Дедал-Оратория Миланы Алдаровой

Наталья Мартишина
Это эссе появилось благодаря конкурсу произведений и рецензий в честь поэтессы Миланы Алдаровой, конкурс поспособствовал тому, чтобы читатели обратили внимание на интересного автора. Издательский Дом Игоря Сазонова предпринял усилия, чтобы "светильник горящий" не "находился под спудом", ибо, по слову Библии, какой прок в закрытом от людей светильнике... Многие творческие личности находятся незаметными в поле культуры, их образный мир есть - но ни на что повлиять не может. К счастью - до поры до времени. Находится печатная страница, находится неравнодушный почитатель, находится имеющий силу влиять на мир человек. И свет - светит...

Милана Алдарова прожила недолгие годы ( 1956 - 2012).


На возгласы некоторых критиканов, дескать, как это так - хороший автор не был заметен, - смею напомнить, что первая книга Арсения Тарковского вышла на 56 году его жизни... Поэту в год выхода первой книги в 1962 году было 55 лет, - практически столько, сколько прожила поэтесса Милана (она прожила 56 лет)- а до той поры Тарковский был литературным работником, переводчиком, никто не видел в нем Поэта - гениальный Андрей Тарковский не случайно включил стихи отца в фильм "Зеркало", только тогда, в 1974 году, через 12 лет после выхода книги, страна кое-как услышала, и явственно услышала только со смертью Андрея,еще через дюжину лет, когда стала пересматривать фильмы режиссёра, признанного в мире...

Ну, и можно напомнить статью Гоголя о русской поэзии, где писатель сетует, дескать, Пушкина можно было бы считать национальным поэтом, все есть в его творчестве - и легкость слога, и ум, да одно "но" - национального поэта должны знать люди, а Пушкин известен только группе своих друзей и барышням, которым в альбомы стихи пишет...

Но давайте откроем страницу Миланы Алдаровой.


И вот начало Оратории "Дедал":

"днесь
когда
мы не только по трассам подне'бесья
вольно ширяем" - пишет автор Оратории, Милана Алдарова.

Днесь, - вот прямо сейчас, -  Россия запустила на Луну межпланетную космическую станцию, и вот сейчас, в эти дни, она летит, а мы, зрители и читатели новостей, чувствуем, что мы "вольно ширяем по трассам поднебесья".

"Станция должна совершить посадку с 21 по 24 августа. В это же время к Луне направляется индийский аппарат. Обе миссии нацелены на малоизученный Южный полюс Луны", говорят ленты новостей.
 
И вот в это время каждому стоит подумать, что мы не только зрители и читатели, но и "осмыслители" путей человечества, "постигатели" собственных судеб.

И мифологема личности Дедала поможет нам в осмыслении.

Дедал - мифический герой Древней Греции. Можно считать - обобщенный герой, образ человека-изобретателя, мыслителя, творца. То, что мудрые древние греки говорят о Дедале - то и происходит потенциально с каждым творцом, изобретателем, героем. С каждой личностью в жизненной судьбе. С каждым художником в его доле. А если человек - не художник, скажем, пастух или домохозяйка? Для мифологем разницы нет: те же ситуации в судьбе, те же ловушки и повороты ждут пастуха и домохозяйку, только с другой внешней атрибутикой. А внутренние механизмы "движения шестеренок", правила игры - это база, о которой древние греки рассказали, и хорошо бы в этих инструкциях разобраться каждому.

Кстати, вот справка из "Википедии": В 1970 году Международный астрономический союз присвоил имя Дедала кратеру на обратной стороне Луны.  Также имя «Дедал» получил первый проект межзвёздного космического аппарата, доведённый до уровня реальных расчётов и чертежей.

Ужотко увидим обратную сторону Луны! Ждёт нас там кратер "Дедал".

Поэтому подготовимся ко встрече заранее - поразмышляв о Дедале. Что за послание зашифровали нам истоки нашей цивилизации?

