ЖЗЛ. Рождение Чёрного квадрата

Сергей Кокорин
В один из зимних Петроградских вечеров в мастерскую Казимира Малевича заглянул его приятель Иван Пуни. Увидев, что тот бездельничает, возмутился:
– Ты что, Казя, завтра выставка, а у тебя ни одной новой картины!
– Да ну её к чёрту, Пуня, твою выставку! Голова болит, да и кисть дрожит после вчерашнего… Давай, лучше выпьем!

– Выпьем после. Я принёс. А сейчас приступай к работе. Имей совесть! Ты заявлен участником. А руки дрожат, так линейку возьми. Ты же столько лет чертёжником работал, тряхни стариной…
– Кого линейкой сейчас удивишь?
– Ну не скажи, брат! Вот в 1882 году в Париже некто Поль Било начертил чёрный прямоугольник и назвал картину «Битва негров в туннеле». Каково, а? Это же чистой воды супрематизм!

– Что ж, опять прямоугольник изображать?
– Почему прямоугольник, нужно развить идею! Зря что ли в «Ослиный хвост» входил?
Вспомнив группу художников «Ослиный хвост», приятели выпили, и Малевичу пришла в голову идея: нужен квадрат!
– Пуня, мой «Квадрат» на выставке должен висеть в красном углу, вместо иконы. Он будет символизировать вход в ад! Это ли не развитие идей футуризма и супрематизма?

Выпили по второй. Фантазия у Казимира заработала, нарисовав «Чёрный квадрат», он схватил циркуль и изобразил «Чёрный круг», потом ещё «Чёрный крест»…

Это был 1916 год. Марафет в аптеках продавался свободно. Выставка имела потрясающий успех. Иван Пуни даже название ей придумал: «0,10». Видимо, имея ввиду процент участия Казимира в совместном творчестве. Завистливые они, эти люди искусства.