К истории чеченского села Шахьгири-Эвла - Чахкери

Хамид Дельмаев
Чеченское селение Чахкери, часто упоминаемое в российской литературе XIX века в связи с войной на Кавказе, располагалось на левом берегу реки Аргун, в 3-4-х километрах на север от речки ГIой, притока Аргуна, и в 5-6-ти километрах на юг от селения Старые Атаги (см. список литературы: 1, с.160; 2, с.611; 3, с.119; 4, с.200; 5, с.132, 136). Оно существовало здесь со второй половины XVII до 1840-го, а затем с 1845 до 1860 года.

История Чахкери является частью истории Чечни, горцев Аргунского ущелья, в том числе и в особенности чеченского тейпа варандой. Все события, которые привели к возникновению этого селения, к его жизни и к его исчезновению с карты населённых мест, теснейшим образом связаны с более масштабными событиями, происходившими в этих местах. Связана история Чахкери и с историей соседнего большого чеченского селения Старые Атаги, с жителями которых чахкеринцы имели тесные родственные и хозяйственные отношения, совместно оборонялись от постоянных кровавых опустошений, производившихся почти всё это время русскими войсками, и в котором, в конце концов, многие чахкеринцы поселились после окончательного уничтожения их собственного села.

Само название «Чахкери» существует с конца XVIII века, но это упрощённое и за сто лет прошедшее так называемую в лингвистике «прогрессивную ассимиляцию» название «Шахьгири», имя первопоселенца, по которому и было названо село в самом начале своего существования. Некоторые чеченские историки и любители-этнографы, по разным причинам, склоняются к трактованию названия села следуя географическому принципу. Так, академик АН ЧР Я.З. Ахмадов, вполне уважаемый историк, считает название села производным от «“чахка/чахкари” – быстрина» (6, с. 169). Полагаю эту точку зрения ошибочной: какая быстрина, если в этом месте река Аргун уже вышла на плоскость и замедлила бег? Так можно было бы назвать село выше по течению Аргуна, в районе как минимум Ярыш-Марды, где река, действительно, двигается «чехка». Да, от места, где сливаются два Аргуна, есть небольшой участок, теснина между хребтами Чахкархойн-Дукъ и Терзанан-Дукъ, от Чишкинского деттубсанатория до с. Пионерское, не более 500 метров, где поток мощнее, хотя «быстриной» назвать его тоже трудно. Чахкери лежал там, где никакой «быстрины» не было, а именно ниже по течению Аргуна «на четыре версты» (1, с. 160). Именно поэтому Я. Ахмадов, человек знающий и в возрасте, пишет «чахка», «чахкари», а не «чехка», «чехкари». В исторических источниках XIX века абсолютно преобладает название Чахкери, да и наши старшие всегда говорили «Чахкар», от «Шахьгири», а не «Чехкар», от «чехка», как иногда говорят теперь.

Другой автор, любитель этнографии и географии, также склоняется к географической основе названия Чахкери, правда непонятно, к какой именно – от «чехк-аре» (для меня вовсе непонятный термин) или от «Чехкара-Арц» (название северного склона лесистого хребта между р. Аргуном и р. Энгелик). Но это уже явный нонсенс – хребет Чахкар-Арц и земли «Чахкархойн-Мохк» получили своё название именно от названия села, а не наоборот. Кроме того, его одновременно называют и более древним «Энгал-Арц» (5, с.104) – по названию речки и бывшего варандоевского села на противоположном конце хребта; и «ЧIишкархой-Арц», когда имеют в виду его южную сторону. До того, как здесь возникли сёла Шахьгирийн-Эвла и Чишки, этот хребет назывался Шотой Варандойн-Дукъ, и это название существовало даже в начале XIX в., – известный русский военный топограф Иоганн Бларамберг в 1833 г. писал: «…между Аргуном и Гойтой находится довольно высокий пик – Шато-Вардануи» (7, с. 334).

Название населённого пункта по имени первопоселенца – вполне распространённая вещь в топонимии, как на Кавказе, так и во всём мире. В Чечне есть много селений, названия которых связаны с их первопоселенцами или основателями, например, Алхан-Юрт (по имени первопоселенца Алхана Нурмаматова), Дуба-Юрт (по имени Дубы Джукаева), Итум-Кали (по имени Иттума Люнгиева), Доьвкар-Эвла (по имени Давлетгирея Черкасского), Шаами-Юрт (по имени первопоселенца ШаIмы), Цоцин-Эвла (по имени первопоселенца по имени Цуоца) и т.д.

