Две нации у Ленина и мужчины и женщины

Константин Берёзин
"Есть две нации в каждой современной нации"

Ленин, т. 24, с. 129
статья 1913 г.

Две нации в одной нации — те, кто ближе к буржуазии, и те, кто ближе к трудящимся (упрощенно). Или: верхи и низы, те, кто близко к вершине в пирамиде социальной стратификации, и те, кто близко к низу.

Какое отношение к этому имеет "история женщин" и "история мужчин"?

Мужчины и женщины — это хотя разные, но близкие друг к другу группы в составе низов, — и, отдельно, мужчины и женщины в составе верхов.

В образе жизни, в культуре, в разделении труда, в профессиях, в положении по отношению к формальным постам в руководстве в государстве и в предприятиях мужчины и женщины отличаются.

Поэтому писать о них — специально о женщинах, или специально о мужчинах, — в принципе, можно. Какие-то особенности (культурные и в разделении труда) есть.

Например, можно написать книгу о ткацких фабриках и написать там сколько-то страниц специально про то, что в таких-то местах работают преимущественно (или — только) женщины и написать об этом с точки зрения культуры, охраны здоровья, семейного положения. Почему бы и нет? Другое дело, что то, что работницы-ткачихи в целом, в общем — ближе к низу пирамиды социальной стратификации, и поэтому они в этой пирамиде недалеко от других работников (допустим, от мужчин-башмачников). Хотя конечно положение женщины-работницы в ткацкой фабрике в Иваново-Вознесенске — имеет некоторые особенности.