Упрямые пятна

Михаил Лекс
С сегодняшнего дня Дмитрий в отпуске. Дети уже ушли в школу, а Дмитрий выспался, позавтракал, но с кухни не ушёл. Решил поговорить с женой.

Он сидит за столом и внимательно смотрит за тем, как Ангелина чистит плиту.

— Я уверен, любимая, что жизнь каждого мужчины — это подвиг, — сказал Дмитрий. — Подвиг нравственный, трудовой, интеллектуальный, благородный и так далее. А вот особо упрямые пятна, дорогая, можно легко убрать, если сначала полить их немного маслицем. Пять минут подождать, и всё.

Ангелина и Дмитрий вместе уже пятнадцать лет.

И впервые так получилось, что в отпуск Дмитрий пошёл не летом, как обычно, а в конце октября.

«Блин, — подумала Ангелина, — он что, теперь весь отпуск меня изводить будет? Спокойно, Ангелина, спокойно. Главное, не нервничать. Надо пройти и это испытание».

— Я так и хотела сделать, — спокойно ответила Ангелина.

«Какая же ты упрямая, Ангелина, — подумал Дмитрий, — просто сил никаких нет. Другая бы на твоём месте признала, что не права, и всё. А ты спорить начинаешь. Зачем?»

— Нет, любимая, не хотела, — тоже спокойно настаивал на своём Дмитрий, — не хотела. Я уверен, что ты вообще этого не знала. Потому что ты всё трёшь и трёшь. Жёсткой губкой! А так легко испортить рабочую поверхность плиты. Поцарапать можно. А плита — почти новая.

До этого все летние отпуска Дмитрий проводил с женой и детьми или у её родителей — на даче, или у своих родителей — в деревне. И там всё было спокойно. А теперь на даче и в деревне холодно. Приходится отпуск проводить в городе, в квартире, где только он, она и их дети.

— Тогда сам и чисти свою плиту, — не выдержала и рассердилась Ангелина. — Бери масло, поливай свои упрямые пятна и будь счастлив.

«Ага, как же, — подумал Дмитрий, — разбежался».

— Я бы с удовольствием, — сказал Дмитрий. — Но... Увы... Не имею права. Не мужское занятие. Как после этого я смогу смотреть в глаза другим мужчинам?

— Ну, тогда и не учи меня, — сказала Ангелина и усмехнулась. — Упрямые пятна. Слова-то какие нашёл! Где ты этого нахватался только, не понимаю. Учитель! Только найди себе другую ученицу. Меня учить не надо.

«Ты ж, моя лапочка, — подумал Дмитрий, — учить её не надо. Надо тебя учить, любимая. Ещё как надо. И кто это будет делать, если не твой родной муж? А?»

— Да как тебя не учить, Ангелина, если ты ничего не умеешь? — спросил Дмитрий. — Или ты думаешь, мне это радость доставляет?

— Думаю — да, — ответила Ангелина.

«Правильно думаешь», — радостно подумал Дмитрий.

— Глупая, — ответил, вздыхая, Дмитрий. — Я ведь люблю тебя.

«Надо что-то придумать, — думала Ангелина. — Иначе за 28 дней он меня просто с ума сведёт. А ещё и у детей с завтрашнего дня каникулы. Кошмар. Я точно свихнусь с ними со всеми. Летом в деревне или на даче можно было их всех на родителей оставить, на моих или его. А сейчас? В деревню не поедешь. На дачу тоже. Холодно. Да и нечего там делать. Нет. Надо что-то придумать. Но, что?»

— Ты что-то о жизни мужчины говорил? — напомнила Ангелина. — Говоришь, подвиг?

— Подвиг беспрерывный! — горячо ответил Дмитрий. — И каждый мужчина поэтому — герой. А если мужчина, ко всему прочему, ещё и женат, и у него есть дети, то значительность подвига и героизм мужчины возрастают многократно.

Ангелина высыпала картошку в раковину, включила воду и стала её чистить. Рядом на столе лежал кочан свежей капусты. Ангелина собиралась варить щи.

— А жизнь женщины в таком случае, что? — спросила Ангелина.

«Да что же ты творишь-то, Ангелина! — подумал Дмитрий. — Да кто же так щи варит?»