Начиная ещё со средних веков чеченцы (да и не только они) заимствовали имена от соседних народов, в том числе от тюрков. А на устах у многих были в то время крымские ханы и принцы, в том числе Шахин Герай (1585-1641), родившийся в малой ногайской орде у беглого претендента на крымский престол и в последующем крымского хана Саадета II Герая. Он всю свою жизнь боролся за власть, иногда получал её, был калгой и нурэддином, чаще был в бегах – скрывался в Малой Кабарде, в ногайской орде, в Чечне и в Кумыкии, был личностью легендарной (см. 36). И имя Шах Гирей (Шахьгири по-чеченски) стало быстро распространяться в Чечне с первой половины XVII века. На Северном Кавказе до сих пор называют детей его именем, и поэтому от этих имён мы имеем много однофамильцев шахгиреевых разных национальностей. Кюри Ибрагимов, академик АН ЧР, подсчитал, что «все имена чеченцев согласно переписи 1867 года ориентировочно можно разделить на 4 группы: тюркские (около 70 %), арабские (около 15 %), чеченские (около 10 %) и остальные (5%)» (8). Так что ничего необычного в названии Шахьгирийн-Эвла нет.

Конечно, много селений у нас называется также и по географическому признаку. Например, Атага, Шуьйта, Хилдехьа. ГихтIа, Рошничу и т.п. Но аул Шахьгирийн-Эвла был назван именно по имени человека-первопоселенца. И если бы селение Чахкери «основал» или «построил» (по Я.Ахмадову) Бахамат-Али, то оно называлось бы «Бахамат-Али-Юрт». Но его основал Шахьгири и поэтому его называли Шахьгирийн-Эвла.

Эта личность «чеченца Шахгирея» (см. ссылку ниже) присутствует в родословной чишкинской ветви варандойского Гунш-гар. Эта ветвь называется Iалхи-некъи, по имени  Iалхи Дикеева. Его отец, Дика Гуншев вышел из Варанды в начале XVII века и осел хутором, который позже называли Дики-Юртом или «Дикеевой деревней» (см.: 9, с.81; 10, с.62, 72; 11, с.94-94, 112, 136-137; 12). Расположена она была южнее нынешнего села Чишки. Личность Iалхи хорошо известна в истории Чечни (см.: 10, с. 72, 78-79; 11, с. 136-137, 184, 185, 188, 195-197; 12; 13, с.89; 14, с.16 и др.). Однако никто из историков даже не пытался задаться вопросом – куда делись потомки Дики и Iалхи. Между тем, все они живут всё там же, чуть севернее былого Дики-юрта, в Чишках.

В конце XVII века сын Iалхи Шахьгири возглавил всё Дикеево-Алханово потомство и вывел его на плоскость. Это новое поселение Iалхи-некъи назвали селением «чеченца Шахгирея». Село быстро прирастало с северной стороны сначала варандинцами, а затем и другими выходцами из Аргунского ущелья. В каждой части села был свой «тхьамда», общие вопросы решались сообща. У варандой такими предводителями были люди из разных гаров, в том числе из Iалхи-некъи – Хаджимурад, сын Шахгирея, затем сыновья Хаджимурада Газгири и Iалха, затем сыновья Газгири Межид и Али. Обо всех этих людях сохранились, хотя и небольшие, следы в писаной чеченской истории.

Все шахгиринцы, вместе с жителями Атагов, Чечен-Аула и других сёл участвовали во всех событиях этого региона Чечни – в основном оборонялись от нашествий. Много их погибло при защите Ханкальского ущелья в 1732 году от карательной экспедиции генерала Дугласа и в 1735 году от крымских татар, в 1758 году при карательных походах генерала Фрауендорфа, в 1770-м генерала фон Медема, в 1783-м полковника Кека, в 1807-м генерала Булгакова, в 1819-м и 1820-м полковника Грекова и генерала Сысоева и т.д.

После двойного погрома Чахкери в 1819 году почти все Iалхи-некъи, вернее их остатки, ушли на то место, где раньше жили их предки – Дики-Юрт. Часть Iалхи-некъи, две большие семьи, ушла в Эха-Борзе, где впоследствии была казачья станица Ассиновская. Некоторые ушли вместе с варандой из Бетер-гар в ущелье речки Энгелик и Гойты. Некоторые – с Оси-гар на Гойту, Мартан и Гехи. Некоторая часть этих людей, выживших после 1826, 1840, 1841 и особенно после 1858 годов, вернулась в Чахкери и в Атаги, часть пришла в Чишки. Значительная часть погибла в страшных ежегодных боях и «разорениях» в Малой Чечне с 1830 по 1852 годы. Многие остались на равнине и расселились вплоть до Терека.

Таким образом, потомки Дики, Iалхи и Шахгирея прожили в этом месте с конца XVII века до 1819 года. С 1820 года существует селение Чишки, в котором живёт, вместе с другими, уже восьмое поколение чишкинцев - Iалхи-некъи.

