Палестинские хроники-1. Переход Алами

Геннадий Шлаин
Палестинские хроники-1.   Переход Алами

Предисловие

         После Первой мировой войны на Ближнем Востоке произошли весьма значимые события: распалась Османская империя, произошла кемалистская (антиимпериалистическая буржуазно-национальная) турецкая революция, накатывались волны еврейской иммиграции в Палестину, которую Британия получила в эти годы под своё покровительство (мандат от Лиги Наций).  Все эти факторы способствовали повороту многих образованных арабов к патриотизму и национализму. Муса Алами – один из лидеров палестинских арабов, представлявший их на различных международных конференциях в 20-40-х годах, искренне стремился к развитию и прогрессу своего народа.
          Этот человек был палестинцем, который встречался, и хотел сотрудничать, с руководителями сионистского движения и представителями английских властей. Городской житель, который создал прекрасную сельскохозяйственную ферму. Коренной иерусалимец и одновременно человек большого мира. Как никто другой, Муса видел реалии своего народа, учитывал уроки истории и остался яркой уникальной фигурой 20-го века на всём палестинском пространстве.

Происхождение

           Муса Алами родился внутри стен Старого города в 1897 г. в одной из самых уважаемых и богатых семей Иерусалима. Его предки прибыли в Святой город из Северной Африки ещё в 17 веке. По преданиям, корни семьи уходили к самому пророку Мухаммаду. Представители нескольких предыдущих поколений рода Алами преподавали ислам, были судьями и занимали важные государственные должности в системе Османской администрации в Иерусалиме. Семья имела вес и влияние в городе. Всё это позволило создать немалый капитал и приобрести недвижимость, как в Старом городе, так и вне его стен.
        Отец Мусы, Файди аль-Алами, в определённый период жизни (1906-1909 гг.) был главой муниципалитета Святого города. В этой должности ему надлежало поддерживать связи с центральными властями империи, а также встречаться с консулами европейских стран, присутствующих в Иерусалиме. Будучи приверженцем восточного гостеприимства, Файди приветливо принимал дипломатов в своём жилище в квартале Шарафат в Восточном Иерусалиме. Это был типично европейский дом, в отличие от строений в арабском стиле, принадлежавших ему в Старом городе. Оставив такую почётную должность, отец Мусы, во время Первой мировой войны, стал представителем Палестины в парламенте Османской империи. По долгу службы он жил с женой и дочкой в столичном Стамбуле. Сам Муса был оставлен в Иерусалиме, где заканчивал учёбу в средней школе в Американской христианской колонии, уделяя особое внимание совершенствованию английского и французского языков.

          По окончанию Первой мировой войны Турция оказалась в числе побеждённых стран. Принадлежавшая ей на протяжении четырёх веков, Палестина переходит под мандат (контроль) Британии. В это время Муса, уже получивший базовое образование, переезжает в Дамаск, чтобы быть ближе к своей семье. Большой бурлящий город поразил иерусалимского провинциала.
           Тогда же (1919-1923) на территории бывшей Османской империи происходит революционное движение национально-патриотических сил во главе с Мустафой Ататюрком, завершившееся установлением республиканского строя в Турции. Муса начинает деятельность в различных организациях, которые стремятся интегрировать палестинских арабов в единую арабскую нацию, которая стала формироваться на Ближнем Востоке после развала султанской власти. Основная его работа сосредоточилась в панарабской организации "Аль-Фата", целью которой было укрепление национального сознания арабов и предотвращение разделения Восточного Средиземноморья между европейскими странами-победительницами в Первой мировой войне.

Палестинцы и британцы

        Знание английского языка позволило Мусе посвятить последующие годы изучению юриспруденции в Кембридже. В 1924 г., по окончанию учёбы, он возвращается в Иерусалим, где уже хозяйничают англичане. Годы, проведённые в туманном Альбионе, хорошо подготовили его к сотрудничеству с новой властью. Он усвоил манеры, особенности разговора и британский стиль жизни. В это же время умирает отец Мусы, и на плечи молодого человека ложится нелёгкий груз управления всеми хозяйственными делами и недвижимостью семьи. Как представителя местной элиты и выпускника Кембриджа, его немедленно принимают в юридический отдел правительства британского мандата в Палестине.
         Эта работа, в сочетании с опытом британской жизни, позволяет Мусе Алами, как никому другому, увидеть многие стороны жизни палестинских арабов. Но он ни на минуту не забывает о своих корнях, о принадлежности к арабской культуре, к арабскому Иерусалиму. Используя сочетание и понимание двух ментальностей, ближневосточной и европейской, Муса вырабатывает свою общественную позицию в попытках найти решение местных конфликтов в Палестине.