Об этом пыталась размышлять и Милана Алдарова, замыслив Ораторию "Дедал".

В первых строках она использует слова, на первый взгляд, к Древней Греции совершенно не относящиеся, и это воспринимается, как диссонанс.

"вольно ширяем",
"вознесть впервые
              бряцанье хвалы"
И в этом ряду - появляются  слово "Держава" и "шапка-венец Мономаха", что по времени все же чуть позже, чем "ширять" и "бряцание хвалы". По времени - позже, но по сути - один смысловой ряд, и Милана выстраивает его, проводит "взлетную полосу".

Вы ведь узнали фразы, отсылающие к фразам  из "Слова о полку Игореве..."?

Милана Алдарова использует диссонанс в самом начале своей Оратории, как это делали смельчаки Скрябин, Прокофьев, особенно смело - Стравинский.( вот, случайно ли доктор и знаток музыки Булгаков даёт фамилию Стравинский доктору, специализирующемуся на диссонансах психики?)

Диссонанс призван насторожить, привлечь внимание - да, именно тем, что он возмущает , режет слух, раздражает. Но рефлекс раздражения - признак живой нервной системы. Миссия диссонанса - оживлять)))) Но это я к слову.

А вот Милана использует именно слова из "Слова...", и они "цепляют" нас мнимой неуместностью - а как результат, заставляют задуматься. Отсылка к "Слову о полку Игореве" - зачем? Но ведь это - основополагающее произведение древнерусского эпоса! Произведение, без переложений понятное русским, украинцам, белорусам. Древнерусский - наш общий язык.

"яко сокол на ветрах ширяяся" - говорит "Слово..."

"Боян, бо вещий, аще кому хотяше песнь творити", - говорит "Слово..."

Неизвестный Автор "Слова..." с первых строк заявляет о том, что такая хвала поется впервые - не как воспевал подвиги князей Боян, а иначе - более правдиво, искренне, не подлаживаясь и не утаивая правды. Неизвестный Автор - наш национальный поэт, настоящий поэт, боль моя. За две недели в свое время я сделала переложение "Слова..." Люблю этого неизвестного человека, как любил его Пушкин, как восхищался им Пушкин, - мечтая сделать свое переложение, болевое, горькое, прекрасное.... Не успел....

Но прочтем "Ораторию" Миланы Алдаровой - может, мы полюбим этого поэта так же? Как любит Неизвестный Автор своего своенравного князя Игоря, как любит Милана Алдарова своего гениального Дедала?

По воспоминаниям современников, Пушкин, ценящий в себе невозмутимость и хладнокровие ( чего стоят только прогулки с тяжеленной тростью - тренировка бретёра, чтобы рука на дуэли не дрогнула!), - Пушкин прилюдно разволновался лишь однажды, раскраснелся, отстаивая в споре с Каченовским подлинность "Слова о полку..." Было ли "Слово..." мистификацией? Я изучала этот вопрос, находила доводы и за, и против, и пришла в выводу, что, если бы это была ясная для меня мистификация, я выступала бы за дорогую для меня подлинность.

Поэтому я не задаю себе вопроса о реальной судьбе и реальном имени Миланы Алдаровой - достаточно имеющегося произведения.

А в этом произведении мы видим страстное обращение к современникам  - и, словно бы это обращался Маяковский - к "товарищам потомкам" -
"Кровь
    приливает к сердцу
                горячим током" - пишет Алдарова, принимая на себя миссию рассказать "впервые" такими словами о Дедале, воспеть ему хвалу - и воспеть хвалу Державе, России, воспринявшей талант Дедала - страна первая шагнула в Космос.

Алдарова как автор считает важным обратиться к образу Дедала.