В исторических документах селение Шахьгирийн-Эвла, под этим именно именем, упоминается вплоть до 80-х годов XVIII века – впервые в 1732 году в "Реестре горским владельцам", составленным комендантом крепости "Святой крест" генерал-майором Д.Ф.Еропкиным: «Деревня Чечен, в ней владельцы: 1, Камбулат, 2, Амир Гарзе, 3, Айдемир, да их владения деревни: 1, Хажи Али ул, 2, Астаункул, 3, Жатага, 4, Шихкирей, 5, Сурь, 6, Хашват аул, 7, Башем баха аул, 8, Алда» (15, с.123).

В 1753 г. "селение чеченца Шахгирея" упоминается в письме "владельца" из Герменчука, известного кабардинского князя Девлет-Гирея Черкасского, к Кизлярскому коменданту Фрауендорфу. (см.: 16, с.196). В 1770 году русский немец Иоганн Гюльденштедт, приглашенный в Россию и отправленный в экспедицию на Кавказ, называет в списке больших чеченских поселений "Шахкейри" на Аргуне: «Ниже Каинхи, на самой Аргуни, расположены Шахкейри, Шарейо и Докон (малая и большая) Атага чеченцев» (см.: 17, с.50). Саксонец на русской службе Якоб Рейнеггс в 80-х годах XVIII века называет «Чагкерре» одним из основных «стволов» чеченского племени (18, с.223).

О том, что село изначально называлось «Шахьгирийн-Эвла» писал выдающийся исследователь чеченской топонимии Ахмад Сулейманов, причём в обоих изданиях своей «Топонимии», как в первом, в 1980 году, так и во втором, значительно переработанном с учётом замечаний местных жителей в 1997-м: «Чахкара – место в 2 км к юго-западу от АтагIа, где в XVIII веке находился аул под названием Шахь-Гирийн-Эвла, откуда произошло и слово Чахкара». (19, с.441). И далее: «В основу названия Чехкара легло имя основателя аула Шахь-Гири (Шах-Гирей)» (19, с.450-451). Об этом же писал атагинец Ваха Матиев в 1991 году: «…воккхачу стага информатора – Бахьамад-Iелас дийцарехь лаьмнашкара схьадогIу Орга хи шерачу меттиге дерзадоладеллачу меттигашка адамаш ховша дуьйладелла дикка хьалха, ша-аьлча оцу меттигехь тIахьхьо Шахь-Гирийн Эвла кхоллаелла, Чехкара аьлла евзаш йолу». (20, с.7). Далхан Хожаев в своей книге о наибах Чечни называет это село «Чехгири» (21, с.44).

А вот с 1781 года в русских источниках село начали называть Чах-Кери, Чах-Кири, Чахкыры, Чахкери, хотя на всех известных картах XVIII и начала XIX века село обозначается Шихкерей, Шангерин, Сhangerine, Chaneguerine, Chakhkeri (во французском “ch” означает “ш”). Возможно, что в обиходе упрощённое название Чахкар уже бытовало, – так проще для языка и для уха чеченца, да и для других тоже. И все выходцы из гор, в том числе и варандой, в то время уже говорили на «низовом» наречии, постепенно забыв свои горские диалекты. Вот почему варандой-чишкинцы, а они почти все выходцы из Чахкери, с давних пор говорят на нём, хотя живут всего в 5 км от Варанды, где сохранился варандоевский диалект, и находятся в ними в постоянном тесном общении. 

О времени основания Шахьгирийн-Эвла точных исторических данных нет. Первое письменное свидетельство, как говорилось выше, относится к 1732 году. Однако имеются два местных предания, которые расходятся и по времени, и по месту, и по основателям этого селения.

Одно из этих преданий утверждает, что селение Чахкар-Атаги, с этим именно названием, было основано раньше Атагов и Чечен-аула, «не позже середины XVII в.», когда  «предводитель (Тхьамда) Бахмад-Али выйдя с родственниками из шатойских селений Саттой и Урд-юххой основал на Аргуне у выхода из гор селение Атаги (Чахкар-Атаги). Позже, вниз по течению Аргуна возникли Большие Атаги, Малые Атаги и Чечен-Аул». (6, с.158).  В ссылке указано: «Информатор Кантаев Харон, 1910 г.р. из сел. Старые Атаги Чеченской Республики. Название аула от “тогlи” – “приречная равнина” и “чахкари” (от “чахка/чахкари” – быстрина)». (6, с.169). Автор этого, Явус Ахмадов, повторил это своё утверждение в 2023 году в книге «Регион Шатой, Чеченская Республика» и на сайте «Грозный Информ», но несколько иначе: «…где-то ранее середины XVII в. предводитель (тхьамда) Бахмад/Бахамад-Али, выйдя с родственниками из ветви Яск-некъе Саттойского обшества (конкретно из местности Урд-юххе), поселился в нижнем Приаргунье, а затем осел непосредственно у выхода Аргуна из гор построив селение Чахкара (мужественно отбив при этом нападение врагов, претендовавших на это место). Новое село быстро разрослось за счет выходцев из других ветвей тайпового общества Саттой и разных шатоевских кланов (варандой, пхьамтой, и др.)» (22, с.34; 23).

