Звучание стиха

Сергей Озеров Лунь
   У меня скопилась куча сборников стихов местных авторов. Есть негласная традиция у пишущих обмениваться вышедшими книгами. Моя дача, дом в деревне, и городская квартира завалены книгами, буквально на полу, на полках, на столах, все горизонтальные поверхности заняты. Иногда в сердцах я выбрасываю книжки местных графоманов, что же такое, меня, гения стихоплетства, не печатают, а тех, кто не может связать двух слов, – пожалуйста. Кладу на почтовые ящики в подъезде, буккроссинг у меня для мировой литературы.

  Несколько дней назад был позыв избавиться от книжек Тани Николаевой, но, подержав их на  ладони, передумал, сами книги интересней стихов, книги эти – шедевры издательского искусства.

Где же мои две книжки Бокина? Последняя надписана автором: «Озерову мученику от литературы».

  Литература с большой буквы или с маленькой? Как слышимое не однажды: это не жизнь, а литература! Или: вы в последних стихах реалист. Но в литературе может быть реализм или социалистический (так должно быть), или критический (так не должно быть). Литература – это отображение, мнение, слова-слова, но слова не вся жизнь, хотя заметная межлюдская деятельность, занимающая основное время человеческого присутствия. Как писали классики: жизнь – это существование белковых молекул. А моя догадка, литература – это существование записанного сознания.

  Слово прежде всего звукосочетание, смысл-понятие и графическое изображение. Как говорят лингвисты, при сравнении всех мировых языков они открыли один неосязаемый, непроявленный компонент, как говорила Любовь Никонова, слово – ипостась Божественного Логоса.(Хотя, может быть, я наговариваю на Любовь Алексеевну?!).

  Что этот свет под Князем мира сего, это точно мир сопротивляется слову!

  Пишущим или записывающим? Муки слова? Или легкое кружево письма?

Бокин – товарищ старший, страшная язва сарказма, прокатчик металла, составитель слов– писал стихи.

Поэзия, поэзия? Все просто, наилучшие слова в идеальном порядке?!

 

Стихи Бокина? Личная интонация. Самообнаружение как доказательство собственного присутствия. Главный мотив: доказать миру. Встаёт лирический герой и говорит.

У Бокина нет зазора с лирическим героем, в стихах Бокин сам Его Величество, вернее, величина говорящего, не пишущего, не записывающего, а именно говорящего. Ну да?! Поэзию как искусство можно разделить на показывание (художество, именной стиль) и на говорение (рассказывание, нарратив, речь, риторика).

 

Виктор подарил мне свою вторую книгу стихов «Замерзающий звук», надписав: «Мученику от литературы Сергею Озерову с сочувствием». Я отшутился: «Мученик — это понятно кто. А литература — это ты?».

 В сборнике собраны стихотворения, наверное, за всю жизнь, начиная с 66-го года, года основания литературного объединения «Гренада», которому он предложил такое романтичное имя. Начинал чтение с юношеских стихов, но меня постигло разочарование, поскольку, зная автора, ожидал от него матросской бесцеремонности и предельной сермяжной правды. И, наконец, в зрелых стихах у него было то настоящее, чему нельзя не поверить: горькие родные переживания.

 

Наконец-то захлопнута дверца.

Обманули? – На то и поэт!

Это праздник разбитого сердца.

Это дальний — но всё-таки свет.

 

Лейтмотив позднего периода творчества поэта — боль:

 

Болтает поезд. Не укачивает.

И боль царит!.. не отпускает.

И жизнь меня в себе — утрачивает.

Бессильно руки разжимает.

 

И как итог немногословия и сдержанности, может быть, упрёк плодовитым многокнижковым авторам, подтверждение своего присутствия и выполненного дела:

 

Куда спешить. Незрелое – не плод.

И даже слово, не созрев, – не слово.

Но мы пришли. – Ведь был же наш приход! –

И пот пролился, и земля готова...

 

Обычно сначала подражание, потом манера, до стиля доходит не каждый. Вот ещё определение неграфомании: настоящий текст

невозможно повторить, а околопоэзия – это общий поток банальностей, то есть запись обыденного мышления.

   Размышляю: Любовь Никонова вышла из Блока, Таня Николаева-Карманова от Цветаевой, Раевский – традиционное русло русской поэзии (Рубцов – Юрий Кузнецов), а у Бокина не обнаруживается первоисточник. Думаю, Виктор Бокин из юности?!  Из кафе «Юность» как места рождения литобъединения «Гренада» и журнала «Юность» как направления молодёжной советской поэзии шестидесятых.

У Бокина не слышно подражания, его мелодия из стихов шестидесятых годов.

Стояли девушки на пристани,

Мы мимо проплывали вниз.

На север в даль глядели пристально,

Когда же будет коммунизм?

(это моя шутка на общий журнальный стиль)

Стихи были молодые, идеологически проверенные, правильные!

 

И вот так быстро старость:

* * *

 Когда свечою без плафона,

Когда иглой без патефона,

Когда полынною верстой

Бредёшь обочиной дороги,

В сухой пыли купая ноги,

Из дома, но к себе – Домой.

 

Нас Будущее не пугает.

Оно совсем не понимает,

Что мы искали на Земле.

И в ломких сетях Интернета

Летит усталая планета.

И сыплет искрами во тьме.

 

Так нужно опоздать на поезд.

Потом брести в траве по пояс.

И лугом, лугом... Напрямки.

Подсвистнуть суслику на поле

И снять с себя пушинку боли.

И Землю снова обрести.

