Выборы 2024 Муниципальный фильтр

Пюрвя Мендяев
  В единый день голосования 8 сентября 2024 года в Российской Федерации пройдут выборы 19 глав субъектов федерации. Своими мыслями об этих выборах мне и хотелось поделиться в этой статье.

Как известно, когда речь заходит о выборах глав субъектов федерации сразу же всплывает тема муниципального фильтра. Муниципальный фильтр давно стал самой критикуемой политической болячкой страны. Процедура сбора подписей в поддержку кандидатов на должность главы региона, предусмотренная российским законодательством, стала питательной средой, где произрастают, как болезнетворные бациллы различные жульничества.

Не знаю, как в целом по стране, а у нас в Калмыкии на каждых выборах, начиная с 2014 года, мы наблюдаем одну и ту же картину. Муниципальный фильтр не позволяет зарегистрироваться сильным местным или федеральным лидерам, способным составить конкуренцию действующим руководителя региона. И в итоге глава легко побеждает на выборах. Крайне не популярный в народе Орлов в 2014 году набрал 83 процента голосов, а Хасиков в 2019 году 82, 5 процента голосов. Никто из их соперников не набрал и 10 процентов голосов. Как это удается сделать?

Всё достаточно просто. В законодательстве есть норма о том, что кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городского округа и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городского округа не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Республики Калмыкия. Республика у нас маленькая, 13 районов и город Элиста, итого 14 административных единиц. То есть кандидат на должность Главы Республики Калмыкия должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в 11 муниципальных районах и городских округах, находящихся на территории Республики Калмыкия.

 Как рассказывают очевидцы, и в 2014 году и в 2019 году избирательная кампания начиналась одинаково. Сразу, как только разрешается сбор подписей в поддержку кандидатов, команда республиканских чиновников объезжает 4 района республики расположенные рядом с Элистой и вместе с местными руководителями собирают всех депутатов в здании местной районной администрации и в итоге они подписывают листы поддержки действующему руководителю региона. Фактически к моменту, когда начали собирать подписи другие кандидаты, свободных голосов в 4 районах республики практически уже не было, поскольку второй раз подпись ставить  нельзя. В итоге, к примеру, не смог пройти муниципальный фильтр в 2014 году предприниматель Владимир Мацаков, выступавший с критикой Орлова. Схема снятия с выборов простая. Держишь все подписи у себя в руках, и ждешь, когда все сдадут документы. Кандидату от власти можно не бояться, что документы не примут. Примут, никуда не денутся. А прочие ведь могут и не успеть сдать. Эти подписи дублируются и подаются на проверку. При сверке выясняется, что подписи отдельных муниципальных депутатов ранее были уже отданы за действующего руководителя. В итоге оппозиционный депутат снимается с выборов. Просто и эффективно. Но как же тогда смогли пройти фильтр те технические кандидаты, что участвовали в выборах? Тут все очень просто. Им помогли. Муниципальным депутатам в нарушении закона разрешили второй раз проголосовать, но подписи этих депутатов дублироваться не будут, а значит, они пройдут через фильтр. Вот и весь механизм реальной работы муниципального фильтра на выборах в Калмыкии в 2014 и в 2019 году.

В 2019 году был снят при помощи муниципального фильтра с выборов депутат Народного Хурала Намсыр Манжиев. Но тут надо отметить, что тот все же пытался выкручиваться из ситуации при помощи различных трюков. К примеру, Манжиев не сдавал до последнего дня листы поддержки на проверку. Естественно и представители Хасикова не могли сдать свои листы. Им ведь нельзя было открывать карты. Вскроешь список и тогда Манжиев, человек очень не бедный тут же увидит, якобы свободный голос депутата в одном из полностью зачищенных 4 районах, всех то нельзя выставить, это запрещено законом. После чего получит так или иначе этот голос, и тогда его  не снимешь с выборов. Со слов Манджиева до самого последнего момента его люди находились в избиркоме и сдали документы в последние минуты перед закрытием, а людей Хасикова с документами там не видели. На следующий день оказалось, что Хасиков вовремя сдал подписи, но как это получилось, объяснить не смогли в избиркоме.