В рамках этого предания, но несколько иначе утверждается в статье А. Апаева «Путевые заметки любителя этнографии» на сайте «Нохчалла»: «Атагинец Салман Тукаев мне рассказывал хранимое ими предание о том, что их предки… в начале ХVII века с другими сородичами переселились из горной местности “Кхаа кхоре” на равнину и основали село Чехкара, в котором также поселились рядом и выходцы из тейпа Памятой. В последующем оно стало крупным селом (по меркам тех времён) с числом дворов около 300, в основном представляющих эти два тейпа, рода. Как гласят и другие предания, переселившиеся на равнину предки саттой и памятой основали село Чехкара под северным склоном горы “Чехкара-Арц” на левом берегу реки Аргун. Эта равнина ныне носит географическое название “Чеченская равнина”». (24). Этот же пассаж дословно повторен этим же автором в статье «Путевые заметки московского туриста» на сайте «Вести Чеченской Республики» в 2014 году. (см.: 25).

Это предание нашло своё продолжение в википедии, где в статьях под заголовками «Саттой» и «Сатти» помещена такая запись: «Из исторических личностей тот же Астемир ("Шотой Аьстемир"), согласно песенным преданиям, был в дружбе с грузинским царем Теймуразом Первым (1606-1648) помогая ему в установлении связей с Москвой через Аргунское ущелье. Не позже первой половины XVII в. саттоевец Бахамад-Али из ветвия Яск-некъе основал селение Чахкар-Юрт (Сяттой Чахкар) у выхода р. Аргун на плоскость. К середине XIX в. когда царские войска разрушили дотла аул, его жители осели ниже по Аргуну в т.н. кварталах «Чахкар-Атаги» и слились с Старыми (Большими) Атагами» (26, 27).

Однако исторически самой первой ссылкой на это предание является упомянутая выше книга Вахи Матиева, опубликованная в 1991 году. В ней приводится справка об истории возникновения села Атаги, написанная уже упоминавшимся Я. Ахмадовым. Как следует из книги В. Матиева, справка основана на информации, полученной от саьттойца Бахамада-Али. Дословно:

«Нагахь санна Чечен-Эвла йиллина терахь (1651-чу шеран октябрь) историкашна нийса хууш делахь, цуьнца дуьстича АтагIах долчунах лаьцна вай тIетийжа мегар долуш ду дийцарш, масала воккхачу стага информатора – Бахьамад-Iелас дийцарехь лаьмнакара схьадогIу Орга хи шерачу меттиге дерзадоладеллачу меттигашка адамаш ховша дуьйладелла дикка хьалха, ша-аьлча оцу меттигехь тIахьхьо Шахь-Гирийн Эвла кхоллаелла, Чехкара аьлла евзаш йолу.

Оцу ханна, Чехкарна лахо хилла нах бехаш болу меттиг тайп-тайпана вариацешкахь шех АтагIа олуш йолу… Дуьйцуш махиллара, лаьмнийн юкъараллин саттой тайпанах схьаваьлла волчу Бахьамад-Iелас дIалаьцна боху Iарьжачу лаьмнашна тIера къилбаседехьа кхаччалц а, хIинцалерчу АтагIан лакхахь Къилбехьа кхаччалц а, Орга охьаэхаран малхбалехьара Зюйза барзана тIекхаччалц а йолу шортенаш, ша-аьлча, латтан майданаш.

Бахьмад-Iелин нах беха меттиг тIеттIа шоръелла, кхузахь кестта кешнаш кхолладелла Шииши-юкъ олучу меттигехь. Ширачу дийцаршкахь боху оцу Эвлан деца – Бахьамад-Iелийца Орга хица лахо Iийна болу атагIой къовсаме бевлла хилла бохуш. АтагIара пхьамтойх, варандойх болу нах цунна тIелетта, амма цо ша тур детташ царех кхоъ стаг цистина хилла. Юкъараллин кхело иза бехказа ваьккхина, делахь а машар хилийтархьама хIаллак хиллачеран доьзалшна Чехкара йолчу меттигера лаьттан цхьа дакъа делла Бахьамад-Iелас. Схьагарехь и меттиг Чехкаран къилбехьарчу декъехь хилла». (20, с.7).   

