Кустодиев Борис Михайлович. Дарители и меценаты

Ольга Сергеева -Саркисова
 (глава из книги.)
 
Ещё одним дарителем Самарского художественного музея был Борис Михайлович Кустодиев. Человек удивительной судьбы, большого таланта, любимого ученика И.Е. Репина, академика живописи, жизнерадостного человека, любившего жизнь и талантливых людей, которыми он себя окружал, любил писать их портреты. Он был признанный портретист, и Репин взял его в помощники писать портреты в полотне «Торжественное Заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Обожал свою жену и детей. Дочка Ирина (1905—1981). была его любимица, её он писал почти с рождения и до последнего дня своей жизни. Нашему музею была подарена прекрасная работа художника -  портрет его любимицы дочки Ирины с собакой Шумкой, получившая имя за свою резвость от слова шум. Что же это за картина? Это было коленопреклонённое признание в любви отца своей прекрасной и желанной доченьке, любимому созданию на земле. А когда все, что делается, делается с любовью,- то рождается шедевр. В этой работе слились сразу несколько потоков любви: -  дитя любви Ирина, как объект восхищения, обожания и изображения, и любовь к Веласкесу и его прекрасным работам, которые Кустодиев созерцал в музее Прадо в Испании, после окончания Академии и получения золотой медали за дипломную работу « На базаре», когда ему предоставили год пенсиона за границу и по России .Он путешествовал по разным странам -  был в Париже, в Мадриде, Италии, Германии, много рисовал там, копировал старых мастеров и полюбил эти страны навсегда.
  Именно Веласкес воодушевил его особо и перевернул сознание художника. Долго стоял он потрясённый у работ Веласкеса, особенно у двух - работа «Христос» это было потрясение и откровение, а вторая работа, мастерски написанная, испанская сага - «Менины», он влюбился в дивный портрет инфанты Маргариты Терезы, разглядел в этой работе не только её судьбу, которая выйдет замуж по твёрдой традиции Габсбургской династии в 14 лет, за своего дядю по материнской линии и кузена отца по отцовской линии императора Священной Римской империи Леопольда I. Ему было 26. Общие интересы к искусству и музыке сделали этот брак счастливым. Она родит шестерых детей, в живых останется только одна дочь Мария Антония (1669—1692), ставшая женой Максимилиана II. А уже через шесть лет Маргарита покинет этот мир в 22 года из-за слабости здоровья            
   Но, стоя у этого полотна, он как в зеркале увидит Диего Веласкеса, его жизнь, судьбу, но здесь же ему откроется и своя судьба. В этой работе заложена глубокая драматургия. Каждый зритель стоит как перед зеркалом перед этой картиной и вглядывается, считывает всё, что ему откроет судьба, открывается бездна... Вспоминаются слова Ф. Ницше – «Во всех нас живет своя бездна, и смотря на что- то внешнее, в итоге смотришь в себя.» и «если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Так он погружался в мысли о своём «Я» и своём предназначении. Это грустная история вырождения испанских Габсбургов.  Браки между близкими родственниками привели династию к трагедии- дегенерации, ведь нельзя отменить непреложный закон природы, инцест к добру не приведёт, даже если ты обладаешь высоким статусом. Увы! Уже мы видим в лицах Филиппа и Маргариты гуляют уже черты вырождения. Маргарита цветок, который совсем недолго будет украшать этот мир.
 А пока она царит среди карлиц и карликов, которые являются дворцовой утварью короля и содержатся как домашние животные. Их задача своим уродством подчёркивать красоту Маргариты и её фрейлин, всех придворных, а также наделять знать чувством собственного превосходства, достоинства, …какое унижение… А девочка, несмотря на сумасбродный характер, будет следующей королевой Испании - именно эту цель ставил Веласкес при написании этой картины. Сейчас этот момент главный, ведь она единственный пока ребенок, а все предыдущие восемь умерли.
   Но, через некоторое время в семье появляется любимый и долгожданный сын Карлос, и историческое полотно теряет актуальность, как и Маргарита уже не королева…ей придётся подвинуться на троне и принять эту данность. Королевская рокировка меняет всё: – место и значение каждого члена семьи, отношения среди придворных к наследникам, субординацию во всём обществе и превращение Королевы в Золушку, обратный ход, обидный и менее триумфальный, чем был ранее запланирован по сценарию.
Вот как один факт меняет всё. Сколько страстей на одном полотне, сколько пересечений разных судеб, трагедий. Вот где каждый подержался и за иллюзию, и за реальность. Художник всё пропускает через себя, жалея эту умную, симпатичную девочку, которая просто игрушка в руках судьбы. А какое мы видим мастерство в создании всех персонажей, всё читается по позам и лицам, кроме того, ещё дар художника предвосхищать будущее открывает тайное и неизведанное.