Ну и понятное дело 29 июля 2019 года на своем сайте Намсыр Манджиев опубликовал информацию о том, что получил из Избиркома РК протокол проверки листов поддержки с подписями депутатов, которые он собрал для прохождения им муниципального фильтра. Итог – две подписи признаны повторными и не зачтены, ввиду того, что среди листов поддержки кандидата Б. Хасикова, избирательной комиссией обнаружены листы с подписями этих же депутатов, оформленные ранее. Эти подписи были из одного из тех самых 4 районов.

Но на этом приключения не закончились. Точно так же как и в 2014 году Владимир Мацаков Намсыр Манжиев дошел до Верховного суда России с жалобой на избирком. Манжиев заявил суду, что Хасиков Б.С. проявил недобросовестность при сборе подписей, получив подписи всех депутатов районного звена в четырех муниципальных образованиях, создав тем самым препятствия для его выдвижения. Но Верховный суд определил, что доводы административного истца о принуждении депутатов Антонова П.С. и Чемидова П.А. к подписанию листов поддержки кандидата Хасикова Б.С. не подлежат рассмотрению, так как не подтверждены материалами дела.

И надо признать, что суды принимали полностью обоснованные решения. И в 2014 и в 2019 году. Согласитесь, что позиция депутатов заявивших о принуждении вызывает большие сомнения. Если ты так боишься властей, что подписал лист поддержки, почему ты сейчас идешь до суда в Москве и не боишься заявлять о том, что тебя принудили подписать лист? Что изменилось? Совесть проснулась? Это, конечно, возможно. Но почему-то больше верится в то, что речь идет о простом мошенничестве. Отдали подпись властям, а потом захотелось еще и денег срубить. Но как побороть возможности мошенничества?  Есть ли такая возможность?  На мой взгляд, есть.

Пункт 5 статьи 3 закона РФ "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" гласит, что «деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно». И именно нарушение этого принципа и приводит к тому, что появляются мошенники среди депутатов в период выборов губернаторов. Необходимо ввести изменения в закон о выборах глав регионов. И обязать нотариусов заверяющих подписи депутатов или других лиц заверяющих подписи депутатов сразу же ставить в известность избиркомы о том, что такой-то депутат отдал свой голос такому-то кандидату. Избирком сразу же после получения информации обязать вывесить информацию об этом действии на своем сайте. Законом определить, что датой подписания листа поддержки будет именно день регистрации его в избиркоме и публикация на его сайте. В итоге мы получим полную гласность выборов и пресечем массу конфликтов на региональном уровне и исключим мошенничество депутатов, пытающихся отдать свой голос два раза.

Тут мне могут возразить. Вот ты наивный человек. Разве власть может пойти на гласность в этом вопросе? Это же против ее интересов. В ответ я скажу, что преодолеть даже в этом случае 9 процентный барьер в той же Калмыкии будет реально практически невозможно для независимых кандидатов. Но это не главное. Власть может решить проблему не допуска ненужного ей кандидата и в условиях полной гласности. В условиях Калмыкии чиновники едут в те же 4 района. Но с листами поддержки на 12 человек, а не на одного главу региона. В тот же день информация поступает в избирком. Печатается список на сайте избиркома и всё. Жаловаться бессмысленно. Левые кандидаты спокойно идут заниматься своими делами. А в чем разница? Стоит ли напрягаться, когда проще работать с одним кандидатом? Думаю, что стоит.

Разница в том, что в случае с 12 кандидатами регистрация всех действующих лиц будет полностью законной. Можно возразить, что и в случае с регистрацией всех на одного человека ответственности нет. Вон и суды это подтверждают. Но тут надо понимать, что ответственности нет для избиркома. Его по закону не волнует, как были получены подписи. А вот для тех, кто химичит, уголовная ответственность предусмотрена. И то, что она еще не вылилась в реальные сроки это не заслуга нерадивых чиновников, это недоработка правоохранительных органов. Тому же Манжиеву эксперты указывали, что он должен был обратиться в правоохранительные органы, чтобы те возбудили уголовное дело по факту мошенничества на выборах, а не тратить время на бесполезные судебные тяжбы.

Так что думаю, что есть все же смысл сделать сбор подписей гласным и открытым для всех. Воздух в любимом отечестве станет чище.