        Очередным этапом в его жизни становится женитьба на Саадии Джабри, девушке из уважаемой иерусалимской семьи сирийского происхождения.  В своём доме молодая семья постоянно принимает многочисленных влиятельных знакомых арабов, англичан, евреев, создавая вокруг себя широкое разнообразное общество. Позиция и вес Алами в подмандатной Палестине становились всё прочнее. В нём видели интеллектуального гибкого политика, чьё мнение всегда надо выслушать. Например, Муса отвергал идею создания Арабского агентства в противовес Еврейскому агентству (организация, занимавшаяся взаимоотношением с британскими властями, иммиграцией евреев и приобретением земель), полагая, что это лишь усилит противостояние между народами. Не надо подражать евреям – говорил Алами, - у каждого народа свой путь. Он категорически отказывался присоединяться к организациям, создаваемым по религиозным или клановым принципам для достижения мелких политических целей.
          В ноябре 1931 г. очередным верховным британским комиссаром в Палестине был назначен Артур Гренфелл Уокоп (Ваучоп). При нём Алами уверенно входит в высшую политическую элиту этого региона. Новый правитель с английской педантичностью принимал все решения только на основе сухих, а главное, проверенных фактов и цифр. Особенно это было важно при распределении различных ресурсов. Вскоре выяснилось, что если руководство еврейской общины предоставляло полные и точные данные, то информация от арабской части населения была зачастую неверной и не профессиональной. В поисках надёжного источника различных сведений Уокоп обратился к Мусе Алами, работавшим в юридическом отделе британской администрации. Побеседовав с молодым арабом, комиссар был очень впечатлён его интеллектом и профессионализмом.

       В течении двух лет Алами был теневым советником при высшем руководстве Палестины, а затем получил официальное назначение на должность секретаря по арабским делам. Эта должность дала ему возможность официально усилить своё влияние на английскую администрацию и поднять свой авторитет среди арабов. По долгу службы Муса писал для властей множество отчётов о положении как арабов, так и евреев в Палестине, об отношениях между ними, о численности различных групп населения, об еврейской иммиграции, о состоянии поселений и о многом другом. Через несколько лет он оставил эту работу, поскольку был назначен прокурором одного из округов. Однако он продолжал нередко помогать Уокопу советами и принимать его сотрудников в своём доме.

В тени дерева

         Алами верил, что можно достичь мирного сосуществования между евреями и арабами, поэтому поддерживал предложение о создании кантонов в Палестине со смешанным населением. Это должны были быть автономные районы в которых состав органов власти соответствовал бы доле того или иного народа. Естественно, всё планировалось осуществлять под контролем британской администрации.
          Для продвижения идеи добрососедского существования Муса неоднократно встречался с лидерами еврейского населения Святой земли: Моше Шаретом, Давидом Бен-Гурионом, Иегудой Магнесом, Хаимом Вейцманом. В своих воспоминаниях Бен-Гурион пишет об этом в книге "Встречи с арабскими лидерами": "Я знал, что у арабов в Палестине нет квалифицированного представителя, их общество разобщено во мнениях по разным вопросам, в том числе и по вопросу отношений с еврейским населением.
После некоторых раздумий решил встретиться с Мусой Алами, представителем арабских националистов, которого, как я знал, нельзя купить за должность или за деньги, кроме того, он не являлся ненавистником евреев". Первая встреча состоялась в Иерусалиме в марте 1934 года. Бен-Гурион упоминает также, что выяснил для себя некоторые моменты о которых не знал ранее, и его точка зрения по арабскому вопросу частично изменилась. Ранее в сионистском движении господствовала мысль о том, что поскольку, мы, евреи, приносим в арабскую среду прогресс и повышение уровня жизни, то у них нет оснований противостоять нам.
 
