Б. Кустодиев. Красавица. Гуляя на Введенском...

Ольга Сергеева -Саркисова
 
Хочется вспомнить самую, пожалуй, известную «Красавицу» из всех красавиц,- это ту, которую написал Кустодиев, да не одну, а тиражировал её, копировал много раз, так как спрос был велик на такую красоту. Прошли года...всех нет уже давно, но память остаётся всё равно.
  Он создал свою уникальную планету «кустодиевских красавиц и Венер» очень востребованных в обществе. Купчихи Кустодиева - это своего рода богини, в них выразил представления народа о счастье, сытости и достатке того времени, о мечте. Казалось, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи - другой. Ведь его жена Юлия, не обладала «королевскими» формами, будучи изящной и стройной внешне. Хотя о «Красавице», которую он писал с Фаины Шевченко речь не идет. Она на особом счету. Он был ею очарован сразу, как только увидел её в Москве, в театре, где он занимался декорациями и костюмами. Из неё жизнь и энергия били ключом.
 Моделями для его купчих гуляющих, или уплетающих булочки и пирожки с аппетитом, и пьющих чай из блюдечек, часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины, кормлёные, томные, их массы доминировали на полотнах, поскольку являлись символами счастливой жизни,о чём все мечтали. Они плыли как корабли счастья по ярмаркам и гуляньям русских городов. То есть женщина – мечта. Часто жена подбирала ему натурщиц для работы. Но иногда он прибавлял весу и размер своей модели для внушительности, и держал эту грань иронии как драгоценность. Худые женщины не вдохновляют на творчество,нужна богатая фактура, чтобы сердце радовалось, и улыбка не сходила с лица.
Позировать для этой картины «Красавица» Кустодиев пригласил талантливую исполнительницу чеховских пьес, одну из ведущих актрис, приму Московского Художественного театра Фаину Шевченко. Ей удавались разные роли и характеры. Она играла легко и убедительно жеманных женщин – красавиц, и бесстыдниц, плотоядно скучающих на перинах, и цариц – то Анну Иоанновну в фильме, то царицу Ирину Фёдоровну, то жену Петра в спектаклях. Кустодиев еле уговорил её позировать. Она категорически отказывалась позировать обнажённой.  - Мне такой позор не нужен, - сказала она. Я актриса Художественного театра! И что? Тысячи людей меня увидят голой? Кустодиев долго её уговаривал, он сказал, что это «не для себя, а для искусства ради». и она сдалась. К.С. Станиславский, когда услышал, что позирует Фаина обнажённой, обрушился на неё с руганью, обозвал развратницей, боясь, что все отвернутся от их театра. Но, потом сменил гнев на милость, уж больно она была талантлива. В то время не принято было так смело, но ведь и целомудренно, показывать тело женщины. Но здесь она не просто женщина, а королева, царица, богиня, символ красоты России. И кто посмеет судить её? Просто Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры – но, что есть, то есть. Публика должна дозреть. Как говорят в Одессе про упитанных женщин: – «Не так хороша, как много». А тут ещё и хороша! И талантлива! Художник уже пламенно горел весь изнутри, она ему очень нравилась, так хотелось быстрее взяться за кисти. В Москве он сделал карандашный рисунок, наброски, а потом уже писал в Петербурге по возвращению.  Известно, что всегда художник влюбляется в свою натуру, только тогда портрет удаётся на славу. Роскошная, сладостно сомлевшая ото сна купчиха, утопая на ложе из пены кружев и перьевых подушек, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из пены морской. Кожа её переливается перламутром раковины галиотиса. Эта работа стала «гвоздём» всех выставок, Все только и говорили, что появился новый Тициан Российский и его прекрасная Венера Урбинская, или Даная Ярославская. Фаина Шевченко просто с ума свела одного митрополита, который после посещения выставки признался, что «видимо, Диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою „Красавицу “, ибо смутил он навек покой мой. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». Горький, разглядывая картину, млел от этой «красавицы», вытирая слёзы платком от переполнявших его чувств, Борис подарил ему копию её. Да и Шаляпин не остался в стороне, Он был ею увлечён и заказал у Кустодиева портрет Фаины. Они были хорошо знакомы с Феденькой, познакомились в Париже на гастролях театра в 1914г. Вечерами она пела душевно цыганские романсы под гитару, он таял от её прекрасного глубокого низкого голоса, который она унаследовала от своего отца, который пел на клиросе в монастырском хоре. Шаляпин был в восторге от её таланта, харизмы, убойной энергии Фаины, у них завязались близкие отношения. Муж страшно ревновал её к Шаляпину, и метался по Парижу с пистолетом, но, слава Богу не нашёл их. 