Считали этот образ важнейшим для понимания психологии творческой личности и теоретики-психологи Игорь Акимов и Виктор Клименко, написавшие популярное исследование "О мальчике, который умел летать..." Одну из ошибок талантливых людей эти психологи показывали на примере Икара, сына Дедала - ведь Икара сгубила недисциплинированность.

И вот снова в каждой творческой судьбе - то действенное начало, о котором пишет Алдарова: герой выходит в путь -

И спешит
по камням
    по пескам
         по водам
под лучепадами
          дальше!
               и выше!
туда
чему сегодня нет
ИМЕНИ

Симпатичное слово - "лучепады": и обещание солнечной славы, судьбы, обласканности - и та опасность, которая растопит воск, скрепляющий крылья...

Оратория написана для каждого: каждый сможет прочесть, но каждый ли сможет прочесть вдумчиво? Но вновь и вновь выходят творцы в дорогу...

Полетел наш лунолёт на Луну... Под лучепады полетел... Полетел искать первым делом - воду...

Музы!
    Камены ль!
иль кто вам там нынче
                заменой!
занавес!!! -

кричит Милана Алдарова, заставляя занавес двигаться и приоткрывать тайны. А кто такие Музы, Камены? Да это же одухотворённая вода, духи воды, жители Кастальского источника, дарующего вдохновение учёным да поэтам - да и душа воды вообще...

В Адыгее множество названий речек и селений с сочетанием букв - "псе" - река Псекупс, город Туапсе... Да вы и сами продолжите эти примеры. Псе - это по-адыгски "душа воды".

Может, духи воды в Краснодарском крае - замены древнегреческим Музам и Каменам? Или, по крайней мере, родня им? Одушевлённое вдохновение...

Читаем Ораторию дальше?

Читаем!

"...Кровь
    приливает к сердцу
                горячим током
гордость
       румянит
             щеки!
хмелею!
      от счастья!
               когда думаю:

Я
ИЗ ТОГО ЖЕ РОДА
            ЧТО И ДЕДАЛ —
                ИЗ РОДА ЛЮДЕЙ

Братья люди!
Естественно –
честь
вознесть впервые
              бряцанье хвалы
ИСПОЛИНУ ДЕДАЛУ
глыбой державною —
               шапкой-венцом Мономаха! —
властно возлёгшая мне на чело
               осиянное золотом скифов
выпала
гражданину колосса-страны чья ракета
первой из первых
               нацеливши курс в универсум
весело
       крикнула
               Солнцу
по-русски
ЗДРАВСТВУЙ!"


Милана Алдарова, Оратория "Дедал", 1 часть.



Начало многообещающее.

Милана выстраивает вектор развития сюжета — от античности через древнерусское «Слово о полку Игореве...», через «шапку Мономаха» (русское средневековье) к нам, сегодняшним, где русским языком сказано Космосу «Здравствуй!»

Тем самым Алдарова заявляет нас в координатах цивилизации как наследников  Античного мира, наследников изначальной гармонии, лучших сынов человечества.
Милана Алдарова в этом — ярый патриот.

Такой же ход придумала в кинематографе небезызвестная Лени Рифеншталь, талантливый режиссёр и  пылкий патриот Германии — к сожалению, патриот времён гитлеровской  Германии. Мы не будем говорить о политической позиции Рифеншталь и о её вине в обманной пропаганде мощи и единства  своего народа: эта пропаганда ( в том числе и эта) завела Германию в болото фашизма, и без данной поправки нельзя оценивать творчество Лени. Но мы сейчас говорим о художественном ходе, талантливо примененном Лени и увлекшем людей.

 Этот ход заключался в следующем: чтобы доказать силу и красоту немецкого народа, в фильме «Олимпия» ( или, в другом переводе, «Олимпиада»), Лени начинает повествование от времён Древней Греции: вот античные статуи, оживая,превращаются в спортсменов — германцев, современников. Вот Солнце сопровождает спортсменов, подчиняется им, а вот уже Германия зажигает не олимпийский огонь — а новое Солнце ( так образно показано зажжение олимпийского огня).

