеров замирали женские сердца, то теперь наступает пора мужской части зала. Кто она? Режиссер будущего шоу, продюсер – не важно. Важно, что она умопомрачительно хороша и способна вдохнуть в сомневающиеся души и негнущиеся от смущения руки-ноги заводчан, желание отличится на подиуме. Ближе к финалу зрители неистовствуют. Шоу начинается. Всё, что должно и могло с учётом требований благопристойности быть показано, показано.
Смешно? Несомненно. Но посмеялись – и хватит. По меткому выражению К. Маркса, человечество, смеясь, расстаётся со своим прошлым. Нам не дано заглянуть в души людей, покидающих театральный зал, и уж, тем более, услышать мысли, возникающие в головах, после возвращения домой. Но очевидно, что лёгкая комедия, почти фарс вовсе не о мужском стриптизе, но вещах и понятиях фундаментальных: о чести и достоинстве людей труда. Попавших в шестерёнки рыночного механизма, и о неподъёмной легкости бытия, которое толкает на невероятные компромиссы с собственной совестью и поступки, что совсем недавно казались невозможными. На поиски того самого Хлеба Насущного, о котором возносятся молитвы в храме. Ведь мы не плебс презренный, готовый за кусок халявной горбушки на всё. Хотя, почему бы и нет…

А мы отправляемся в XVIII гламурный век, ведомые стремлением поглазеть на Любовь неземную и невероятную, исторически недостоверную, но от того не менее романтическую и возвышенную. Туда, где мужчины отвешивали друг перед другом, а, тем более, пред Государыней Императрицей Всероссийской, церемонные поклоны, дамы из-за пышных кринолинов вынуждены на придворных балах для поспешания при малой нужде использовать пикантное французкое изобретение - бурдалю. А тайные агенты государевой Службы Безопасности действуют вполне в духе своих привычных и неистребимых приёмов подглядывания, подслушивания и донесения до сведения вышнстоящих.
Мы пришли смотреть Комедию в Оренбургский театр Музыкальной Комедии на мюзикл Голубая камея». Зал полон. Он неизменно полон с 29 декабря 2013 года, когда состоялась премьера. Гаснет свет в зале. А следом, в руках у изготовившихся зрителей, угасают непременные в наши дни экранчики мобильных устройств, без которых сегодня ходят разве, только в банную парилку. Да-да, уважаемая публика! Мы с вами и не заметили, как новинки техники связи преображают и преобразили наши отношения с окружающим миром и даже самыми близкими людьми. Некоторым ещё помнятся времена, когда радио звучало из рупоров на базарной площади, за зрелищами спешили в кинотеатры, на задних рядах которых, в темноте можно было пообнимать даму сердца, потому что в доме барачного типа не уединишься. Когда появились первые телевизоры с увеличивающий линзой перед экраном, несчастным владельцам приходилось при просмотре терпеть соседей по коммунальной квартире – хозяевам аппарата в те. коллективистские времена, уединяться для просмотра считалось делом зазорным и в голос осуждаемым. А потом… Потом началось то, что мы назвали бы атомизацией человеческого общения. Телевизор обрёл своё почётное место в каждой квартире. Мир распался на молекулы – семьи. Шло время, строилось новое жильё. Росло благосостояние трудящихся. Телеэкраны множились. Теперь во многих домах они угнездились в каждой комнате. А конечной точкой можно назвать пришествие т.н. ГАДжетов. Теперь Зрелищем можно насладиться, даже накрывшись одеялом с головой. Как сказано одним известнейшим трагическим персонажем в пересказе на русский со староанглийского Б. Пастернака: «Порвалась Мир связующая нить. Как мне обрывки их соединить». Мы, словно Атомы разогнанные в разных направлениях в неком электронном разъединителе. Каждый сам по себе. Живём, уткнувшись носами в экранчики телефонов. Кто там кричит: Везувий начал извергаться! Ерунда! Не поверим, пока нам об этом ничего не написали в Вацапе, Кто-то воскликнет, как в известной кинокомедии: «Лёлик! Всё пропало! Всё пропало!». Нет, не всё, друзья мои! Слава Всевышнему, мы можем отправиться в Театр.