Как видим, Я. Ахмадов, А. Апаев и В. Матиев по-разному обосновывают и название селения Чахкери, и время его основания, т.е. противоречат друг другу.

Прежде всего непонятно, почему Я.Ахмадов и иже с ним упоминают Астемира Шатоевского, ведь он вашиндароевец по тейпу и жил в Лакха-Невре в первой половине XIX в. (см. 28) и никак не мог быть в дружбе с грузинским царём Теймуразом, хотя, конечно, в чеченском илли «О князе Кахарме Кабардинском» есть этот сюжет.

Далее. Непонятно откуда вышли «основатели чехк-аре» – из «селений Саттой и Урд-юххой» (Я.Ахмадов), «саттой тайпанах схьаваьлла волчу Бахьамад-Iелас» (В.Матиев), «предки саттой и памятой» (А.Апаев), «конкретно из местности Урд-юххе» (Я.Ахмадов) или «из горной местности “Кхаа кхоре” (А.Апаев)».

В-третьих, ошибочно (а возможно и заведомая неправда, – человек этот хорошо знает историю) утверждение Я.Ахмадова о том, что Чахкери – первое поселение на Аргуне при его выходе из гор.  В 2009 году он пишет, что Бахмад-Али «основал на Аргуне у выхода из гор селение Атаги (Чахкар-Атаги). Позже, вниз по течению Аргуна возникли Большие Атаги, Малые Атаги и Чечен-Аул)» (6, с.158). Но в этой же книге он говорит, что «чеченская народная историческая традиция  говорит о трех первых чеченских селах на Чеченской равнине, возникших в XVII в. – это Чечен-Аул, Большие Атаги и Гехи» (6, с.177). А в 2023 году утверждает, что  Бахмад-Али сначала «поселился в нижнем Приаргунье, а затем осел непосредственно у выхода Аргуна из гор построив селение Чахкара». Так что же он основал вначале – Атаги или Чахкар? А что потом – Атаги или Чахкар-Атаги? И было это одно село или два? Впервые встречаю утверждение, что это было одно и то же село. Или Бахмад-Али основал оба эти села? Здесь следует согласиться с Вахой Матиевым, который писал, что в этих местах люди селились давно, и лишь «тIахьхьо Шахь-Гирийн Эвла кхоллаелла, Чехкара аьлла евзаш йолу» (см. выше). И Матиев не спорит с тем, что изначально село называлось Шахь-Гирийн Эвла.

Никто не спорит с тем, что некоторые из саьттой, как и некоторые люди фактически из всех тейпов Аргунского ущелья, могли проживать на территории, где сегодня находятся Атаги, с давних времён. И если на саьттой напали варандой и пхьаьмтой из Атагов (как пишет В.Матиев следуя справке Я.Ахмадова), т.е. с севера на юг, то это означает, во-первых, что в Атагах к тому времени уже жили варандой и пхьаьмтой, а во-вторых, что прибывшие саьттой хотели сесть на земли, которые уже были освоены атагинцами. Т.е. образование Шахьгирийн-Эвла – это никак не «первая половина XVII века», а гораздо позже.

Второе предание принадлежит чишкинцам из Iалхи-некъи. Они указывают на конец XVII века (не ранее 1675 г.) как время основания Шахьгирийн-Эвла, т.е. после того, как образовались сёла Чечен-Аул и Атага. Кроме того, все историки, кто писал об Атаги и Чахкери, за исключением Я. Ахмадова, считают, что Атаги возникли позже Чечен-Аула, но раньше Чахкери.

Местность, на которой располагалось село Шахьгирийн-Эвла, издавна являлась частью Варандойн-Мохка. Уже говорилось, что прежнее название горы Чахкара-Арц было Шотой-Варандой-Лам. Предполагаю, что ещё до Чечен-Аула, Атагов и Шахьгирийн-Эвла существовало варандоевское селение у выхода из гор речки Энгалк с одноимённым названием. Для этого предположения имеются достаточно веские аргументы, о которых в своё время будет сказано.

Некоторая небольшая часть жителей окрестных селений после падения в России самодержавия пыталась оспаривать исторические границы Варандойн-Мохка, претендуя на земли бывшей крепости Воздвиженской и имея в виду предупредить возможность обратного передела варандоевских земель на равнине, розданных русскими завоевателями по своему усмотрению своим слугам и перемещённым из других мест жителям. Не думаю, что варандой хотели, и особенно могли, это сделать. На варандоевских землях севернее хребта Чахкархой-Арц было уже много достаточно больших сёл. Часть варандой, предки которых проживали ранее в Шахьгирийн-Эвла, хотели лишь вернуться на старое место, отобранное у них силой русского оружия.   

