Перфекционистка

Галина Вольская
Детство Наташи было вполне счастливым и не только потому, что так принято его называть. Что бы ни происходило в семье и вокруг неё, Наташа неизменно ощущала большую любовь и заботу своего отца, Анатолия Михайловича Петрова. Она отвечала на эту любовь со всей нерастраченной силой неопытного сердечка. Больше всего она боялась чем-то огорчить, расстроить отца, не оправдать его ожиданий.

Наташа безропотно вставала рано утром, когда отец звал её с собой на рыбалку, сидела впереди него на неудобной, жёсткой раме велосипеда, держась за руль. Долго шла пешком, не жалуясь на мокрую, режущую ноги траву. Часами смотрела на поплавок удочки на воде, продолжающий потом покачиваться даже перед её закрытыми глазами.

Училась Петрова легко, особых усилий для этого не требовалось. В начальной школе к её табелях были только «пятёрки», потом стали проскальзывать «четвёрки». Но Анатолий Михайлович не требовал, чтобы она была непременно отличницей, поэтому Наташа к этому и не стремилась.

Была она тихой, послушной, болезненно застенчивой девочкой. Больше всего ей нравилось читать книги, шумные, подвижные игры она не очень любила. Возможно, что у неё просто не хватало сил на такие игры, часто кружилась голова, темнело в глазах. Один раз она пожаловалась на это медицинской сестре в пионерском лагере, и её не взяли в двухдневный поход по лесу. Все ушли, а она сидела одна в пустом, дощатом домике. С тех пор она старалась никому не рассказывать о своих недомоганиях, стыдилась их. Чаще всего ей становилось плохо на солнце, в душных помещениях, при подъемах в гору, но она молчала, училась как-то справляться.

Школу Наташа окончила хорошо, до медали не дотянула, но в её аттестате было всего четыре «четвёрки», остальные «пятёрки». Поступать она решила на физический факультет университета, да еще на самое сложное отделение. Перемудрила на письменном экзамене по математике с задачей, показавшейся ей слишком простой для университета, другие задачи не успела решить. И не стала даже дожидаться объявления результатов, забрала документы и уехала домой. Переживала свой провал Петрова очень болезненно, от всех предложений выбрать что-нибудь проще она отказывалась, ей надо было доказать себе и окружающим, что она может поступить именно сюда.

Поступила на следующий год, но учиться так же легко, как в школе, здесь не получалось. Лекции и семинары совершенно не похожи на школьные уроки, где все разжевывается, повторяется много раз. Записывать слова лектора она научилась не сразу, сначала получался только набор непонятных значков, написанных  на доске. Что они обозначают, тут же забывалось, привычки к регулярным занятиям у Наташи не было.

Первую сессию Петрова  сдала с трудом, на «троечки», один экзамен пересдавала. Анатолия Михайловича не радовали «успехи» дочери:
– Я институт с красным дипломом окончил!
– Ты в педагогическом институте на заочном отделении учился, совсем другие требования.

Шесть человек в группе Наташи отчислили после первой сессии. Это были не слабые ученики, многие медалисты. Отчисляли и позднее, они шли в другие ВУЗы, учились там на повышенную стипендию. Петрова вторую сессию сдала значительно лучше, «завалов» больше не было. На третьем курсе и вообще всё вроде бы наладилось.

И вдруг она влюбилась! Её избранник учился на другом факультете и не хотел ждать хотя бы до четвертого курса, когда происходит большинство студенческих свадеб. Вечно занятой Наташе он предпочел всегда доступную Нину, студентку пятого курса механико-математического факультета. Обидно, конечно, и тяжело, но можно было бы пережить, если бы он не стал разводиться через полгода и не вспомнил про Наташу.

Любовь у Наташи не прошла, ее все также тянет к Володе, она готова все забыть и простить. Но любит ли он ее? Володя и не говорит о любви, говорит о коварстве и непостоянстве женщин, о жене, клявшейся ему в любви и изменявшей ему. А сам? Разве можно верить человеку, предавшему один раз? Он, наверно, будет предавать еще и еще. Но что же делать, если ей хорошо только с ним, и она не хочет замечать никого другого?

Всполошился отец:
– Что у тебя с ним? Гони прочь этого подлеца, не смей думать о нем!
– Я люблю его! Не оскорбляй его!
– Он тебя не любит! Он постарается жить с тобой без регистрации.
– А сейчас ты меня оскорбляешь! Почему ты думаешь, что я позволю это?

Мать обвинила Наташу в том, что она влезает в чужую семью, разрушает ее.
– Но я не переходила ей дорогу, это она вклинилась.
– Женился, значит, пусть живет, там ребенок.