        Но в первой же беседе Муса озвучил мнение значительной части арабов: "Пусть эта земля ещё 100 лет будет бедная и пустынная. Придёт время, и мы сами станем способны обеспечить ей расцвет и развитие." Бен-Гурион был удивлён услышанным. Со своей стороны, Алами сам с сомнением относился к такой точке зрения, понимая, что жизнь крестьян и рабочих в арабских поселениях улучшается под властью Британии только при активном сотрудничестве с еврейскими жителями Палестины. Однако он выражал мнение богатых арабских кланов, которые были недовольны тем, что в период мандата их влияние на жизнь простого народа ослабло.
На той же первой встрече Бен-Гурион и Муса Алами обсуждали, как вариант, предложение о создании еврейского государства по обе стороны реки Иордан. Обязательным условием этого должен был стать категорический запрет на переселение даже одного арабского дома. После этой встречи Алами заявил, что такой план может стать основой для дальнейшего обсуждения взаимоотношений.
           Затем последовали встречи с Моше Шаретом (главой политического отдела Еврейского агентства) и Иегудой Магнесом (президентом Еврейского университета в Иерусалиме, активным сторонником еврейско-арабского сотрудничества), а в августе 1934 г. состоялась новая беседа с Бен-Гурионом. Местом для доверительного разговора стал дом отца Мусы в иерусалимском квартале Бейт-Цфафа. Вот как пишет Бен-Гурион об этом событии: "Муса Алами ждал меня во дворе, и мы начали беседу под древним дубом. Хозяин утверждал, что это самый старый дуб во всей Палестине. В течении трёх часов мы выясняли основные положения планируемого соглашения между арабами и евреями. Откровенность и взаимное уважение сопутствовали всему нашему разговору."
         Примечательно, что это дерево стоит до сего дня, чуть в стороне от дома, и считается одним из символов Святого города. В 1967 г., после объединения Иерусалима, началась прокладка новой дороги в квартал Бейт-Цфафа. По просьбе Мусы Алами мэр города Тедди Коллек, который в своё время был помощником Бен-Гуриона, распорядился повернуть трассу так, чтобы не затронуть знаменитое дерево.

Аль-Акса в опасности
 
         На второй встрече обсуждалось предложение Мусы о создании еврейской автономии вокруг Тель-Авива в рамках арабской федерации без всяких ограничений на еврейскую иммиграцию.
        Неделю спустя они встретились повторно в том же месте, но уже по конкретному вопросу. Муса спросил у Бен-Гуриона, что будет со статусом мечети Аль-Акса и как будет обеспечена безопасность молящихся там мусульман, если эта часть Иерусалима войдёт в еврейское государство. В ответ Бен-Гурион спросил: "Действительно есть мудрые арабы, опасающиеся, что мы хотим захватить мечеть Аль-Акса и построить на её месте свой Храм?" Муса ответил, что есть, и среди них немало религиозных деятелей Иерусалима. 
Бен-Гурион улыбнулся: "Речь идёт о построении ДУХОВНОГО храма. Действительно, некоторые группы религиозных евреев верят, что Храм будет построен. Но случится это только ПОСЛЕ ПРИХОДА МЕССИИ и произойдёт не природным, а божественным путём. Евреи, по своей религии, не могут касаться святынь других народов. Если требуется уверить арабское общество в безопасности мечети, то мы даём любые гарантии".