Но группа атагинцев, прежних жителей Чахкери, категорически заявила о своих эксклюзивных правах на восточную часть Чахкархойн-Аре, являющуюся в то же время частью Варандойн-Мохка. Дело дощло до неприятной стычки. Остальные атагинцы поддержали их, поскольку село не могло существовать без пахотных земель юго-западнее села. Варандойцев поддержали жители Шатоя. Стороны в конце концов согласились на посреднический суд – известный в Чечне институт решения конфликтов.

В обоснование своих притязаний на земли «Чехк-аре» инициаторы конфликта ссылались на могилы предков и устные предания. Но, во-первых, «чахкархойн кешнаш» было общим кладбищем огромного села, уже в конце XVIII века насчитывавшего более 200 дворов. И жили здесь не только варандой, пхьамтой, саьттой, но и выходцы из других тейпов, а также некоторые выходцы из Дагестана и Кабардцы. Во-вторых, варандой показали древние метки своих отцов – закопанный в определённых местах уголь по всей границе Варандойн-Мохка. И в-третьих, – предания ведь есть не только у саьттой, они есть у всех чеченских тейпов, гаров и некъи.

Общепризнанный вердикт гласил: граница проходит от места, где потом стояла «Опытная станция» – «современный рабочий поселок по дороге между селением Атаги и Аргунским оросительным каналом» (5, с.136), прямо на запад до урусмартановского кладбища. Этот вердикт вынесли при стечении большого народа от всех заинтересованных сторон авторитетные чеченские шейхи Солса-хаджи Яндаров и Билу-хаджи Гайтаев из Урус-Мартана. Эта история вполне известна по сообщениям очевидцев и литературе. С этим маслаIатом в то время все согласились, в том числе саьттой и остальные атагинцы, поскольку варандой дали согласие на совместное пользование землями на общинных началах, ведь в числе атагинцев было много и варандой. Но в последние 30-35 лет, после падения уже советской власти, это мирное решение известных знатоков чеченских и исламских традиций пытаются оспорить или нивелировать некоторые отдельные историки, этнографы и туристы. Хотя никакого смысла в этом, кроме мнимого самоутверждения, нет.

Приведённое выше утверждение «московского туриста» – «любителя этнографии» о том, что «Южная граница земель Чехк-аре испокон проходила по линии гребня этой горы, по которой дождевая вода разделяется, то есть, стекает на северную и южную стороны», и что «Эта равнина ныне носит географическое название “Чеченская равнина”» в первой своей части является откровенной ложью, а во второй – незнанием элементарных вещей. Потому что «Чеченская равнина» в современном понимании географически охватывает всю плоскость от Чёрных гор до Сунженского хребта с юга на север, и от Аксая до Ассы с востока на запад. А исторически вся эта равнина включала в себя Нохчийн-Аре (которую некоторые русские писатели XIX в., действительно, называли чеченской равниной), Гарманан-Аре и ГIалгIайн-Аре. Чехкархойн-Аре и Чеченхойн-Аре – лишь небольшие части Нохчийн-Аре. К тому же Чехкархойн-Аре – часть Варандойн-Мохка, и это все знают, в том числе любители истории, географии, этнографии и даже многие туристы. И никакого «атагIойн мохка», как известно, никогда не было, нет и не будет. Варандойн-Мохка тоже уже нет и больше не будет, но исторически он был, и именно об этом идёт речь. Об истории.

Скрупулёзный исследователь топонимии Чечни А. Сулейманов, как в первом, так и во втором, уточнённом с учетом мнений читателей, издании своей книги пишет: «Варанда (варандой). Общество граничит на юге с Шатой, на западе с Пешха, на севере в прошлом выходило на предгорную равнину, включая и район, где находился Шахьгири-Эвла (Укрепление Воздвиженское), на востоке общество граничило с рекой Аргун» (19, с.146). «Чехкархойн арие (Чехкархойн арие). – «Чехкаринцев равнина». Севернее от места былого расположения Чехкара и до Чечанхойн арие» (5, с.136; 21, с.443). Никаких «земель Чехк-аре» никто, кроме туриста-этнографа, нигде обнаружить не сможет, ни в реальности, ни в литературе, разве что в своих собственных «дийцарш».

После 1819 года, когда из Шахьгирийн-Эвла ушли Iалхи-некъи, здесь продолжали жить много варандой из Ади-некъи, Бетер-некъи и Оси-некъи. Поэтому история села как часть истории варандой продолжилась. Но село уже прочно называли Чахкери. В 1820 году оно опять подверглось сожжению, а жители – частичному уничтожению.

