Лучший друг

Михаил Лекс
Почему я не могу дать своему лучшему другу денег? Какая разница, на что? На что угодно. Например, чтобы он купил себе катер? Почему нет? А? Речь ведь не о яхте какой-нибудь дорогостоящей, не о самолёте. В конце-то концов! Всего-навсего небольшой катерок за два миллиона, с которого бы и я, и мой лучший друг Серёга ловили бы рыбу. Ну? В чём проблема-то?

И ладно, если бы у меня денег таких не было. Но они есть! Есть у меня такие деньги, есть. Ну, может, не совсем у меня, а у нас. Потому что я женат. Но ведь они есть, эти деньги. Вот в чём дело. У нас с женой и больше есть. Тогда в чём дело? Откуда, мне интересно знать, вот это вот в них, в жёнах сидит? А? Откуда? Я имею в виду — непонимание мужей своих. Откуда?

Ладно, если бы я был маленьким, беспомощным ребёнком. Но я ведь не маленький ребёнок. Я — взрослый человек. Самостоятельный. Я больше двадцати лет работаю на заводе. У меня — хорошая зарплата. У меня — даже уже двое почти взрослых детей. Потому что я семнадцать лет уже женат. Ещё года четыре, и у меня уже внуки будут.

Другое дело, если это я хотел бы катер купить. Так ведь нет. Друг хочет!

В таком случае, кто мне скажет, почему я не могу одолжить своему другу денег, чтобы он купил себе катер? И даже не себе, нет. А нам! Понимаете, в чём дело? Нам!

Мне вчера Серёга так и сказал, что если бы у него на счету были такие деньги, а я бы попросил у него в долг, то он, не задумываясь, мне бы их дал, чтобы я купил себе что угодно; например, катер.

Вы, я надеюсь, понимаете, что мне катер даром не нужен. Дело — не в катере. Это Сергей для примера сказал. Но, согласитесь, что аргументация-то железная. Согласны? Железная. Когда мой лучший друг говорит, что готов пожертвовать ради меня всем, ну как здесь не оценить поступок друга. Конечно, я и оценил.

Я сразу сказал Сереге, что у меня есть такие деньги. А он, конечно, очень удивился, почему до сих пор мы ловим рыбу не с катера, как все нормальные люди, а с надувных лодок без мотора. Тем более, что он не заставляет меня покупать этот катер, нет. Он сам его купит. И купит не для себя, нет. Ему вообще в этой жизни ничего не надо. Он купит этот катер для нас двоих.

Видите? Понимаете теперь? Вот что значит настоящая мужская дружба. Человек вот так легко готов выложить для меня 2 миллиона. Ну? Что теперь скажете? Вот у Вас много таких друзей. А-а. Вот то-то и оно, что нет. А у меня есть. Серёга.

Признаюсь, я тогда даже прослезился. Внутри, знаете, всё так вдруг сжалось от сильных переживаний, и слёзы выступили.

Вот был бы он мне не настоящий друг, он убедил бы меня купить этот катер. Понимаете? Меня! Для нас обоих. И я бы купил.

Но Сергей — не такой. Он сказал, что возьмёт на себя все эти расходы. От меня только и требуется, что дать ему денег в долг.

Вот! А некоторые не верят, что и сегодня есть такие широкие натуры, меньше всего думающие о своей выгоде, а больше заботящиеся о выгоде друзей своих. Сергей — он вот такой.

Я Сергея давно знаю. Ещё со школы. Он — очень хороший человек. И всегда таким был.

И конечно, я не хотел, чтобы Сергей сомневался насчёт меня, друг ли я ему или нет. Потому что, по его мнению, настоящие друзья так не поступают. По мнению Сергея, если у друга есть два миллиона или больше, то он не держит их на счету. Зачем? В таком случае, по мнению Сергея, друг или покупает что-нибудь для своей радости и радости друзей, или интересуется, а не нужны ли эти деньги его другу.

