ЦАРЬ

Виктор Ахманов 3
   
      В душный июльский полдень в старом дворе сидел на лавке мужчина с  богатой, изрядно обесцвеченной временем,  растительностью на крупной голове. Я не обратил на него внимания. А вот он признал меня издалека, видимо по упражнениям на турнике и, первым делом,  попросил воспользоваться телефоном.
- А твой где?
- Оставил вчера в какой-то квартире.   
- Как это?
- В гостях был. Ты случайно код этого подъезда не знаешь?
-Нет, конечно.
- Жесть…Набери мне номер…
- Не отвечает.
- Что же делать…
- Подожди, скоро дворники придут. Они теперь регулярно заходят – выборы в сентябре.
- А она участвует? – оживился он.
- Конечно. Так что давай, тряхни стариной. Вспомним былое...
                ***
В теплое воскресенье сентября, за час до полудня, я занимался влажной уборкой – вдохновенно возил по паркету футболку, которую мне когда-то всучили по случаю больших выборов на партийном митинге.  С улицы в комнату беспрепятственно проникала привычная для выходного утра «симфония» инструментального коллектива гаражного кооператива (визг болгарки и дребезг сверла), отчего трели звонка в прихожей я уловил с небольшим опозданием.
Расправив   у порога желтую майку, я посмотрел в глазок.
 - Я ваша соседка снизу, – предупредил молодой женский голос.
Рассчитывая услышать в продолжение что-нибудь неожиданное, типа «вы нас заливаете», я распахнул, не стесняясь своего пляжного вида, дверь.
- Я баллотируюсь в Думу, – смутила меня своим безупречным видом   яркая шатенка  в ослепительно белой блузке. – Проголосуете за меня?
- От какой вы партии? –   поинтересовался я, переведя взгляд  на распластанную футболку.    
- Да вот от этой, –  улыбнулась она. 
- Приду, – соврал я, чтоб избежать возможной дискуссии, и принял в знак признательности из ее рук буклет.
Не прошло и часа, как зазвонил мой новенький кнопочный телефон.
 – К тебе приходили? – спросил знакомый басистый голос, принадлежащий хронически безработному телевизионщику  из соседнего подъезда.
- Была  дама  на высоких каблуках.
 – Есть мысли, выходи, переговорим.
- Пять минут, шеф.
Следует сообщить, что человека, назначившего  встречу, я знал не очень хорошо, хотя знаком был с ним очень давно.    Он принадлежал к романтическому, помешавшемуся на творчестве Довлатова поколению выпускников филфака,  которое успело вкусить радость мелких долларовых гонораров и романтических попоек в одном из немногих «центровых» кафешек.   Но все прошло, «как с белых яблонь дым», и теперь некогда веселый  балагур   сидел на лавочке с потухшим взором  и в стоптанных кроссовках. А над  его сизым затылком   порхали грязные голуби, которым едва научившаяся ходить девочка лет пяти, подбрасывала, под присмотром мамаши,  хлебные крошки. 
- Отдыхаешь? – протянул я  руку.
- Жду звонка, – сбжал он мои хрупкие костяшки, потной толстой ладонью. –  Ты говорил с ней?
- Да так, пара слов буквально. 
- А я взял телефон, –   затушил он сигарету. –  Мне работа нужна.  Второй месяц не могу никуда устроиться.   
- Так и не старайся. Некуда нынче устраиваться по твоей специальности. 
- А по твоей? – съязвил он.
- Я, Жорик, не обучался на филфаке. Не ездил в командировки по письмам в редакцию в поисках Нин Журавлевых. Мой факультет, планирование промышленности, упразднили вместе с плановой экономикой.   
 - А как же ты в газету попал?
- Имел некоторые способности. Давай,  ближе к делу – готов за пятихатку в день  шкафы и диваны после покойников  по лестницам спускать.   Заказов нынче много.
- У меня грыжа.
- Знаю одного человека – он с пятью грыжами грузчиком в «пятерочке» подрабатывает.
- Ему инвалидность положена.
- Сняли –   не наскреб доктору на подарок.
-  Жесть... Но нужно что-то делать…
 - Дворником попробуй устроиться. Оглянись –  за твоей спиной непочатый фронт работы. Кстати, и творческие способности пригодились бы –  выборы на носу. 
 - Телефон в ломбарде, – насупился он.
-   У меня есть старенький фотик и ноутбук, завтра  прихвачу на зарядку.
Утро выдалось ясным.  Перекладина турника была холодной и влажной от росы. Я разжал пальцы на счет «десять» и, спрыгнув на траву, начал прохаживаться, разминая мышцы.
- Ты в хорошей форме! – поприветствовал меня Жорик с балкона.
- Выходи, тема есть.
