Не сломленные - 9

Андрей Грачев 2
Волков Виктор Фёдорович.

Этот ас начинал карьеру в 10-м иап. Он начал Войну рядовым пилотом, лейтенантом. Полк базировался в Шяуляе, на вооружении в основном были и-16, но были и МиГи, и именно на таком самолете летал Волков. В первый же день Войны пилот сбил в составе группы ю-88. Это был, вероятно, самолёт из 6 отряда KG76, в ходе боя самолёт получил повреждения, погиб стрелок, впрочем, это был не безвозврат. Однако также не исключено, что в прицел пилотов полка попал самолёт командира 77 эскадры, оберста Йоханна Райтеля, который летал в качестве наблюдателя, пилотом был оберлейтенант Херберт Буш, конечно же, весьма опытный лётчик. Самолет этот разбился на вынужденной, а Райтель был ранен.

 На следующий день в составе группы будущий ас заявил ю-88 и хе-111. В этом районе работали KG76 и KG77, причём понесли большие потери - 11 самолётов потеряла 76-я, 10 - 77-я эскадра. Погиб командир I группы KG76 хауптман Роберт фон Зихарт. Либералы любят смаковать потери СБ в начале войны, однако и немецкие бомбардировщики несли большие потери, несмотря на то, что у немцев, в отличие от Советских ВВС, проблем с истребителями сопровождения не было. Затем ас, в составе группы же, 25 числа заявил бф-110, это был разведчик из 4(H)/33. Экипаж погиб в бою.

В июле полк, понесший тяжелые потери, был надолго отправлен на переформирование, а Волков был переведён в 163 иап. Это был один из тех полков, который задумывался как элитный полк асов. Однако, в отличие от рассмотренных выше полков, в полной мере таким полком 163 иап так и не стал. Полк был вооружён "Яками", лучшими на тот момент советскими истребителями.

2 августа ас заявил первые победы в составе нового полка. В районе Ельни он сбил два бф-109. По немецким данным, в тот день здесь было подбито в бою два самолёта из состава 11 отряда JG51, оба разбились при посадке на фюзеляж. Также ас заявил hs-126, но в группе. Видимо, это был самолет из состава 1(Н)/31. 3 августа ас заявил ещё один бф-109. Но тут уже подходящих потерь мы не нашли.

11 августа ас заявил бф-110, но таких потерь тоже не обнаружено. Это было отражение налёта врага на аэродром в районе Подмощье.

24 августа заявленная победа аса, видимо, окончательного подтверждения не получила. Заявил он хе-113 (то есть бф-109). Действительно, немецкие данные эту победу не подтверждают.

В общем, говоря про успехи аса в 41 году, мы должны заметить, что победы его подтверждаются лишь частично, но, безусловно, его успехи 2 августа, к примеру, заслуживают внимания. Не так уж много асов, способных в одном бою сбить два вражеских истребителя разом, тем более в 41 году.

В 42 году 9 августа в небе Ржева Волков, уже командующий эскадрильей, опытный ас, был сбит и ранен. В том бою он был ведущим пятёрки. Был встречен ю-88, Волков и его ведомый Котюков погнались за ним, причём Котюков увлёкся преследованием "юнкерса", забыв о прямых обязанностях, чем воспользовался лейтенант Карл-хайнц Вебер из 7 отряда JG51 и сбил Советского аса. Правда, тут же и сам был сбит лётчиком Балауевым Алексеем Андреевичем из 21 иап. Мы про этот бой уже рассказывали. К сожалению, были сбиты и все трое остальных пилотов пятёрки, выжил из них только один.

В октябре Волков был назначен командиром 157 иап. Он продолжал, став командиром, летать на задания, и лучшей своей победы добился 6 июня 43 года. Он сбил знаменитого аса Райнхарда Зайлера из JG54, про этот бой мы также уже рассказывали в наших статьях. Зайлер в том бою получил тяжелое ранение и более не воевал. Ас одержал 21 победу за карьеру, в 44 году удостоен Звания Героя Советского Союза. После Войны продолжил служить в авиации.

Зудилов Иван Сергеевич.

Многие асы, о которых шла речь выше, ставки делали на внезапность атак, а вот Зудилов видел свою силу в другом. Он учился летать на бипланах, на них и встретил Войну, и любил бои на виражах. Он был великолепным мастером пилотажа.