А иначе, по мнению Сергея, зачем тогда вообще нужна дружба?

Логично? Конечно, логично. И ещё бы не логично. Серёга, между прочим, пять лет учился в университете на философском факультете. Потом защитил диссертацию. Теперь преподаёт античную философию и формальную логику в своём родном университете. Вот такой у меня друг. Настоящий! Который, даже не имея денег, знает, как сделать другу дорогой подарок.

Ну как мне было ещё доказать Серёге, что я тоже его настоящий друг?

Я сказал Серёге, что готов для него на что угодно, чтобы только доказать ему свою преданность.

Серёга ответил, что лучшего доказательства и не придумаешь, чем уже завтра с утра одолжить ему два миллиона и вместе с ним пойти покупать катер.

Я тогда только про катер-то впервые и услышал. Сразу-то и не понял, про что он говорит. Катер какой-то. Какой катер? Но он всё мне обстоятельно разъяснил, и я понял, насколько он был прав, и как я тоже хочу, чтобы у нас с ним был катер.

Я, конечно же, сразу сказал, что согласен с ним полностью и уже завтра снимаю деньги. Сергей ответил, что другого он от меня и не ожидал и теперь он не сомневается, что я действительно ему друг. Настоящий! А не на словах. И не только друг настоящий, а ещё и настоящий мужик.

Серёга даже предложил расписку на два миллиона. Но я отказался. Чтобы я? Да взял расписку от своего лучшего друга? Да за кого он меня принимает?

А Вы бы разве иначе поступили на моём месте? Нет, конечно. Тогда за кого Вы меня принимаете?

Тогда уже Серёга прослезился. Сказал, что в жизни он видел много разных людей. И плохих людей видел, и хороших. Но вот такого, как я, Серёга сказал, он видит впервые! Потому что жизнь Серёгу трепала нещадно. Жизнь вообще Серёгу особо-то не жалела.

Сергей сказал, что счастлив, что у него есть такой друг, как я.

Услышав про себя такое, я снова чуть не заплакал и предложил Серёге больше чем 2 миллиона. Я сказал, что если он хочет, то я могу дать ему в два раза больше. И расписки мне никакой не надо.

А Сергей, знаете, что ответил? Сергей ответил, что ему не нужны такие жертвы.

Вот что значит настоящий-то друг. Другой бы забрал всё, надо и не надо. А Серёга — не такой. С лёгкостью отказался от четырёх миллионов. Многие ли способны на такое? А? Вот Вы сами на такое способны? А-а! Вот в том-то и дело, что не многие.

И даже я не уверен, что сам на такое способен. Представил себя на месте Сергея и... Не уверен, что не взял бы все четыре миллиона. А Серёга нашёл в себе силы отказаться. Вот какой у меня друг.

А уже вечером я поговорил со своей женой и с детьми.
Я рассказал им, как здорово, что мы имеем возможность помогать другим людям. Особенно друзьям, которым и так от жизни мало чего досталось.

Я рассказал о катере, о том, как Серёга с детства мечтал о нём, что это не для него одного, а для нас обоих. Рассказал, как Серёга отказался от четырёх миллионов. Я рассказал всё, что считал необходимым.

Я был уверен, что мои дети и моя жена разделят мои чувства, что они, как и я, будут счастливы. Но они меня не поняли.

И дети не поняли. И жена не поняла. А жена вообще сказала, чтобы я не говорил больше глупостей, особенно при детях.

А самое обидное, знаете что? Они смеялись надо мной. Да-да, смеялись.

И мои дети смеялись надо мной, и жена. Особенно жена. Почему особенно? Потому что она не просто смеялась, типа «ха-ха-ха», и всё. Дескать, не смеши меня. Ну, Вы понимаете. Нет!