-
Я достал из сумки фотоаппарат и пустился в философские размышления:
 - Для чего нужны нынче гаражи? – пустился я в философские размышления, достав фотоаппарат. –  Чтоб отравлять людям отдых слесарными работами.  А еще, чтоб складировать всякую рухлядь, на помойку то жалко сразу выбросить.   
В это время у мусорных контейнеров  остановилась выехавшая с территории гаражей «Газель», и водитель начал выгружать из нее разный хлам прямо на землю.
Я сделал несколько снимков.
- Пойдем ко мне, – предложил он. – Я сейчас это на городской форум пристрою. 
- Ты один живешь?
- Мать умерла полгода назад.
-  Соболезную. Тяжело, наверное, без ее пенсии.
- Жопа.  Мне уже свет собрались отключать.
- Чего ты ждешь?
-  Обещали халтуру.   
- А от кого помощь  намечалась?
-  Да так, от одного кандидата. Дыня его фамилия. Может, знаешь?
- Впервые слышу. Но с такой фамилией есть шансы проскочить. А если еще  и от  компартии.
- Так он от коммунистов, –  оживился сосед –    Мы договорились с ним на ролик рекламный. И, похоже, обломалось.
- Может лишнего попросил?   Коммунисты любят, когда им безвозмездно помогают.
- Дыня – бизнесмен, – возмутился он, – на джипе катается.
 Он отпер дверь, и мы вошли в полутемную, насквозь пропитанную  дымом сигарет прихожую.  Пока я снимал обувь, из  туалетной комнаты выпорхнула галка.
Он незамедлительно погнался за птицей, бормоча ругательства, и благополучно выпроводил ее  через лоджию.
- Откуда птичка у тебя?
- Из вентиляционной шахты. Достала уже.
Он бросил мне резиновые тапки и провел  в кухню.
Обстановка в столовой  вполне соответствовала моим ожиданиям: гора посуды в раковине, заставленная кастрюлями и сковородками плита,  присыпанный хлебными крошками длинный стол, на котором трудно было отыскать свободную от блюдец, чашек, ножей и разного «калибра» ложек площадь.   
– Что мы имеем, – пробормотал он, пододвинув ноутбук, –   помойку, которая разделилась на две части…
- Пишите, Шура, пишите, а я оставляю тебя и ноутбук до завтра …
- Может квартиру сдать, – бросил он в след, – а самому  уехать на заработки в Крым…
- Хорошая мысль, – одобрительно кивнул я, открывая замок. – Лишние  квадратные метры, о которых мечтали  советские трудящихся, в скором времени для многих станут непосильной обузой...
Утром следующего дня  он живо  поприветствовал  меня с балкона и  показал ключи.
Я тотчас занял позицию.
Его бросок пришелся точно в мои ладони.
-  Вчера залез в блог к  Володину, – с порога обдал он меня свежей струей дыма. – Знаешь, надеюсь, такого?
 –  Слышал.
 – Он  все мои комментарии удалил.
-  А как ты хотел? Нужно  считаться с  интересами редактора.   
- Ты это мне говоришь? – вскинул он  брови.
- Так, к слову, шеф.  Кстати, чего ты  собственный блог  не запустишь? А еще проще группу в сетях зарегистрировать и назвать ее: «Смоленская помойка»
- Ухо режет.
-  Главное – актуально. Если вложить в слово «помойка» более широкий смысл.
- Ну, если так… – задумался он.
У него зазвонил телефон.
 Я внимательно наблюдал за тем, как менялось его лицо, и понял, что новости хреновые.   
- Отказали с охраной, –  надулся он. – Думаю из-за займа.
- Микрозайм брал?
- Да.
-  Как  же ты влез в это дерьмо?
-  В запое был.
-   Попробуй поискать вакансии на Авито, – предложил я без всякого энтузиазма.
- Я каждый день просматриваю, – рассердился  он на мою подсказку. – Пустое там все или разводка какая-нибудь.
- Остается контейнеры с мусором убирать.
-  Узнавал – пятьсот рублей в день. Расчет через две недели.
Его старенький телефон зазвонил и он, едва не обронив его, сосредоточился…
- Есть работа на вечер! – буквально расцвел он. –  Видимо я заинтересовал ее.
Через два дня он снова сбросил мне ключи.
На этот раз связка  пролетела мимо моих рук и шлепнулась на асфальт. Магнит  отскочил от пластмассовой формочки  и покатился.
- Епрст, – схватился  он за голову.   
- Можно на клей посадить, – успокоил его я.
- Дверь плотнее закрывай, – опять пробурчал он, едва я переступил порог. – Соседи все слышат. 
Я проверил защелку и, отыскав резиновые шлепанцы, прошел в кухню.