В 1826 году Атаги и остатки Чахкери опять жесточайшим образом уничтожаются и разграбляются русскими войсками под командованием уже самого Ермолова. Но через пару лет селения вновь возрождаются, возвращается большая часть жителей. Они группируются по-прежнему: Атаги со смешанным населением, южнее – отдельно пхьаьмтой, южнее – саьттой, ещё южнее – варандой. На картах XIX века с 1832 до 1844 года они так и показаны: Большая Атага (250 дворов), Памятой-Атага, Сатой-Чахкери (25 дворов), Чахкери или Варандой-Чахкери, называвшаяся также Шира-Чахкара (60 дворов). На п.б. Аргуна, напротив Варандой-Чахкери, указаны 25 дворов «Выселки из Чахкери» (на другой карте «Переселенцы Чахкери») (см.: 29; 30).

В декабре 1830 – январе 1831 гг. крупную карательную экспедицию в Чечне провёл генерал Вельяминов. В числе прочих в очередной раз было уничтожено селение Чахкери, часть населения которого упорно возвращалась на прежнее место. В августе 1832 г. здесь прошел "Генерал - адъютант Розен, разоряя по пути все аулы по Мартану, Гойте и Аргуну…" (31, с.6). В июле 1840 года большую экспедицию через эти места провёл генерал А.В. Галафеев (см.32, с.291). 22 августа 1844 года отряд генерала В.О. Гурко заложил фундамент крепости Воздвиженской (см. 33, с. 303). Атага и Чахкери в это время лежали в руинах, а остатки их населения прятались по аулам и хуторам по всей Малой Чечне.

После 1844 года, когда русские построили на месте Чахкери крепость Воздвиженскую, у Атагов и Чахкери уже совершенно новая история: по обе стороны от крепости “Новые Атаги” и “Новые Чахкери”  «…составились из разных выходцев "байгушей" или бедняков, Малой и даже Большой Чечни» (Там же, с.310), а их старшинами были Хайдакай и Зурмай, которые вместе с переводчиком Пензулаевым “наводили” русских на чеченские хутора с целью грабежа (см. там же, с.309). «Через пять лет после возведения крепости Воздвиженской, нельзя было узнать окружавших ее аулов, народонаселение увеличилось в трое, без малейшего усилия со стороны Русских; горцы десятками семейств переселялись в аулы Атагу и Чах-Кири» (34, с.544). (Более подробно вся история Шахьгирийн-Эвла - Чахкери изложена в книге: Дельмаев Х.В. Краткая история чеченского селения Чишки. – Киев, 2018. – С.57-74).

Наконец, по поводу «пхьамтойх, варандойх болу нах цунна тIелетта, амма цо ша тур детташ царех кхоъ стаг цистина» (В.Матиев); «потомки 7 человек, погибших в стычке варандойцев с чехкархой, когда варандойцы посягнули на земли» (А.Апаев); «мужественно отбив при этом нападение врагов, претендовавших на это место» (Я.Ахмадов). 

Уважаемые историки, – профессионалы и любители. Не мешало бы вам сначала определиться, сколько «врагов» вы убили – три или семь, – как-то по-разному вы считаете.  Потом уточните: троих варандой-пхамятой или семь только варандой – как-то по-разному вы идентифицировали убитых «врагов». Потом всё-таки разберитесь – когда это было. Полагаю, что «стычка» с «варандойцами и пхьаьмтойцами из Атагов», если она и была, то могла состояться после уничтожения Атаги и Чахкери в 1826 году. Потому что к 1832 году основные жители Атаги возвратились туда, где и были: селение пхаьмтойцев («Памятой Атаги») образовалось южнее Атагов; селение «Сатой Чахкери» ещё южнее, в том месте, откуда был изгнан в 1781 году Алихан Нурмаматов со своими приспешниками; а вот селение «Варандой Чахкери», называвшееся также «Шира Чахкара», возродилось на своём старом месте, т.е. там, где и стояло ещё с конца XVII века.

Ну и, как ягодка на торте, есть ещё одна версия истории Атагов, Чахкери и вообще всей территории Малой Чечни (Нохчийн-Аре). Согласно этой версии Атагу заложил Этагай – прапрадед переводчика при русской администрации, жителя села Атаги Гуданата Мударова, эгишпатоевца, который и составил эту бумагу на русском языке в 1863 году. Этот Этагай в самом начале XVIII или ранее пришёл из Галгая, частично отвоевал, а частично выкупил у аварского хана всю Малую Чечню «от реки Аргуна до р. Камбилеевки» (35). Его сын Гирей, внук Алхузур, правнук Кучук и праправнук Мудар брали подать со всего народа в Малой Чечне. Алхузур основал Алхазурово. Все земли между Аргуном, Мартаном и Хан-Калой были его. И т.д. Про весь этот бред, который плели в XVII – XIX веках русским наместникам кабардинские, дагестанские, чеченские, ингушские и прочие авантюристы, пытаясь получить «поручичье жалование», выставить себя любимого как «вдадельца», «князя», хозяина «всех подвластных народов»,  «застолбить» за собой, на всякий случай, право претендовать на земли и сословные привилегии, достаточно много и весьма критично писали ещё и в те времена русские военные и администраторы на Кавказе. Об этом можно также прочитать в моей книжке «Краткая история чеченского селения Чишки» (Киев, 2018) и статье «О феодальных владениях в Чечне» (facebook.com Dilmy Hamid, 18.04.2019; proza.ru/2021/01/12/13980).