В первый же день Войны он на и-153 (служил ас в 42 иап) в паре с лётчиком Линчевским вылетел на отражение налёта врага. Заметив вражеский бф-109, он осторожно приблизился к нему и почти в упор расстрелял. Пилотировал его лётчик 8 отряда JG53 фельдфебель Эдвард Козловски, он имел на счету 5 побед, что было на тот момент отличным результатом. Немец спасся с парашютом и вернулся к своим.

Больше на и-153 Зудилову отличиться не удалось. В июле талантливого лётчика взяли в потенциальную элиту - 163 иап, где он быстро освоил Як. Этот самолёт отлично соответствовал его манере боя.

5 августа недалеко от Ельни, будучи ведущим звена, лётчик обнаружил hs-126, атаковал и сбил, победу записали на всю тройку. Это был самолёт из 5(Н)/31, он совершил вынужденную, но был разбит на ней.

9 августа ас в ходе вылета на патрулирование обнаружил группу бф-109, атаковал их и вступил своим звеном в ожесточённый бой. В некоторых источниках указывается, что он сбил hs-126, что не соответствует действительности. В том бою асом сбит был один из "мессеров", причём пилотом был опытный ас лейтенант Херберт Хуппетц из 11 отряда JG51, имевший целых 32 победы на счету. Он дотянул до своих, но вынужден был прыгать с парашютом.

Ещё один самолёт сбил ас на следующий день. В том же месте и тоже бф-109. Это был самолёт из состава 4 отряда JG51, лейтенант Георг-Петер Эдер был атакован, самолёт его подбит, при вынужденной посадке он налетел на препятствие и разбился, а Эдер получил травмы. На счету этого пилота на тот момент было 10 побед. То, что Зудилов частенько сбивал сильных асов, неудивительно, так как он всегда старался атаковать лидеров вражеских групп, были то бомбардировщики или истребители, значения не имело.

12 августа уже сам ас был сбит в бою, ранен, но вскоре, не долечившись, покинул госпиталь и вернулся на фронт.

9 сентября ас сбил ю-88, экипаж попал в плен. Он атаковал ведущего четверки "юнкерсов" в том бою. По немецким документам, однако, в районе Ельни потерь ю-88 не зафиксировано. Видимо, это был разведчик из состава 4(F)/11. Он не вернулся из вылета в район Тулы, однако, может быть, он летел через указанный район, где его и подловил Зудилов. 10 сентября в составе звена ас заявил hs-126, но тут уже никаких похожих потерь мы не находим.

4 октября ас сбил ю-88, и снова экипаж попал в плен. На сей раз точно известно, что это был не ю-88, а До-17 из 9 отряда KG3. Три человека из экипажа попали в плен, а штурман экипажа, хоть и был ранен, смог добраться до своих.

11 октября ас во время охоты обнаружил хе-111 и сбил его с нескольких атак. По немецким данным, это был ю-88, разведчик из 1(F)/33, он, несмотря на тяжёлые повреждения, дотянул до своих и совершил вынужденную, после которой списан.

У аса впереди была богатая фронтовая судьба.  Бои в небе Ржева, Курской Дуги, Белоруссии. Отменное искусство пилотажа и внимательность помогла ему избежать поражений в боях, а сам он сбивал много. Когда Волков перешёл в 157 иап, то он взял к себе и Зудилова, ас служил там комэском, затем штурманом. Был удостоен Звания Героя Советского Союза. Сбил 31 вражеский самолет.

Был, правда, в карьере аса случай, который чуть не привёл его под трибунал. Совершая поездку по служебным делам, он сильно напился вместе со своими товарищами, напоили и водителя, следствием чего стала авария, в которой водитель погиб. Хотя главным виновным был признан Зудилов как старший маршрута, с учётом заслуг эта история не получила продолжения.

Как бы то ни было, Зудилов стал одним из лучших асов времен Войны. Мастер пилотажа, внимательный и дисциплинированный воздушный боец, гроза немецких асов, он по праву считается одним из лучших асов 41 года.

Холодов Иван Михайлович.

Этот ас начинал Войну, уже имея опыт похода в Западную Белоруссию и боев в небе Финляндии. Он летал тогда на и-15, побед не имел. К началу Войны его 23 иап был вооружён МиГами. На них будущий ас и встретил Войну. Полк воевал на Украине. Уже 1 июля в районе аэродрома Зубово ас заявил две первых победы в качестве ведущего звена, сбил два бф-110. По немецким данным, действительно пострадали три бф-110 из I группы SKG210, они были сбиты в ходе вылета в указанный район.

