ситуация вокруг золотой маски

Доба Каминская
я не автор      



Ситуация вокруг «Золотой маски» активно развивается с середины июля. Новости поступают регулярно: сначала, в конце июля, в распоряжении журналистов появился документ-проект нового положения о премии и фестивале. Там в режиме правок видно, что вычеркнуты несколько номинаций: «Эксперимент», «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа драматурга», «Лучшая работа художника по свету». В конкурсе спектаклей театров оперы устанавливается Одна Основная Номинация (именно так, с больших букв) — «Лучший спектакль», а в конкурсе танцевальных спектаклей предлагалось выбрать только лучший балет и отказаться от «Лучшего спектакля современного танца» и «Лучшего композитора». Кроме того, новая версия положения меняла организационную структуру премии: полномочия президента премии на себя принимал председатель СТД, а состав экспертных советов и жюри теперь должен был проходить процедуру согласования с Министерством культуры.

Документ вызвал максимально широкую дискуссию: 28 августа на сайте Петербургского театрального журнала появилась петиция театральных деятелей против уничтожения «Золотой маски». Сейчас там около трех сотен подписей, причем среди подписантов — не только известные профессионалы и лауреаты той самой «Золотой маски» (например, актер Игорь Гордин), но и те, кто подписывались просто «актер», «член СТД», «режиссер, не член СТД».

Собственно, беглый просмотр списка подписавшихся и дает представление о том, что предполагаемая реформа «Золотой маски» — не просто внутрицеховая история.

Ценность «Золотой маски» — не только в том, что в России это единственная профессиональная премия такого масштаба, но и в том, что долгие годы, несмотря на различия во взглядах (и художественных, и политических) членов экспертных советов и постоянные попытки государственного вмешательства, премия старалась балансировать — и поддерживала, в том числе, и авангардные театральные поиски, которыми часто занимались художники либеральных взглядов.

КАК ВООБЩЕ УСТРОЕНА «ЗОЛОТАЯ МАСКА»?
Премию в 1993 году учредил Союз театральных деятелей РФ. Однако во влиятельную премию национального масштаба «Золотую маску» превратил продюсер Эдуард Бояков, который руководил «Маской» с 1995 года (ныне Бояков обратился в продюсера и режиссера консервативно-православного толка. Читатели могут знать его по скандалам, связанным с МХАТом имени Горького. — Прим. ред.). С 2002 года генеральным партнером «Маски» стал Сбербанк (ныне Сбер).

В 2005 премию и фестиваль возглавила Мария Ревякина, при которой «Золотая маска» стала одним из главных театральных ньюсмейкеров, в том числе и за счет появившихся внеконкурсных программ. Среди них были и «Золотая маска в кино», и «Детский weekend», и фестиваль Theatrum, предлагающий диалог театра и музея, и программа «Russian Case», которая привозила в Москву зарубежных продюсеров и знакомила их с российским театром. С 2009 года отдельное место в афише занимала внеконкурсная программа «Маска Плюс». С 2000 года фестиваль ездит в российские города: только в 2023 году география поездок «Золотой маски» — от весьма театральной Перми до нетеатральных Сургута и Нижнего Тагила. Отбором спектаклей-участников фестиваля и претендентов на премию занимаются экспертные советы, состоящие из театральных критиков и театроведов. А вот уже в жюри «Золотой маски» работают актеры, режиссеры, дирижеры, хореографы, театральные художники.