— Жизнь каждой женщины, — сказал Дмитрий, поднимаясь со стула и подходя к Ангелине, — это праздник. Вечный и непрекращающийся ни на мгновение! Выключи воду, дорогая, и послушай меня. Только внимательно! Прежде чем картошку начинать чистить, лучше её вымыть. Металлической губкой. Поняла? Но прежде лучше порезать капусту и начать её варить.

— На, — сказала Ангелина и протянула Дмитрию металлическую губку, — мой, режь, ставь варить.

— Мне нельзя, — сказал Дмитрий. — Я после этого сам не отмоюсь. Виданное ли дело! Мужику капусту резать и картошку мыть. Что люди скажут?

— Тогда отвяжись, — сказала Ангелина и продолжила чистить картошку.

«Зануда, — подумала Ангелина. — Да нет, так-то он мужик — не плохой. Но вот когда без работы сидит, то на него тогда что-то находит. В деревне или на даче он бы нашёл чем заняться. А здесь? Конечно, ему скучно. Вот он и нудит».

Дмитрий с обиженным лицом подошёл к окну.

«Ну вот, — подумала Ангелина, — уже и обиделся. А ведь это только первый день отпуска. Что дальше будет? Как жить? Не понимаю».

— Говоришь, жизнь женщины — это праздник? — весело спросила Ангелина. — Вечный и бесконечный?

— Как сама жизнь, — грустно ответил Дмитрий, глядя в окно. — И каждая женщина требует, чтобы её признали на этом празднике главной.

— От кого требует? — спросила Ангелина.

— От мужчины, разумеется, — ответил Дмитрий. — От кого же ещё женщина может что-то требовать.

— Ну да, — согласилась Ангелина. — Это ведь его жизнь — подвиг.

Она уже почистила картошку.

— Ты всё правильно понимаешь, любимая, — сказал Дмитрий, жадно глядя в раковину, где лежала картофельная кожура. — А если женщина к тому же замужем, и у неё есть дети, то праздники, как и подвиги, становятся всё более и более грандиозными. А картошечку всё же лучше скоблить. Ты слишком много срезаешь кожуры, любимая.

«Да какой же ты настырный-то, — подумала Ангелина. — Как тебя только на работе терпят, не понимаю. Спокойно, Ангелина, спокойно. Его отпуск пролетит — не заметишь. И всё у вас будет по-прежнему».

— Трудно скоблить, — сказала Ангелина. — Это ведь не молодая картошка.

— Ну и что, что не молодая? — вспыхнул Дмитрий. — Не молодая, значит, можно половину срезать? Не молодая, значит, можно деньги на ветер выкидывать?

— Почему на ветер? Почему половину? Где ты видишь половину? По-моему, нормальная кожура.

— Моя задача, Ангелина, — сказал Дмитрий, — сделать так, чтобы и ты, и наши дети ни в чём не нуждались. Но при таком твоём отношении к жизни, Ангелина, мне будет трудно это сделать. Где? Покажи? Где ты видишь нормальную кожуру? Вот, смотри, я тебе сейчас покажу.

Дмитрий вытащил из кармана штангенциркуль и измерил толщину счищенной кожуры, а результат показал Ангелине.

— По-твоему, это нормальная кожура? — спросил Дмитрий.

«Нет, — уверенно подумала Ангелина, — его отпуск незаметно не пролетит. Свихнусь раньше, чем он закончится».

А Дмитрий в это время убрал штангенциркуль и вытащил из шкафа весы для продуктов, переложил картофельную кожуру из раковины в пакет полиэтиленовый и положил на весы.

— Видишь? — спросил он. — Представляешь, сколько денег ты сейчас выкинешь в ведро мусорное? Я, конечно, понимаю, что у тебя вся жизнь — это праздник, и моя задача обеспечить тебя на этом празднике всем необходимым. Но всему должен быть предел, Ангелина. Твоё расточительство выходит уже за грани разумного. Ты ведь знаешь, что я — не жадный человек, и мне для тебя ничего не жалко. Но пожалей и ты меня. Неужели так трудно было поскоблить?

— Вот сам и скобли, — ответила Ангелина.

— Мне нельзя, — ответил Дмитрий. — Не мужское занятие. Я после сам себя не прощу за это. Уважать себя перестану. Ты этого добиваешься?