Милана испытывает гордость за Россию, призывает  современников разделить её чувство -   и выстраивает линию от Древней Греции. Тот же ход, что у Лени Рифеншталь: и Лени, и Милана восхищаются красотой спорта, науки, красотой человеческих свершений. Восхищаются возможным Сверхчеловеком...
Своим восхищением талантливо увлекают, вдохновляют на поиск подвига...

Сверхчеловек в мире образов Рифеншталь — молодой германец. Зритель.

Сверхчеловек в системе образов Миланы — кто он?

Да это вы,  читатель. Это мы с вами, Читаем дальше?

Дальше у Миланы, как у любого автора, взявшегося за объемный труд, - несколько вариантов:

1) Пересказывать сюжет о Дедале своим языком, что заведомо проигрышно: читатель прочтёт в энциклопедии статью гораздо быстрее и будет знать то же самое;

2) Пересказывать сюжет, давая  читателю насладиться языком повествования, сделать главным — язык, речь, красоту речи. Это трудно, но цель будет достигнута, читатель получит эстетическое наслаждение.

3) Сделать нечто новое ( в лирических отступлениях показать своё мнение, например, насытить текст встроенными комментариями, дать новую форму) — читатель получит более, чем ожидает, и этот путь тоже оправдает себя.

Смотрим, что выберет Милана?  В названии выбор уже заявлен: Оратория, синтез искусств — поэзии, музыки и театра.

И привлечение многомерной ауры «Слова о полку Игореве...» в самом начале Оратории — не случайно. Из бутона «Слова...» расцвели картины, опера, балет...

Роднит Ораторию Миланы Алдаровой со «Словом...» ещё одно немаловажное: присутствие архетипа Героя.

В «Слове...» архетип Героя — это воин, это князь Игорь, он идёт за военной победой.

В Оратории архетип Героя — это творец, это человек науки и искусства Дедал, он идёт в путь за находками в этих областях, за открытиями и творениями.

Вспомним теорию архетипов Карла Юнга: любое произведение укладывается в «прокрустово ложе» этой теории (любое, проверяйте сами!  С натяжками или с «отрубанием головы» - но укладывается (шутка). Реально — укладывается).

Если коротко напомнить теорию: есть пять архетипов.

1-  Юноша (воин, творец, тот, кто пошёл за призом). Сосед пошел за хлебом. Войско отправилось на половцев. Девушка пошла на танцы и принарядилась. Яго  припрятал платок. Я пишу это эссе — все мы начали действовать.

2 - Девушка ( это приз: вожделенная - красавица, научная идея, статья,  пышная булка, затеянная интрига)

3 — Злодей ( Ведьма) -  тот, кто помешает Юноше взять Приз.

4 — Добрый Старец ( Мать-сыра-земля) — тот, кто поможет взять Приз

5 — Тень ( тот же Див на древе, сон, нечто нереальное, но что влияет на действие. Примета. Заяц, перебежавший дорогу Пушкину по пути в ряды декабристов: Пушкин вспомнил, что он — монархист и поворотил обратно, выбрав между убеждениями и дружбой;  и так далее...)

Посмотрите любое произведение и убедитесь, что архетипы работают... Собственно, они и выделены Юнгом из сюжетов античного мира, примерно 200 сюжетов и существуют на свете, остальные - перетасовки... Ну да ладно... Сюжет о Дедале - один из базовых сюжетов. Это - главное.   

Ищем архетипы в Оратории «Дедал»? Читаем дальше?


Читаем!


."Топорщатся иглы ежа, пока жив"

За одну только эту строчку из 3-ей главы стоит прочесть всю Ораторию.

А стоит ли её читать всю?

Да, мы найдём еще сокровища речи, найдем грёзы, войдём в мифический мир, где летает бабочкой душа Пасифаэ, где мечется по прекрасному лужку страшный бык, где стремление человека к высоким целям придаёт крылья гибельному полёту...