Одно во всём этом хорошо: всё это – история.
Но история тоже должна быть как можно более правдивой, с самым минимумом допущений, к тому же оговоренных как допущения.

Хамид Дельмаев.
7.12.2023.

Список литературы:
1. Волконский Н. А. Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 г. в связи с мюридизмом// Кавказский сборник, Том 13. 1889.
2. Журнал военных действий чеченского отряда с 16 по 28 июня// Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20 – 50 гг. XIX века. – Махачкала, 1959.
3. Записки М. Я. Ольшевского. Кавказ с 1841 по 1866 г.// Русская старина, № 8. 1893.
4. Волконский Н. А. Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 г. в связи с мюридизмом// Кавказский сборник, Том 10. 1886.
5. Сулейманов А.С. Топонимия Чечено-Ингушетии. Ч.III. – Грозный, 1980.
6. Ахмадов Я.З. Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI - XVIII веках. – Б.м., 2009.
7. Бларамберг, Иоган. Историческое, топографическое, этнографическое и военное описание Кавказа/ Пер. с франц. – М., 2010.
8. Ибрагимов К. История Чечни в зеркальном отражении собственных имен// https://chechnyatoday.com/news/12457.
9. Полиевктов М.Л. Посольство кн. Мышецкого и дьяка Ключарева в Кахетию. 1640 – 1643. – Тифлис, 1928.
10. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. – М., 1963.
11. Русско-чеченские отношения: вторая половина XVI-XVII в. – М., 1997.
12. Виноградов В. Дорога к Москве// Приязни добрые плоды. 2-е изд. – Армавир, 2008.  – С.18 - 21.
13. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т.I. – Грозный, 1967.
14. Айдамиров А. Хронология истории Чечено-Ингушетии. – Грозный, 1991.
15. История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв. – М., 1958. 
16. Ахмадов Ш. Б. Чечня и Ингушетия в XVIII-начале XIX века. – Элиста, 2002.
17. Гильденштедт И.А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. – СПб., 2002.
18. Северный Кавказ в европейской литературе XIII – XVIII веков. – Нальчик, 2006.
19. Сулейманов Ахмад. Топонимия Чечни. – Нальчик, 1997.
20. Матиев, Ваха. Старые Атаги и атагинцы. – Грозный, 1991.
21. Хожаев, Далхан. Чеченцы в Русско-Кавказской войне. – Грозный - Спб, 1998.
22. Ахмадов Я.З. Регион Шатой, Чеченская Республика (к вопросам истории). – М., 2023.
23. https://www.grozny-inform.ru/news/analitics/153078/.
24. А.Апаев. Путевые заметки любителя этнографии// https:// nohchalla.com
25. Апаев А. Путевые заметки московского туриста// 26. https://ru.m.wiki2.org/wiki/ сатти. 
27. https://ru.wikipedia.org/wiki/  саттой             
28. https://vashandaro.org/?page_id=137
29. Карта Чечни 1925 г.//ЦГВИА СССР, Ф.386, оп.1, д.2873, л.1.
30. Специальная карта Западной части России Шуберта 1826-1840 годов// http://www.etomesto.ru/map-shubert-10-verst.
31. Хронологический указатель военных действий русской армии и флота. Т. III. 1826 - 1854 гг. – СПб., 1911. – С. 6.
32. Акты, собранные Кавказскою археографическою комиссиею. Том IХ. – Тифлис. Том IХ. – Тифлис, 1884. – C. 291.
33. Ольшевский М.Я. Кавказ с 1841 по 1866 г. // Русская старина. – 1893. – №8.
34. Иванов С. О сближении горцев с русскими на кавказе// Военный сборник. 1859. – №6 (июнь).
35. Хапизов Ш.М. Источник XIX В. («Фамильная хроника» тейпа Агишпатой) Об истории заселения Малой Чечни в свете взаимоотношений Ингушетии, Чечни и Аварского нуцальства// Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа. Вып. VIII.  – Назрань. – 2020. – С. 290-298.