В том же месяце ас перешёл в 28 иап, причём на должность заместителя командира эскадрильи. Он продолжал летать на МиГе на том же Юго-западном участке фронта. 16 августа он заявил хе-113. Потерь бф-109, однако, на данном участке фронта не зафиксировано. 29 числа в паре с Горбатюком Евгением Михайловичем он вылетел на перехват немецкого ю-88 и заявил его сбитым. По немецким данным, это был хе-111 из II отряда KG55, он был не сбит, а подбит в бою, совершил вынужденную посадку на брюхо.

После боев в небе Киева полк введён в состав ПВО Москвы (6 ИАК). 29 октября ас сбил в паре бф-109 в районе Боровска. Это был, видимо, самолет из 1 отряда JG51, он получил в бою повреждения и совершил вынужденную посадку на брюхо.

6 ноября он заявил ещё один бф-109 в ходе вылета в составе пары. Это был самолёт из состава IV группы JG51, он был подбит и совершил вынужденную, был на ней разбит.

14 ноября ас заявил очередной бф-109. Это был ожесточённый бой против большой группы бф-109, в котором, увы, полк понёс большие потери в 7 самолётов. Заявки составили 6 немецких бф-109, но после проверки оставили только две - на счету Холодова и Горбатюка, что соответствует реальным потерям 2 отряда JG52. Победа эта стала для аса последней в 41 году.

Холодов, таким образом, был хорошим асом, который предпочитал осторожную манеру ведения боя. Старался решать дело в первые минуты боя, не обладал инстинктом киллера, как Макаров, Баранов и Долгушин, к примеру, которые всегда старались добить немецкий самолёт. Периодически Холодов бил с дальней дистанции, не сближаясь, так как обладал высокой меткостью.

Карьера аса оказалась успешной, он сбил 22 самолета, командовал 32-м гиап, позже 111-м гиап. Причем, став командиром, продолжал активно летать на задания. Отзывы о нем, как о командире, были положительные. Полк под его командованием нес крайне мало потерь. Был удостоен Звания Героя Советского Союза. После Войны, как и большинство асов, остался в авиации, дослужился до генерал-майора.

Горбатюк Евгений Михайлович.

Этот лётчик, в отличие от Холодова, в 28 иап служил с начала Войны. Он уже к началу Войны имел солидный опыт, участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию. Воевал с первого дня (на всё том же МиГе), на второй день был ранен, но остался в строю. И вскоре, 30 июня, отличился в первый раз в карьере. Он сбил бф-109 недалеко от Львова. Это был самолёт из 3 отряда JG3, он разбился на вынужденной посадке.

Уже на следующий день ас сбил в составе звена такой же самолёт. На сей раз пострадал 2 отряд JG53, потерявший в бою сразу два самолёта. Оба пилота вернулись в часть, один из них стал впоследствии известным асом - фельдфебель Альфред Франке. Он уже тогда имел на счету 7 побед, и в целом в начале Войны одержал их много, хотя и сам дважды был сбит.

28 числа ас заявил сбитым бф-109 недалеко от Днепропетровска. Видимо, из состава III группы JG3, который в тот день отмечен разбитым в результате аварии на аэродроме, вероятно из-за повреждений в бою. 29 числа он заявил сбитым бомбардировщик в паре с Холодовым, мы упоминали тот случай. Затем ас отличился 14 ноября, тот случай тоже удостоился нашего упоминания в очерке о Холодове.

Ну а 4 декабря ас в паре с Поляковым одержал последнюю свою победу в 41 году. Он сбил хе-111. Точно известно, что это был самолёт из 2 отряда KG28.

За свои успехи ас получил Звание Героя в 42 году. Но, в отличие от Холодова, в последующие годы ас не одержал большого количества побед в воздухе, так как остался в 28 иап, который прикрывал небо Москвы и активных боев не вёл. Только в 44 году он стал командующим 63-м гиап, который вёл активные боевые действия. Затем был заместителем командира, а также врио командира 3 гиад. Успешно продолжалась карьера аса и после Войны, он дослужился до чина генерал-полковника.

Но как ас Горбатюк состоялся именно в 41 году, и мы видим, что действительно его победы имеют хорошую подтверждаемость, это был сильный и опасный воздушный боец.