Она смеялась от души. Она от смеха даже сидеть спокойно не могла, по дивану каталась. Вот как она смеялась. Смеялась и слёзы текли из глаз её. Так ей было весело. На полном серьёзе. С дивана даже несколько раз сползала на пол от своего смеха. Махала руками и умоляла прекратить. И это при том, что я старался и выглядеть, и говорить всё очень серьёзно.

Но чем серьёзнее я выглядел и говорил, чем больше хорошего я говорил о Сергее, о катерах вообще, чем убедительнее были мои доводы, тем смешнее ей становилось.

В конце концов, когда я рассказал, что и расписку у Серёги брать не стану, она просто попросила меня замолчать, потому что у неё больше не было сил смеяться. Она в который раз сползла с дивана на пол и, смеясь, уползла из комнаты в прихожую.

Разумеется, что ужинал я без аппетита, а спать я лёг в расстроенных чувствах. Спал крепко, но, что снилось, не помню.

Утром ко мне домой пришёл Сергей. Ведь мы ещё вчера, когда расставались, решили, что уже с утра он ко мне зайдёт, и мы вместе пойдём покупать катер. Вот он и пришёл. Я ему рассказал, что с катером пока не получается. Потому что жена против.

Сергей, конечно, очень расстроился. Но, как истинный философ и как настоящий друг, ничего мне не сказал. Он только криво усмехнулся и напомнил мне, что вот именно по этой причине он уже третий раз и не женат.

А ещё Серёга сказал, что, скорее всего, моя жена или не любит меня, или страх потеряла, или он не понимает, в чём дело.

Но я обещал Серёге, что поговорю ещё раз с женой и попытаюсь ей объяснить, что она не права, что так с лучшими друзьями мужа не поступают.

Сергей горько усмехнулся, обреченно вздохнул, недоверчиво повертел головой, но обещал завтра утром зайти.

***

Я попытался поговорить с женой ещё раз насчёт катера. Но она даже слушать меня не стала, сказала, что это уже не смешно, и перевела разговор на какую-то другую тему. Тогда я понял, что с этим делом у нас Серёгой ничего не выйдет. Остались мы без катера.

Я честно сказал об этом Серёге. А он (вот что значит настоящий-то друг) не обиделся, не стал меня упрекать, а наоборот. Сказал, что всё так и должно было случиться, потому что катер нам не нужен.

А вот что действительно нам просто необходимо, сказал Серёга, так это квадроцикл.
Катер, что? С него разве что только рыбу ловить. Сомнительное развлечение! Другое дело квадроцикл. На нём можно и на охоту, и на рыбалку, и за грибами. Да на нём что угодно можно. Он и стоит в четыре раза дешевле. И вот он-то точно необходим нам обоим до зарезу.

Серёга сказал, что берёт все расходы на себя, после того, как я дам ему в долг 500 тысяч. Я, конечно, обрадовался и сразу — к жене. Стал рассказывать ей про квадроцикл. Сказал, что только сейчас понял, как она была раньше права и как правильно она сделала, что не позволила мне дать Серёге денег на катер.
Жена внимательно меня выслушала и сказала, что не понимает, о чём я вообще говорю и что вообще такое квадроцикл.

Я ей объяснил, что квадроцикл — это мотоцикл на четырёх колёсах. Жена подумала, что я говорю про машину. Но я объяснил ей, что у машины есть кузов, а у квадроцикла его нет. Тогда она спросила, зачем мне машина без кузова. И я не знал, что ей ответить.

Наверное, только поэтому мы остались и без квадроцикла.

А недавно Серёга сказал, что и квадроцикл — это всё несерьёзно. А все нормальные люди сейчас ездят на электросамокатах. 60 тысяч за пару. Расходы он берёт на себя. Я, конечно, очень обрадовался. Вечером опять буду разговаривать с женой. Надеюсь, что в этот раз она меня поймёт.

© Михаил Лекс, автор рассказа
Канал на Дзене: «Как стать счастливым?»
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые истории.
Благодарю. #МихаилЛекс #РассказыДзен_mleks