Ангелина смотрела на мужа и не понимала, как жить дальше. Готова была уже смириться. Но, вспомнив про упрямые пятна на рабочей поверхности плиты, поняла, что мириться с этим никак нельзя, и сразу решила эту задачу.

— Надоело, — сказала Ангелина. — Завтра утром иду на работу устраиваться.

— Как на работу? — не понял Дмитрий. — Зачем это?

— Затем, — ответила Ангелина.

Утро следующего дня.

Ангелина — в прихожей. Собирается идти устраиваться на работу. В прихожей появляется Дмитрий. Он только что поднялся с постели, ещё не одет и с интересом смотрит на жену.

— Уже уходишь? — спросил Дмитрий.

— Убегаю, — ответила Ангелина, посмотрела на часы и покачала головой. — Опаздываю на собеседование.

— А я ведь ещё не завтракал, — сказал Дмитрий. — Проснулся, смотрю, тебя нет. Выхожу, а ты уже уходишь.

— Извини, что не разбудила, — сказала Ангелина. — Но мне сейчас не до тебя и не до твоего завтрака. На часы смотрел? Я проспала. Теперь вот опаздываю. Ты сам сделай себе что-нибудь.

— Что сделать? Я не понял.

— Яичницу, например, — ответила Ангелина, — или бутерброды. Можешь кашу сварить или картошку. Только прежде поскобли её, поскобли. Плиту после не забудь помыть. А упрямые пятна на её рабочей поверхности маслом полей.

— Ты это сейчас серьёзно насчёт пятен? Ангелина? Какую картошку? Какую кашу?

— Любую кашу, — нервно ответила Ангелина. — Гречневую, например. Наливаешь воду в ковшик. Когда вода закипит, положишь туда пакетик с кашей. И через 15 минут всё готово. Что? В тридцать пять лет не способен себе завтрак приготовить? Заодно и детей накормишь. Кстати. У них с сегодняшнего дня каникулы.

— Я должен будить твоих детей, Ангелина? И завтрак им варить? Может, ещё чего повеселее придумаешь?

— Они — такие же мои, Дима, как и твои, — ответила Ангелина. — Сходи с ними в кино. Или ещё куда-нибудь. У тебя — отпуск, а у них — каникулы. Вот и отдыхайте. Развлекайтесь. А мне некогда. Я убежала.

— Я тебя никуда не отпускаю, Ангелина, — сказал Дмитрий. — Давай поговорим. Я не могу, когда ты так. Я должен разобраться. Что в нашей семье, в конце концов, происходит? Я не для того в отпуск ушёл, чтобы детям кашу варить.

— Вечером, всё вечером, — сказала Ангелина.

— Как вечером? — воскликнул Дмитрий. — Ты что до вечера на собеседование пошла?

— Так у меня их несколько, — ответила Ангелина. — В разных местах. Так что всё — вечером. И поговорим, и разберёмся во всём. Сейчас, честное слово, некогда. Поверь. Столько всего надо успеть. В стольких местах побывать. Поэтому буду поздно. Раньше девяти вечера и не ждите. Ужинайте без меня.

«Развод? — думал Дмитрий. — Развод! И пусть идёт, куда хочет. Если она так, то и я молчать не буду».

— А ты, Ангелина, можешь вообще сегодня домой не возвращаться, — воскликнул Дмитрий.

— Как скажешь, любимый, — ответила Ангелина, выскочила из квартиры и сильно захлопнула за собой дверь.

— И дверью здесь стучать не надо! — заорал Дмитрий.

В это время проснулись дети, и Дмитрий пошёл на кухню готовить им завтрак. После завтрака Дмитрий с детьми пошёл гулять. Домой вернулись только к девяти вечера. И за всё это время Дмитрий ни разу не позвонил Ангелине и не поинтересовался, как у неё дела. Ангелина тоже не звонила Дмитрию.

«Мать, называется, — ворчал Дмитрий, укладывая детей спать. — Ну, ладно, Ангелина. Вот только вернись домой. Я тебе всё скажу».

В 23-00 Дмитрий решил позвонить Ангелине.

— Я не понял, — сказал он. — Это как называется? Собеседование? Ночь на дворе! А ты где-то шляешься!

— Ты же сам сказал, Дима, что я могу сегодня домой не возвращаться, — спокойно ответила Ангелина.