Итак, начинается красочное действо. И зал аплодирует в ЕДИНОМ порыве великолепно поющим и танцующим артистам ансамбля и балета, которые открывают представление. И вот мы уже во дворце. Скорее всего, это Царское Село. Правда, нет бесконечной череды зеркал, а горящие свечи на самом деле всего лишь электроимитация. Но какое это имеет значение! « Истинность страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах – вот что требует наш ум от драматического писателя» - такова чеканная формула успеха от А, С. Пушкина. И она в полной мере воплощена на сцене в мюзикле. Авторы: Ким Брейтбург- композитор и поэт Карен Кавалерьян- в содружестве с другими создают увлекательную авантюрную историю о дерзкой самозванке, выдававшей себя за внучку Петра Великого. Да, таков был век – самозванцы множились: Тут и царь Емелька Пугачёв и княжна Елизавета Тараканова…
Мюзикл – относительно новое явление на сцене бывшего театра Оперетты. Вспоминаются прежние времена, когда под взмахи дирижерской палочки кордебалетные девушки в едином порыве вскидывали пышные юбки до самых красных подвязок, а герои-любовники во фраках, до времени пребывавшие без движения, выходили на авансцену, чтобы сорванными голосами пропеть про красоток кабаре или признаться почтенной публике, что без женщин жить на свете нельзя. Это было прелестно, но теперь даже моль не садится на фрачные пары прежних времён в театральных костюмерных. А всё потому, что директор театра Светлана Борисова, заступая десятилетие назад в должность, решительно повела борьбу с рутиной и замшелыми штампами, понимая, что театр может жить, только развиваясь. Но вернёмся на свои места в зале…
На сцене вихревое движение балетной труппы под фонограмму, которая словно подстёгивает действие, составленное из движения и одновременно пения. А действующие лица – герои пьесы являют не только прекрасные вокальные данные, но и умение сплетать своё движение по сцене с неостановимым кружевным движением артистов кордебалета. Чему в немалой степени – и к этому зритель привык - способствуют мобильные микрофоны, позволяющие не рвать связки и доносить до публики остроумные и романтические тексты арий. А на сцене блистают Екатерина Садовская в роли самозваной княжны, Алексей Попов, исполнитель роли графа Орлова, Сергей Гурьянов – тайный агент и неудавшийся разлучник чужого счастья и остальные участники невероятной интерпретации этой истории, печальный финал которой знаем по живописному полотну Константина Флавицкого. На нём незадачливая претендентка на российский престол гибнет в каземате Петропавловской крепости. В спектакле всё заканчивается Любовью и, естественно, свадебкой лихого графа Орлова, которого друзья-гвардейцы звали за лихость Алеханом и Елизаветы Таракановой.
Естественно, публика в зале пребывает в полном восторге, а некоторые зрительницы достают из ридикюлей платочки, дабы вытереть слезы умиления.
Однако, спектакль закончился и публика, ещё минуту назад в едином порыве вновь и вновь вызывавшая на ритмизованные поклоны участников спектакля, начинает покидать зал. Гардеробщицы засновали с номерками и те, кто аплодировал в такт, начинают вновь атомизироваться, включая свои девайсы, давить кнопки ключей, открывая двери автомобилей, растворяться в ночном сумраке. Но чувство единения в радости, которое дарил театр, живёт. Оно никуда не девается. Стремление к единению необоримо. Оно глубоко и прочно сидит в нашем подсознании. Да, каждый из нас сам по себе. Нам, как мы себя пытаемся убедить, никто не нужен. К этому подталкивают житейские обстоятельства, ухищрения новых супертехнологий. Но, как в начале ХХ века писал Карл Юнг, есть то, что он назвал Коллективным Бессознательным – сочетанием глубоко личностного и неоторжимо подсознательно коллективного. Театр неопровержимо доказывает правоту данного тезиса. Об этом интуитивно, а может быть и не интуитивно догадались ещё древние греки. Достаточно посмотреть на театральные амфитеатры на Кипре или в Эфесе, куда приходил весь полис, чтобы внимать истории про Царя Эдипа. Зрители коллективно сопереживали трагедии, не предполагая, что много веков спустя досужие потомки - знатоки сексуальных перверсий произведут на свет божий и внедрят в научный оборот понятие Эдипова Комплекса. Античные греки и мы вслед за ними идём в театр, чтобы ВМЕСТЕ получить удовольствие от ЗРЕЛИЩА, ведь в сути своей, Зрелище – есть Хлеб Насущный для Души.
Так сложилось, что мы побывали на двух комедиях, наполненных музыкой, динамичными мизансценами, остроумными диалогами и в полной мере насладились фонтанирующей радостью, бьющей со сцены. Это совсем не означает отсутствие в репертуаре оренбургских театров спектаклей иного жанра, а зрители ничего другого и видеть не желают.
Войдём-ка мы в «КАПКА». Так по-татарски звучит название спектакля, что в переводе на русский означает «ВРАТА». ( Не отсюда ли русское слово Капкан) В Оренбурге много лет, обретя свою и только свою, можно сказать, выстраданную сценическую площадку, живёт и успешно развивается Татарский Драматический театр имени Мирхайдара Файзи под руководством художественного руководителя Растама Абдуллаева - -Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и республики Татарстан. Татарская труппа, ещё любительская, появилась в Оренбурге в самом начале 20 века, к зависти татар-казанцев, которые в театральных начинаниях малость поотстали. И это не удивительно. Оренбург - изначально город многонациональный. А в городе дейст