        А вскоре Алами совершил, казалось бы, невероятное. Он организовал в Женеве встречу Бен-Гуриона с иерусалимским муфтием Хадж Амином, ярым ненавистником евреев. (Во время Второй мировой войны муфтий долгое время гостил в Берлине, обсуждая с Гитлером включение арабских батальонов в состав Вермахта и создание в Палестине огромного концлагеря для уничтожения евреев). В беседе, которая продолжалась три часа, кроме Мусы, принимали участие Ихсан Джабри (его тесть) и Шакиб Арслан, редактирующие националистическую арабскую газету на французском языке. Представителю еврейского населения Палестины было однозначно заявлено, что арабы никогда не согласятся на государство с еврейским большинством. Несмотря на конфиденциальность встречи, эта газета тут же опубликовала статью с изложением беседы и резкими выпадами в адрес Бен-Гуриона.
          Так, к сожалению, и не сформировалась окончательная идея, к которой пришли бы Алами и Бен-Гурион относительно еврейского государства и арабской федерации. Позднее Муса встречался также с представителями различных арабских кланов, но до каких-либо практических шагов дело не дошло. В 1936 г. началась всеобщая арабская забастовка, и был сформирован Высший национальный комитет (ВНК). Тогда британское правительство срочно учредило комиссию под председательством лорда Пиля с целью расследования причин забастовки и вынесения рекомендаций в свете Декларации Бальфура. В результате своей работы комиссия пришла к выводу, что единственное решение для достижения мира в регионе – это разделить Палестину на еврейское и арабское государства. Два главных еврейских лидера, Хаим Вейцман и Давид Бен-Гурион, убедили Всемирный сионистский конгресс одобрить рекомендации Пиля как основу для дальнейших переговоров между двумя народами. Однако идея раздела была отвергнута арабскими лидерами. 01.10.1937 вспыхнуло арабское вооружённое восстание. Британские власти объявили ВНК и другие националистические арабские комитеты вне закона, а их лидеры были депортированы из Палестины. Это стало концом попыток переговоров и всё, что обсуждалось под старым дубом, не нашло продолжения. Бен-Гурион и Муса Алами ещё более тридцати лет поддерживали личную связь, но после Шестидневной войны (1967 г.) их встречи прекратились.

Палестинский урок
 
         Положение богатого человека не позволяло Алами приблизиться к простому народу и до конца понять его. Он считался лидером палестинских арабов, но выражал мнение лишь состоятельного меньшинства. Под влиянием местного фанатичного духовенства национализм в среде рядовых палестинцев приобретал крайние формы.
         В этот период различные организации еврейского общества (как гражданские, так и военные) интенсивно развивались. Муса с сожалением наблюдал, как арабские лидеры занимаются внутренними раздорами и не видят изменений, происходящих на планете после Второй мировой войны. Тем временем мировое общественное мнение поддержало основную сионистскую идею о создании еврейского государства. Алами продолжал трудиться, представляя арабов в различных комитетах и комиссиях, создаваемых британцами для упорядочения отношений между двумя основными народами подмандатной Палестины. Он был противником плана ООН по созданию двух отдельных государств, поскольку хорошо знал об организационных трудностях на этом пути в среде раздробленного арабского общества. По жестокому стечению обстоятельств в мае 1948 г. (когда было провозглашено государство Израиль) распалась его семья – жена уехала в Иорданию со своим новым избранником. Оставшись один, Муса Алами уже не делал попыток создания нового родового гнезда, а все свои силы вложил в общественную деятельность.
В конце 40-х годов он опубликовал книгу "Урок Палестины ", в которой анализировал причины поражения арабов в войне 1948 г.

Алами определил три фактора, приведшие к такому результату: отсутствие арабского единства, структура власти в арабских странах (напавших на только что провозглашённый Израиль) и экономическое положение арабского народа. В этой работе был детально рассмотрен каждый фактор.
Разброд среди арабов привёл к анархии и недостаточной подготовке к, развязанной ими же самими, войне. Евреи в 1948 году поняли, что война эта судьбоносная и всеобщая. Арабы же, по сути, продолжали партизанские действия. Соседние арабские страны были озабочены своими интересами и помогали недостаточно.
Евреи призвали все силы на борьбу за выживание, воевали храбро и с инициативой, принимая помощь от кого только возможно.
         Урок, который вынес Алами из войны за Независимость: не надо бояться евреев, не надо рыдать о горькой судьбе арабов, а надо самим создавать условия для достойной жизни и для себя на Ближнем Востоке, и для беженцев. Он делает вывод: нам надо оправиться от поражения, сплотиться и двигаться к новой жизни, а не жить в тени судьбы.
         С возмущением Муса говорил: "Это позор, что арабские правительства не позволили палестинским беженцам работать в своих странах. Они закрыли двери перед ними, заключая несчастных в лагеря, как в тюрьму".
(Спустя десятилетия ситуация не изменилась. Например, в конце 70-х и начале 80-х годов Саудовской Аравии очень требовались рабочие руки. Тысячи и тысячи беженцев остро нуждались даже в минимальном заработке. Но никому из них не дали хоть какую-то работу, а привезли всех рабочих из азиатских стран.)