Древняя Греция - колыбель человечества, и верно говорят, что младенец знает всё о судьбах мира, но говорить ещё не умеет. Как только вторая сигнальная система (речь), подключается, так закрываются центры тех самых сакральных знаний. Сказать теперь можно, но - о чём?

Древняя Греция с ее мифами, вероятно, находится на той ступени развития человечества, где речь только начата - оттого её так много, надо понимать восторг первых поэтов и философов, - а знание о мире ещё не спрятано, не закрыто, не забито лавиной информации.

Потому-то, обращаясь к Древней Греции, мы можем что-то и расслышать, и понять, и додумать.

Мифы Древней Греции говорят о моделях поведения, о моделях судеб. Это базовое моделирование надо знать. Счастлив, кто умеет им пользоваться, кто понимает эти мифокультурные шифровки. Тем, кто хочет вникнуть в тему, посоветую посмотреть, как расшифровывают миф о Ясоне и аргонавтах культурологи ВВС ( надо набрать "Герои Древней Греции. Ясон и аргонавты", будет видео на час, очень красивое и не менее умное, чем красивое. Посмотрите, потом мне скажете мнение))))

Так вот, и в легенде о Дедале мы имеем дело с шифровкой. И рассматривает она то, что после в христианском учении будет определено как "помыслы", то есть совершенно незримо определено. А в мифе ясно: мораль только потом станет моралью. Пока же - помысел. И работать надо с ним, в момент возникновения. Тонкая духовная работа должна вестись над ещё непроявленным в области морали, поступка, права.

Вот ведь, скрыл герой одного быка, дал похуже. Скрыл белого, дал в подарок богам чёрного. А может, реально чёрный был лучше и здоровее? Но боги зрят в область помыслов: белый герою нравился больше. В области помыслов, мыслей именно белый был лучшим, понравившимся Миносу. Этот помысел и был считан Высшими силами, отсканирован, просвечен: то есть оценен по шкале ценностей самого героя. Да, он скрыл лучшее. Он хотел подарить худшее богам.

И наказание идёт не за деяние. а за вот это "хотел". Невидимое, незримое, но в наше-то двадцатьпервовековое время, так любящее всё сканировать, ПЦР-тестировать и пр, и пр, - в наше время мы уже знаем, как по вектору внимания настраивается реклама на компьютерах...

Битва добра и зла идёт в ментальной области.

Этому учит миф о Дедале - этому в том числе.

Оратория даёт нам возможность поразмышлять о главном в судьбах людских.

И отрадно, что Оратория никуда не торопится.

Она похожа на вкуснейшую чашечку греческого кофе в геленджикской кофейне при музее греческой культуры.

Можно потягивать... Можно читать Ораторию с любого места... Можно слушать запись с любого места и листать иллюстрации невпопад, можно заблудиться в тексте Оратории, как замечтаться за кофейком...

Этим Оратория особенна и хороша, и будет мила не только мне.

"Топорщатся иглы ежа, пока жив..."

Хорошо нам, пока читаем и думаем о мире, о море, о необъятной мировой душе...

А если Оратория "Дедал" - как чашечка кофе, то и хорошо, что она большая.

Как говорил о картине "Мать Уистлера" назвавшийся искусствоведом незабвенный Мистер Бин, "Если бы она была маленькая, это было бы очень досадно".

Как за чашечкой кофе, за чтением Оратории можно уходить в мечты, воспоминания, рефлексии.

Хорош мир, где есть чашечка греческого кофе.

Хорошо поэтическое пространство, где есть Оратория "Дедал".

Я надеюсь, что Оратория и эпоха, конгруэнтная Оратории, счастливо найдут друг друга. Эпоха, склонная к культурологической рефлексии.... Может быть, это даже - наша эпоха.