 

Вот экспозиция себя на половину планеты, в бескрайние просторы Вселенной, с оппозицией стыда, словно кантовского морального закона под самосудом собственной жизни:

 

Все работаю в ритме локатора,

Всё бегу за дотошным лучом...

Но от полюса до экватора

Я надежды пока не прочёл.

 

И мне стыдно заснуть

в эту ночь –

Давит космоса чёрная бездна,

И крестом проступает окно –

Всё не страшно и всё ничего.

Но вот то, что прожил

бесполезно...

 

Давайте вернёмся на землю. Стихотворение, посвящённое Василию Попоку (который был когда-то самым знаменитым журналистом Кузбасса).

 

Опять всё перечёркнуто...

Ну, что ж!

Бывает боль, что сам заголосишь ты.

Уйдёшь под дождь, под ветер и под нож

Под сирым небом, истинно российским.

 

И, одурев от водки и пурги,

С капелью первой выйдешь из тайги...

Встряхнёшь башкою на лугу росистом

Под небом голубым и истинно российским.

 

Откуда эта дурь и эта блажь.

Откуда путь неистребимый наш...

Уходим в одиночку и рядами.

Меч вытекает из моей руки,

Как солнце вытекает из реки...

Но вновь рассвет полощется над нами!

 

 

Да! Философский вопрос: «Откуда эта дурь и эта блажь»?

«Под небом голубым и истинно российским…».

 

Поэт поставил риторический вопрос, но он не требует ответа!

Эта наша русскость, это наше самоощущение?!

 

А вот оценка нашей жизни как утраты и нашего времени как безверия:

 

* * *

 Лишали хлеба и лишали дома.

Лишали неба, голоса, любви…

Отравная жиреющая дрёма

Тягуче разливалась по крови.

 

И, собственной наивности озлясь,

Срывались мы то в пьянки, то в дебоши.

А веры нас вообще лишают зря.

Что дальше? Что паскуднее? Что больше…

 

И о грустном.

 

* * *

 

С чего это может быть грустно…

Я знаю, как тени поют,

И как полуночные люстры

Позвякивают.

 

И в доме не может быть пусто,

Когда это дом, а не тьма.

Когда для судьбы и для чувства

Хватает души и ума.

 

Хватает, хватает для счастья,

Слезу придержав на ветру,

Надежды подольше прощаться

С землёй, на которой умру.

 

* * *

 

Всё хорошо...

Не знать, не видеть –

Что плохо.

У калитки в рай

Туман клоками на траве.

И так просторно голове,

Что хоть сегодня помирай.

 

Пока желанья нет – обидеть.

Пока нет страсти – растоптать…

Пока такая благодать,

Что и у смерти зла не выйдет.

 

     В прошлом году отмечали Виктору Васильевичу юбилей, в этом декабре ему идёт семьдесят шестой год от рождения! Звонил по мобильнику, спрашивал. Как он? Отвечал, на следующей неделе собрание в Кемерове у писателей. Поедет ли?! Болеют вместе с котом. С котом служили вместе, охраняли детское учреждение, но стали травить химией, и животина попала под раздачу!

  Я обрисовываю изменения в литературной ситуации города Новокузнецка, требуется вмешательство мэтров. Отвечает, это вам, молодым, двигать литературу, а мы её в прошлом уламывали! Да какие мы молодые, задаём себе вопрос: вообще есть ли литературный процесс в городе, не есть ли это безнадёжное дело! Вот пытался начать школу (в смысле как направление, течение), или «Лабораторию творчества», но туго,не пошло, все требуют своего, привычного, в рамках устоявшегося шаблона! А я собирался даже литучебник написать о подражании, манере, стиле, прежде всего ритм, потом образ и эмоция с целесообразностью, без цели никуда, литература должна двигать…

Завершаем разговор, Виктор просит звонить и продолжить беседу более обстоятельно!

 

 

Когда я прочитал подборку стихов Виктора Бокина в «Огнях Кузбасса» за ноябрь-декабрь 2016 года, я не скажу, что запрыгал, – восхитился от восторга!

 

Я понять не спешу,

На какие шиши

Эти шорохи шуб,

Эти шелесты шин.

  Какая звука запись, оценка и ярлык времени постсоветской действительности! Квинтэссенция нынешнего существования…

 

 

Поэт чаще всего в народе помнится одной строчкой! И, думаю, Бокин своею фишкой застолбил себе место в поэзии!

 

Как мне доказать, что Бокин – поэт мирового масштаба?!

* * *

Злость на сердце не прячу,

Понимаю вполне,

Что ни чёрта не значу

В родной стороне.

 

Где железною кровлей

Покрыв себе дачу,

Малой кровью оплатят

И боль, и удачу.

 

Я понять не спешу,

На какие шиши

Эти шорохи шуб,

Эти шелесты шин.

 

И к чему эта вся

Круговая возня.

И обидно одно –

Отмахнуться нельзя.

 

Отмахнуться,

Забраться к себе в конуру...

Потому что без слова живого –

Умру.   

 

В 2021 году умирает 75-летний Василий Попок.

6 декабря Виктору Бокину 75 лет.

Это их компания, их напряги и отдохновения. Рыбалки на Мрассу, кухонные бдения…

Попок дважды член, и журналюга, и писака! А мы выживали в ЖЭКах и на стройке с рабочими в чаду и в аду, как и Бокин, который был прокатчиком Запсиба, ему и специализированную полку выделили: рабочая поэзия. Ранняя пенсия, одиночное житие в однокомнатной хрущёвке на первом этаже. Кругом первый.

Крепок был старик! Может быть, первый парень в нашей деревне, пережил всех местных литераторов первого эшелона! Это точно!

 

                Сергей Озеров (2013 – ноябрь 2022)