Проект Муса Алами

         В противовес другим состоятельным палестинцам, Муса, в конце сороковых годов, не уехал за границу, а приложил много усилий для развития арабских поселений. После войны 1948 г. он обосновался в своей зимней резиденции в Иерихо, откуда часто выезжал на различные встречи, в том числе и в Амман к королю Иордании. Он обсуждал с монархом возможность возвращения беженцев (которые бежали с территории Израиля по призыву арабских стран во время войны за Независимость) в районы, отошедшие к Хашимитскому королевству на обеих берегах реки Иордан. После нескольких попыток Алами понял, что король не примет своих единоверцев. Тогда появилась мысль об экономическом развитии арабских земель хотя бы вокруг Иерихо.

        На собственные средства он приобрёл 2.500 га пустынной территории и создал сельскохозяйственную ферму рядом с этим древним городом, мечтая обучить беженцев работе на земле. В 1952 г. были устроены водозаборные скважины, и идея о расцвете пустошей в этом районе, вплоть до долины Иордана, стала вполне реальной. Муса мечтал о том, как работающие семьи получат достойный доход, когда ферма станет прибыльной. Даже название для неё было придумано – "Просторы Мусы Алами". И ферма заработала, вопреки всем скептическим прогнозам. В начале 50-х годов на ней работали сотни человек. Была создана система водоснабжения для полива прилегающих полей, на которых развивалось растениеводство. Тут же была построена поликлиника для работников и жителей окрестных деревень, школа и детские сады для сотен малышей.
        Сейчас трудно представить смелость этого проекта, который нарушил привычный средневековой уклад жизни палестинских арабов. Ведь ранее никто не заботился о беженцах, а работа в строительстве и на земле была редка в их среде. Влиятельные арабские лидеры усмотрели заботу о беженцах, как попытку забыть о поражении в войне. Они противились интеграции своих соплеменников в арабское общество и требовали права на возвращение. А несчастные люди, тем временем, продолжали быть брошенными.
         В конце 1955 г. на ферму вторглись арабы из лагеря беженцев, расположенного в Иордании. Они разграбили её, причинили ущерб имуществу и подожгли строения. Алами был в отчаянии, но спустя короткое время начал собирать деньги на постройку новой фермы. Он создал её, собрав пожертвования у состоятельных друзей в Палестине и за границей. Это предприятие, как и предыдущее, процветало и приносило доход. Молочная продукция поставлялась в Иерусалим, соседнюю Иорданию и даже в Ливан. Неутомимый Муса искал новые рынки сбыта и заботился о расширении производства.
       В конце 70-х годов его здоровье ослабло, он как-то быстро и сильно состарился, однако продолжал бывать на ферме, приглашал разных людей, выслушивал их мнение по всем аспектам жизни. Но силы оставляли его, и в возрасте 87 лет, в июне 1984 г., Муса Алами ушёл из жизни.

          Впоследствии, его именем назвали саму ферму, а также благотворительное общество в Иерусалиме. В 2019 г. (к столетию с дня постройки) отремонтировали бывший летний дом семьи Алами у въезда в кибуц Зиким. Там же поставили памятный знак в честь Мусы. По иронии судьбы этот кибуц, как и другие еврейские поселения на юге Израиля, подвергся варварскому нападению арабских хамасовских банд из сектора Газа 7-го октября 2023 года при котором были изуверски убиты сотни мирных граждан, в том числе женщины, дети, старики. Имя Алами носит пограничный переход на трансизраильском шоссе номер 90 (Эйлат-Метула) на восточной окраине Иерихо, откуда местные жители выезжают в Иорданию через мост Алленби.
      Именно переход символичен для увековечивания его памяти: ведь Муса Алами всю жизнь хотел соединять людей, верил в будущий расцвет мирной жизни и искал для этого любые пути.

Послесловие

        Данная статья посвящена исключительно ЛИЧНОСТИ незаурядного человека и, ни в коей мере, не претендует на глубокое освещение каких-либо исторических моментов.
        Для интересующихся темой еврейско-арабских отношений на Ближнем Востоке, рекомендую две серьёзные работы:
- Бард Митчел "Мифы и факты" (арабо-израильский конфликт). 2007.
- Kessler Oren "Palestine 1936". 2023

       Источники:
- Бигман Т. "Мост Алами", журнал "Сгула" №127, 01/2021 (на иврите)
- Рожанский Л. "В напрасных поисках согласия", газета "Каскад" (на русском), 18/05/1923, Балтимор, США.