Два таланта потянулись друг к другу, и на всю жизнь сохранили трогательные, доверительные отношения.  Шаляпин «Красавицу» очень любил и увёз её с собой в Париж в 1922г в эмиграцию. Больше он не возвращался в Россию, хотя его заманивали и обещали всё вернуть, что забрали. Даже Горького посылали за ним, Сталин ждал, что он вернётся. Он не рискнул, хотя очень тосковал по родине. Очень любил детей. Он был дважды женат. У него было 10 законных детей, и кто его знает сколько ещё, ведь женщины его очень любили, и были его слабостью.  Из всех в живых оставалась Марина, она давала последние интервью. В 1931 г. её избирали «мисс Россия» в Париже, правда, в жюри были Куприн, Бунин, и кто-то ещё из русских, они голосовали за неё. Она говорила, что это русский патриотизм сработал, она себя не считала особой красавицей. Фёдор Шаляпин умер в Париже от рака крови, прах позднее перенесли на Новодевичье кладбище. Памятник ему сделан по эскизу Ильи Репина. С Фаиной они больше не встречались. По свидетельству внучки Катерины, Фаина нежно хранила портрет Шаляпина и никогда не рассказывала об их отношениях. Ну по всему видно, что они были прекрасные, никакие слова не нужны тут. Душилась всегда французскими духами, которые так нравились Феденьке…Coty (Коти) от парфюмера Франсуа Коти. Все полотна «Красавец» разные, есть отличия. Но первая находится в Третьяковской галерее, была приватизирована у прежних богатых хозяев , видимо как и шуба Шаляпина.. Именно шаляпинская в 2003 году ушла на аукционе Sotheby's за фантастическую сумму — ;845;600 (около $1;388;475) Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука).
 .. Шевченко - получила две Сталинские премии, орден Ленина, полно наград разных, великолепную квартиру в центре Москвы на Фрунзенской набережной, дачу в поселке «Мастера искусств» в Снегирях. Все к ней, даже домашние, относились как к царице. К завтраку на даче ждали, когда она выйдет к столу, вся великолепно одетая, в длинном шелковом чёрном платье с брошью, кольцами, в кружевах, при полном параде. Никто без неё не приступал к завтраку. Красавица всегда остаётся красавицей.
 В моём доме тоже есть портрет «Красавицы». Мой сын знал, что мне нравится эта работа, и заказал знакомому художнику Левченкову Саше, выпускнику Палехской школы, шкатулку с изображением «Красавицы» к моему дню рождения. В ней я храню украшения. Смотрю, и всё вспоминаю о ней…рыжеволосой бестии. О ней я вспомнила случайно, когда бродила на Введенском кладбище и навещала знакомые могилы, там очень много достойных людей похоронено. Каково же было моё удивление, когда я наткнулась на могилу Фаины Васильевны Шевченко на 29 участке - «Красавицы», которая сводила многих с ума, этот корабль счастья, женщина –мечта, «кровь с молоком» с атласной кожей и с рыжими волосами, голубыми глазами… все- Кустодиев, Блок, Горький, Шаляпин, не считая Георгия и Александра Хмара, не считая многих других поклонников, - были влюблены в неё. Я заметила знакомую фамилию Хмара на памятнике, вспомнила, что в детстве слушала лекции журналиста, корреспондента «Правды» Виктора Хмары о его поездках в разные страны в пединституте, с друзьями пробрались по крыше, сели на окно, было жаркое лето и окна открыты, так слушали выступление. Это было время, когда ещё наша страна была закрыта железным занавесом плотно, и мало, что мы знали, никто не ездил за рубеж. Было так интересно его слушать, что я часто потом вспоминала о его рассказах. Но здесь оказались просто однофамильцы. На памятнике указан Александр Михайлович Хмара, актёр, брат мужа Фаины. Муж Георгий влюбился в Фаину в театре, они много вместе играли, и они считались прекрасной парой. Она тоже его очень любила. Он поехал за границу, там снимался много в немом кино, был очень популярен во Франции, имел много поклонниц и слабость к женщинам сыграла свою роль. Он женился на известной актрисе из Лондона с которой много играл в совместных фильмах Астой Нильсон. Такого предательства Фаина не ожидала, и переживала очень. Брат её мужа Александр влюбился в Фаину, и стал её мужем до конца жизни. Он прекрасно играл на гитаре и был хорошим актёром Вахтанговского театра. Григорию его капризная жена быстро надоела, но вернуться на родину не смог, ему не давали визу. Так он и не вернулся, хотя очень хотел. Вот какая судьба сложилась у нашей знаменитой «Красавицы» - это я вспомнила стоя у её могилы. Но как интересно - провидение ведёт …и на этом же Введенском кладбище на уч.2 я наткнулась на могилу ещё одной великой актрисы Аллы Тарасовой. Вот где встретились две звезды МХАТа, даже соперницы, хотя обе были прекрасные актрисы театра и кино, каждая со своей харизмой, обласканы обе публикой и властями, и Сталин их любил, он вообще любил этот театр. Они всегда конкурировали между собой, всё было в театре непросто. Обе были народными артистками СССР, Алла из дворянского рода, более утончённая, образованная и со шлейфом «белой гвардии». Спас её от репрессий брак с актером, режиссером и директором театра МХАТ им. Чехова. - Иваном Москвиным. Да ещё талант и красота, трудолюбие и самоотдача. За свои труды она получила признание и награды - Герой Социалистического Труда, Лауреат пяти Сталинских премий, Кавалер трёх орденов Ленина и просто прекрасная женщина. Светлая память всем красавицам и их зрителям, которые их боготворили. Красавицы Кустодиева - это особая песня в искусстве русской живописи.