Все эти разговоры, сомнения, короткие встречи продолжались около года, доводя Наташу до изнеможения. С женой Володя все равно развелся, а Наташа почувствовала, что не может не только учиться, но жить ей совершенно не хочется, просто невозможно дальше находиться в таком состоянии, но и бесследное исчезновение ее страшно пугало. Была нелепая и неумелая попытка самоубийства, когда она наглоталась таблеток и сама же сообщила об этом родителям, чтобы они не трогали ее, не мешали ей засыпать. Перепуганный отец вызвал Скорую помощь, нес на руках дочь к машине. А после два месяца в больнице, академический отпуск и очень медленное, мучительное пробуждение интереса к жизни.

Она решила, что в ее жизни никогда больше не будет любви, но университет все-таки окончила. Даже замуж пыталась выйти, но поняла, что не сможет это сделать без любви. Остается только работа? Работа не поглощала ее настолько, чтобы увлечься и забыть обо всем остальном. Она еще сравнительно молода, двадцать пять лет, на нее обращают внимание. Есть и хорошие парни, но чем она может ответить на возможное чувство? А если будет ребенок? Ребенка она будет любить, ведь это будет ее частица, он не уйдет куда-то в неизвестном направлении.  И когда руки ее сослуживца на одной из вечеринок стали особенно настойчивы в танце, она не оттолкнула его. «Ты же хотела ребенка, так почему бы не от него? По крайней мере, здоров и красив, да и неглуп».

И как же было трудно, когда выяснилось, что она действительно беременна, а отцу ребенка ни ребенок, ни Наташа не нужны! Сотрудник ей стал почти нравиться, но не заставлять же его жениться без любви, только из-за ребенка. Продолжать с ним работать в одной лаборатории, как ни в чем ни бывало, тоже невозможно. Да и где она будет жить? Из общежития выселят, дадут ли комнату неизвестно. Просить помощи родителей не хочется, но другого выхода она не нашла, поехала к ним.

Отцу было особенно тяжело принять то, что его любимая дочь, гордость и надежда, стала безмужней матерью-одиночкой. Родители все же смирились, полюбили внука, помогали Наташе его растить. Мальчик хорошенький, смышленый, спокойный. И вдруг болезнь, что-то случилось с коленкой. Диагноз поставили не сразу, пришлось помучиться в разных больницах. Только после операции смогли с уверенностью сказать, что это артрит. Болезнь, редкая у детей и почти неизлечимая.

Мечты о благополучной, безоблачной жизни Петрова уже не вспоминала.  А насмотревшись в больнице на одиноких беспомощных людей, не могущих поднять ни руку, ни ногу, Наташа решила, что у нее будет еще ребенок. Кто знает, как сложится судьба сына, но пусть он будет не один, пусть будет хоть какая-то надежда, что он не останется без помощи.

Второго ребенка, тоже мальчика,  Наталья родила от мужчины, которого любила. Ему она нравилась, но он был женат и не собирался оставлять семью. Отца Наташи уже не было в живых, помогала ей только мать. А тут началась перестройка, нужно было напрягать все силы, чтобы просто выжить.

С большими трудностями, но выжила, вырастила, поставила на ноги обоих сыновей. Даже какое-то подобие семьи попыталась создать. О большой любви Петрова уже не мечтала, но какая-то симпатия должна же быть? Притирались очень нелегко, у каждого сложившиеся привычки, взгляды не всегда совпадают. Какие там идеалы, высокие требования! Не остаться бы опять одной.

Смирялась и прощала очень многое, наверно, и ее было за что прощать. Хозяйка она не очень хорошая, долго жила с матерью, которая готовила все на свой вкус, оставляя Наталье заботы о чистоте квартиры и одежды. Василий  к чистоте не стремился, питаться ему хотелось хорошо,  но денег на питание он не давал, считая, что достаточно овощей, который он выращивает на огороде.

Огород  Петрова не любила, она давно убедилась, что голова у нее работает лучше, чем руки. Всей полученной продукцией распоряжался  Василий, что-то продавал, что-то оставлял на семена. Нередко Наталье приходилось покупать овощи в магазине или на базаре. Поэтому на огород она ездила все реже, да и здоровье стало подводить, болели ноги, спина, участились скачки давления.

Но сыновья живут своей жизнью, внуки от старшего сына уже большие, младший сын жениться не торопится. Никому она, получается, кроме Василия, не нужна. У Василия здоровье тоже ухудшается, был второй инфаркт. Доживают они вместе свои не прямые, не безупречные жизни и радуются, что они есть друг у друга.  А жизнь, если разобраться, очень неплохая штука. Такая, какая есть.


---------------------
* Перфекционизм – это стремление быть безупречным, идеальным во всем. Суть перфекционизма в том, мы предъявляем к себе и другим слишком высокие требования и верим, что они должны с легкостью реализоваться