Хозяин стоял у плиты и  щелкал зажигалкой.
На столе лежал прибор для измерения давления.
- Они отключили мне газ, – вдруг произнес он упавшим голосом и, побледнев, плюхнулся на табурет.
- Не может быть, попробуй еще раз.
 Он несколько раз выбил искру. Конфорка вспыхнула, охватив пламенем кастрюлю.
Зазвонил телефон и он метнулся к столу.
- У тебя есть кто-нибудь с кинокамерой, – вопрошающе посмотрел он на меня, словно от этого зависела вся его будущая жизнь. – Звонили столичные тэвэшники, предложили халтуру: в Москве  чоповца застрелили, а он из наших мест.
 Я развел руками.
Он наложил в тарелку какую-то похлебку
-  Смотрю, у тебя еще есть запасы.
-  Я два дня по помойкам и «магнитам» с мусоровозом катался.  Водитель «просрочкой» поделился.
- Повезло.
-  Ты не видел мою банковскую карточку? – неожиданно спросил он. – Не могу найти.
-  Много денег на карточке?
- Она тысячу перечислила...  Ну, где же она, блин…
- Стареешь, – пошутил я, и мы расстались, не договариваясь о встрече.
Вечером, неожиданно для меня, раздался его звонок.
- Можешь прямо сейчас выйти во двор? – спросил он с тревогой в  голосе. 
- Конечно.
«Что-то случилось, – начал гадать я, резво спускаясь по лестнице. – Наверное, провода обрезали, будет теперь  вечер при свечах»
- Мне свет отключают, – сообщил он с балкона. – Сейчас этот козел выйдет, посмотри на него.
- Уважаемый! – выскочил ко мне из машины парень, – свидетелем будете? Меня сейчас оскорбили!
Я перевел взгляд на Жорика.
-   Вы, готовы заплатить за него? – не унимался парень.
-   Готов ли я заплатить за него – не готов.  Потому что не знаю, о какой сумме идет речь. 
Он подошел ближе и перешел на полушепот.
- Однако, – сказал я и развел руки.
- Извините, – послышалось сверху.
«Электрик» задрал голову и молча  вернулся в машину.
- Может запить? – завис в прохладном воздухе его извечный вопрос.
- Выходи лучше во двор.
Он появился  вскоре с небольшим пакетом для утилизации.
- Пить не следует, – успокоил его я. – У тебя есть еще шанс выйти из ситуации.
 -  Каким образом?
- Избавься от лишней комнаты?
- Не понял? – подозрительно посмотрел он на меня.
- В твоем подъезде давно продается однокомнатная квартира.
- Ты мне предлагаешь  продать родительскую хату.
- Именно. Но делать это надо  на трезвую голову.
-  Мне звонили уже риэлторы. У них, как бы, покупатель есть.
 - Любопытно. Когда они на тебя вышли?
- Когда в запое был.
 - С риэлторами опасно дело иметь. Не зря этот бизнес сучьим называют.
-  Кинуть могут?
-  Занизят стоимость тысяч на двести-триста и комиссионные еще возьмут.
-Как это?
- У них специальные технологии имеются. Простые и эффективные. Как в политике. Была помойка до выборов – теперь нет помойки. А что изменилось? Контейнеров не добавилось.  Может дворников больше стало? 
- А конкретный пример?
-  Привожу: ты дал  на Авито объявление. К тебе тут же приходит под видом покупателя риэлтор. Просит «щелкнуть» интерьер. Для супруги.
- И что дальше.
- Дальше? Через два-три дня  появляется  предложение на аналогичную квартиру, этажом выше, по заниженной стоимости, и твое объявление теряет актуальность.
- А если захотят посмотреть?
- Будут  водить кругами, врать (они всегда врут), что за объект  буквально вчера внесли задаток, но не исключено, что вот-вот появится еще один.   
- И долго так?
- А дальше веселее. Твое объявление вдруг исчезает – кто-то пожаловался на недостоверные данные. Ты возмущаешься, доказываешь, что ты не верблюд. Отсылаешь копии правоустанавливающих документов с подписями, скан кадастрового паспорта. А там сидит какой-то мальчик и не понимает, прикидывается дураком. Потом объявление возвращают в поиск. Однако через неделю оно снова скрывается. Забота о клиентах-покупателях превыше всего. К тому же у них есть право подозревать в каждом продавце-собственнике мошенника.  В конечном счете, они дожмут тебя, и ты согласишься на платные услуги какого-нибудь агентства.
   На следующий день я увидел его на лавке. Он отдыхал, опустив голову.
«Все-таки нажрался», – огорчился я и набрал его номер.
