Пушкин. Онегин о Татьяне

Поль Читальский
Подборка высказыванй и мыслей Онегин о Татьяне в романе:


(1)
 Онегин, которого поэт окрестил как «инвалида любви», «модного тирана», «искусителя рокового»-  о первом впечатлении о Татьяне после знакомства с ее маман Пашетт ( Парашей):

Скажи: которая Татьяна?“
— Да та, которая грустна
И молчалива как Светлана,
Вошла и села у окна. —
„Неужто ты влюблен в меньшую?“
— А что? — „Я выбрал бы другую,
Когда б я был как ты поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.

Евгений, сравнивая сестер Олю и Таню, выделил для важное – жизнь в чертах. Несмотря на то,  что их не познакомили и Таня лишь грустно и молча посидела  всего минут 5 у окна, Женя нашел в ней  какую-то живинку.  Но шансов на «любовь с первого взгляда» нет никаких …

(2)

Онегин, получив Письмо Татьяны, признавшейся ему в любви и предложившей для  реализации проект «Я - твоя» под защитой  Неба:

То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;

Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний

И, расчувствовавшись, Евгений вспомнил и отметил:

Татьяны милой
И бледный цвет, и вид унылый;
***
Доверчивость души невинной

А потом в разговоре в саду Лариных он наградил ее такими эпитетами:

Души доверчивой признанья,
Любви невинной излиянья;
Мне ваша искренность мила;
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства;

Итак, в натуре Тани он выделил: искренность, доверчивость, невинность и неопытность

(3)

Онегин о девичьих качествах Татьяны, признавшейся ему в любви и предложившей для  реализации проект «Я - твоя» под защитой  Неба:

То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;

Онегин,  в  объяснении  с  Татьяной  заявляет: 
«Напрасны  ваши  совершенства:  /  Их  вовсе  недостоин  я».

 Потом  в  письме  мечтает  –  наслаждаясь,  «понимать  /  Душой  вс;  ваше  совершенство».

Это так называемые "девичьи прелести" ?

Престарелый изможденный А. Минкин рассужадл  в растерянности: «Совершенство  (в  единственном  числе)  –  это  душа.  Совершенство  души.  Онегин  же  говорит  "понимать  душой".  А  душой  только  душу  и понимают. <…> Совершенства (прелести) его сейчас не интересуют»

Мы не будем пускать слюни как кустарный сексопатолог Минкин - мы полагаем, что Онегин отметил комплексное совершенство  девицы Тани: - душевные, и физические, и чувственные.

(4)

Онегин о финальной Татьяне – княгине и генеральше N – в концовке романа:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Всё тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut... (Шишков, прости:
Не знаю, как перевести.)

Никто б не мог ее прекрасной
Назвать: но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. (Не могу...

Беспечной прелестью мила,
Она сидела у стола
С блестящей Ниной Воронскою,
Сей Клеопатрою Невы:
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была.

Так простая и бедная с виду печальная и грустная девочка -  гадкий утенок речки Млодати  - вдруг стала царевной–лебедем, обворожительной светской дамой да не простой, а «то, что надо» или «ком иль фо» во всем 

Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась,
Иль стала вдруг бледна, красна...
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
Хоть он глядел нельзя прилежней,
Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести.

„Ужели“, думает Евгений:
„Ужель она? Но точно... Нет...
Как! из глуши степных селений...“
И неотвязчивый лорнет
Он обращает поминутно
На ту, чей вид напомнил смутно
Ему забытые черты.

И вот наш  Онегин поражен «заботой  юности»  - любовью:
Но мой Онегин вечер целый
Татьяной занят был одной,
Не этой девочкой несмелой,
Влюбленной, бедной и простой,
Но равнодушною княгиней,
Но неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы.
О люди! все похожи вы
На прародительницу Эву:
Что вам дано, то не влечет;
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу:
Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай.

Итак, Евгений, как опытный выпускник Эколь сюперьёр науки страсти нежной, всем мужским существом охотника и добытчика почувствовал  в княгине Тани «запретный плод»

Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?
И он ей сердце волновал!

Евгений, не в силах справиться с душевным недугом и навязчивым кошмарным сном с трупом юного Ленского,  пишет Письмо Онегина к Татьяне:

Предвижу всё: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Всё решено: я в вашей воле,
И предаюсь моей судьбе.

Татьяна не ответила…

Пережив зиму, Евгений

Куда по нем свой быстрый бег
Стремит Онегин? Вы заране
Уж угадали; точно так:
Примчался к ней, к своей Татьяне
                Мой неисправленный чудак.
   
О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!
В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений;
Она вздрогнула и молчит;
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева...
Его больной, угасший взор,
Молящий вид, немой укор,
Ей внятно всё. Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней
Теперь опять воскресла в ней.

Эта обратная инициация – ситуационное третье по счету перерождения Татьяны – оказалось обманом и миражом: Таня ответила Жене отказом:

Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче — боже! — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь... Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой...

„А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны...
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна“.

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.


Конец

Таня, вновь обернувшаяся на пару минут в прежнюю смиренную доверчивую и диковатую  девочку, пролепетала приговор-абшид своему все еще любимому … да еще и потребовала выйти вон!

Это не княгиня N отказала дать обещанное

Это отказала та самая Таня и … Пушкин!

И получила титул – милый и верный ИДЕАЛ (по блату)