     Борис мечтал написать когда-нибудь что- то подобное своё. Достичь такого мастерства было его мечтой, и, когда появилась на свет дочка, то мечта начала сбываться. Он с рождения пишет и рисует ее. И вот настаёт звёздный час.
   Он пишет свежий как утро, яркий, солнечный, радостный, необычный портрет любимой дочки, и не в королевских покоях. На портрете в центре мы видим девочку, одетую в красивое белое пышное кружевное платье, пухлые щёчки порозовели от волнения, искреннее лицо выражает удивление. Глаза синие и круглые блестят от радости.
Она с интересном и любопытством наблюдает за тем, что происходит вокруг. Её наряжают как принцессу из сказки, красиво причёсывают и украшают золотистые волосы голубыми бантиками, на ногах белые носочки, а в пухлой ручке красивые голубые цветы из их сада под цвет бантиков.
   Другой рукой она поглаживает своего верного друга Шумку, который покорно ждёт свою награду за послушание и терпение. Косточку он получит, только нужно сидеть рядом с хозяйкой смирно, хотя мысли её рисуют вожделенный презент. Она тоже нарядная, как участник спектакля в «белой манишке» и одном «носочке» на лапке, в суете будто потеряла второй. Чтобы она не убежала её привяжут за ножку к стулу… Девочка совсем ещё маленькая, и почти такого роста, как Шумка. Она терпеливо ждёт, ведь главный волшебник - папа рисует её на своём полотне. Её все учили и показывали, как нужно стоять.
  Она ещё не понимает, что стоит на пороге открытия бесценного шедевра истории искусства, который создаст своей волшебной кистью её любимый отец. Как красиво всё по цвету – белое с голубым! Есть в этом широта и свежесть русских просторов   -  плеск морских волн и плывущих пушистых небесных «айсбергов», где облако белым китом нырнёт в глубину синевы и исчезнет, а синева глаз отражает эту всеобщую синеву неба, моря, цвет полей синих васильков и колокольчиков.  В её голубых глазах читается восторг, желание и нетерпение! Что там папа делает? Почему всё в доме отставили в сторону все дела и занимаются только ею? Ей как можно скорее хочется взглянуть, хоть одним глазком, на себя на папином портрете. Собака смирилась, опустила уши и грациозно наклонила голову, демонстрируя вынужденное послушание. Она участник всей этой церемонии и, похоже, понимает важность момента. В это время они могли бы весело играть с Иринкой на улице, но, в этот исторический момент немного можно и потерпеть, ведь она тоже входит в историю…   и, как верный друг, не двинется с места, пока   не разрешит хозяйка, правда, для верности, она за лапку привязана, чтобы не убежала. Ирина – сама радость, непосредственность, цветущий ребёнок, это не Маргарита, совсем нет!  Маргарита статусный ребёнок, который лишен своего детства, она не может позволить себе быть естественной, на неё давит вековой груз королевской династии, надо соответствовать.
Все её движения заучены, она чётко знает, что ей можно, а что нельзя, что положено получить от всех изображенных на картине подданных. У неё уже похитили детство, она вся в условностях, ритуалах и даже одежда ограничивает естественные движения девочки, каркас юбки и корсет тяготит её, но она стоически всё переносит- ведь она инфанта!
  Болезненность и бледность лица говорит об умеренности в приёме пищи, тяготах этикета, уже в пять лет знает, как себя вести, как соблюдать выверенный веками этикет. Иринка – полная противоположность инфанте, она открытый миру ребёнок, жизнерадостный, свободный, получающая радость от всего, что её окружает, без ограничений.  В каждом мазке отца ощущается бесконечная нежность и любовь к ребёнку. Она само счастье!
  Когда писал Ирину, то вспоминал Маргариту, у которой было совсем иное детство, и ему было жалко её, поэтому для своей картины и краски взял более радостные, светлые, и фон простой, где много света и воздуха. Он как бы говорит ей – «ты свет очей моих!». Даже собака у Веласкеса совсем не друг девочки, как и карлицы тоже, которые находятся при дворе, чтобы оттенять красоту инфанты своим уродством.  Девочка видит себя уже на престоле, королевой, и сама себе не принадлежит, и осознание собственного величия читается во всём её облике. Но, жизнь всегда с сюрпризами, мы это знаем наверняка. И как же трудно держать величие уже в падении.
Это произведение Бориса Кустодиева останется в Истории Искусства как Гимн и красивое эхо бесконечной любви отца к своей дочке Ирине. Вот что он заложил в своей работе. Это произведение, одно и самых ярких, любимых и популярных у зрителей нашего музея.  (Продолжение следует)
 Кустодиев Б.М.Портрет дочери Ирины.
**http://proza.ru/2023/12/07/1559  -портреты Инфанты Маргариты.
http://proza.ru/2023/12/07/1552