 « Абонент вне зоны действия сети…» 
  Через неделю он попался мне на пути к помойке. Из его нового нарядного пакета  выпирали коробки из-под сладостей и торчали темные длинные горловины бутылок.
- Ты получил аванс?
– Комнату сдал, - уклончиво ответил он.
Минул месяц и однажды сквозь оголенное окно его комнаты я заметил незнакомую женщину. Она снимала со стены фотографии в рамках. 
 Минул год, и  он случайно попался мне на улице.
- Мне нужно редакционные задания срочно отослать, - сразу насел он на меня. – На планшете тяжело текст набирать. Дай мне свой ноут.
- Но он мне  самому нужен.
 -  Работа горит, выручай…   
 Он встретил меня у подъезда в халате, домашних тапках и препроводил на первый этаж, в свои новые апартаменты.
- Живешь как царь?
- В триста тысяч ремонт обошелся,
- А на водку много ушло?
- Не считал. Кстати, я пил только хорошую водку.
- Это, какую же?
-  «Царь»
- Широкая душа у тебя,  Жорж. Посему и вид из окна теперь веселенький.   
- Не наступай мне на больную мозоль, –  рассердился он. –  Меня буквально в спину затолкали на этот обмен.
- Риэлторы?
- Разумеется.
Утром, только я включил телефон,  мой бывший сосед вышел на связь:
- На работу опаздываю, не могу три тысячи найти. Ты не брал?
- А кто-то другой не мог взять? – спокойно отреагировал я.
- Этот, – задумался он. – Но он привез вчера мне деньги.
- Ты опять в долг берешь?
-  Это я ему одолжил осенью с продажи квартиры.
-  А  риэлторам, сколько подарил?
- Примерно полмиллиона.
- Будь осторожен, Жорж. И не пей, иначе не заметишь, как снова переселят. Ты у них теперь до гробовой доски в базе.
Мы встретились  за неделю до Нового года у него. В прихожей висел  прокуренный пуховик и объемная «душистая» шуба. 
 Из кухни тянуло густым дымом сигарет.
 Он провел меня в комнату.
Я, сев за стол, тотчас погрузился в свои дела.
- Ты скоро, - заглянул он вскоре. – У меня гости.
- Тебе кровать нужна? Потерпи, скоро уйду.
- Только не забирай, пожалуйста, сегодня  ноут, – попросил он. – Мне резюме нужно срочно разослать.
- Но ты же работал где-то?
- Уже не работаю. Последнюю тысячу разменял вчера.
- Хорошо, – успокоил я его. – Позвонишь мне, когда можно будет в следующий раз тебя застать. Трезвым, разумеется.  Только ты  позвонишь, а не я тебе. А вообще хочешь совет?
- Валяй.
- Продай эту квартиру и купи хрущ, где-нибудь в центре.
-   Зачем мне это?
- Сэкономишь на коммуналке. Во-вторых меньше вероятности, что тебе кто-нибудь башку проломит. 
- Я нашел работу, – едва не стукнул он себя кулаком в грудь. –  В двух местах ждут уже мою анкету.
- Не устроишься ты никуда, Жорж.  Кроме, как  помойки убирать. Поверь мне,  жизнь нашего поколения ныне без перспектив – дожитие.   
Не могу уверенно сказать,  ошибся ли я с прогнозом, но  при следующей встрече,  он неважно выглядел, сетуя на  слабость в ногах. В разговоре выяснилось, что у него снова долг перед  Управляющей компанией и несколько мелких кредитов.
- Подруга навещает? – подколол я.
- Да ну ее на …    рассердился он. – Из-за нее все началось…   
 - Жорик, что ты думаешь про вирус?
- Ты не дашь мне больше ноут…
-  Пойми правильно, просто не хочу рисковать своим здоровьем. Да и твоим тоже.
-  Да не говори ерунду!
- Да не ерунда это.   У меня предчувствие нехорошее. 
  - Ко мне приходили риэлторы.
- Без приглашения?
 - Да.
- И что хотят?
Начали издалека – вроде бы квартира однокомнатная  кому-то нужна в этом доме. Мою, как бы между делом, оценили в миллион. Якобы цены сильно упали.
- Пока ты пил.
- Точно.  Потом прибавили полторы сотни.
- Но это же смех.
- А я, что лох?
- В итоге?
-  Предложили часть дома  в каком-то загородном переулке.
- Цыгане?
- Да нет, вроде наши, русские, вежливые. Но мне, кажется, что  это «черные» риэлторы.
- А «белых», Жорик, практически не бывает. Как их можно называть белыми, если они  налоги не платят с доходов. 
Мы вышли на воздух.  Он неожиданно изъявил желание купить градусник, и мы  до аптеки.
- У тебя температура? – осенило меня.
- Да потею что-то.
- Давно?
- Неделю уже...