Дмитрий на какое-то время даже дара речи лишился.

— Почему ты молчишь, Дима? — не понимала Ангелина. — Ты меня слышишь? Алё! Ты где там?

— Я сказал, что ты можешь домой не возвращаться совсем в другом смысле, — сказал Дмитрий, когда способность говорить к нему вернулась. — А не в том, в каком ты это поняла.

— Как сказал, так я и поняла, — оправдывалась Ангелина.

— Я это сказал в том смысле, что мне не нравится твоё поведение, Ангелина.

— А-а, — разочарованно сказала Ангелина, — значит, я тебя неправильно поняла.

— Значит, неправильно поняла.

— Но ты, Дима, сам виноват. В следующий раз говори в том смысле, в каком надо. Хорошо? Чтобы между нами не было недопонимания. Про упрямые-то пятна на рабочей поверхности вон как ты здорово говорил. Всё чётко, ясно и однозначно.

— А ты знаешь, что я за это могу с тобой сделать, Ангелина? — спросил Дмитрий. — Я ведь могу лишить тебя материнства. Я ведь детей могу у тебя забрать. Вот расскажу, где надо, что ты дома не ночуешь и за детьми не следишь. Что будет тогда? А? Не думала об этом?

— А что тогда будет? — спокойно спросила Ангелина.

— А то! — ответил Дмитрий. — Заберу у тебя детей, вот что будет. Думаешь, у меня не получится? Ха-ха. Ты меня ещё плохо знаешь. У меня, знаешь, есть такие знакомые, которые это быстро устроят. Так что, Ангелина, можешь и дальше продолжать жить в том же духе. Можешь вообще теперь домой не приходить и жить где хочешь. Только не удивляйся после, что осталась без детей.

— Детей хочешь у меня забрать? — спокойно спросила Ангелина. — Да забирай. На здоровье. Тоже мне, нашёл чем пугать. Можешь и знакомых своих не напрягать. Я тебе их так отдаю. Безвозмездно.

— Как это? — не понял Дмитрий.

— Это значит — даром, — ответила Ангелина. — Кстати. Меня на работу взяли. Завтра начинаю. И спасибо за разрешение вообще дома не появляться и продолжать жить в том же духе.

Дмитрий услышал в телефоне короткие гудки.

«Ну вот, что здесь сделать? — подумал Дмитрий. — Если она всё понимает буквально. Ничего другого не остаётся, как ждать. Может, у неё всё-таки проснётся совесть. А если нет? А если не проснётся? Что тогда? У меня ведь отпуск — не вечный. Господи, да за что мне всё это? Что я сделал? Остаётся только ждать и надеяться на лучшее. Может, оно всё и обойдётся, и Ангелина вернётся? Хотелось бы верить. А я бы ей всё тогда простил. Обещаю».

Ангелина вернулась домой за день до того, как у Дмитрия закончился отпуск. Дмитрий, конечно же, обрадовался и, как и обещал, сразу простил ей всё. И решил больше никогда не проводить отпуск дома.

***
Прошло полгода. И Дмитрий понял, что его жизнь теперь не такая, как прежде. Его жизнь перестала быть подвигом.

Более того! Его жизнь превратилась в бесконечный и вечный праздник. Потому что Ангелина мало того, что устроилась на работу, но и зарабатывала теперь в разы больше него.

«Да кто же я теперь есть после всего этого, если в моей жизни больше нет места подвигу? — грустно размышлял Дмитрий. — Да как же я после всего этого могу с уважением относиться к самому себе? А как теперь смотреть другим честным мужчинам в глаза, у которых жизнь по-прежнему — это ежедневная борьба, ежедневное преодоление трудностей? Получается, что нет мне места среди героев? Так, что ли?»

Дмитрий вспоминал, как ещё совсем недавно он, уверенный в себе и своих возможностях, учил жену щи варить и картошку чистить.

Вспомнил и про упрямые пятна на рабочей поверхности плиты. Грустно стало Дмитрию. Понял Дмитрий, что ничего этого вернуть уже нельзя.

«Как быстро прошла молодость, — думал Дмитрий. — Как быстро она прошла».

© Михаил Лекс, автор рассказа
Канал на Дзене: «Как стать счастливым?»
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые истории.
Благодарю. #МихаилЛекс #РассказыДзен_mleks