Грустные мысли об образовании часть 1

Дарима Дамбаева
               
   С 2023 года школы перешли на ФГОС 3-ого поколения, это пока 1 и 5-ые классы, постепенный переход будет в течение нескольких лет. Новые единые программы, а учебников нет, учим пока по старым.
Я так считаю, что мы будем вести со временем шаблонные уроки, то есть практически одинаковые. Сейчас нас заставляют проводить РОВ - разговоры о важном и отчитываться, как провели. Фотоотчёт обязателен.
 Возможно, и неплохие темы РОВ, есть и готовые сценарии этих занятий, видеоролики, презентации, рабочие планы на этот РОВ (есть соблазн использовать готовое и не искать ещё дополнительный материал). У всех учителей они одинаковые.  Весной коллега просила видеоролик и презентацию на РОВ, а другая коллега попросила сценарий РОВ, ссылаясь на большую занятость. 
 Что будет через несколько лет? Как будут рассуждать ребята? К чему готовим?
Школьные мероприятия тоже по шаблону нужно делать, просят уже сейчас и ещё нужно предоставлять отчёты о проделанной работе.
Бесконечные отчёты у учителей, классных руководителей. Некогда с детьми работать, хотя мы должны воспитывать и учить детей, а не развлекать.
Регистрации на различных сайтах, например, «Билет в будущее».
Что даёт эта регистрация ребятам? Ничего, а для нас, учителей, пустая трата времени.  Или регистрация в «Навигаторе».
Или на ЦОК, на Яклассе, РЭШ и так далее, и так прочее. Зачем? Хотя и говорят о том, чтобы уменьшить отчётную документацию, а на деле выходит не так. Очень грустно от того, что мы, учителя, совсем не нужны ни государству, ни обществу.
Что дальше будет?  Когда обратят на нас внимание по – настоящему, не на словах, а на деле?

   Мои ребята уже закончили учиться и поступили почти все  после 9 класса в техникумы. Я понимаю их: в 10 классе делать нечего, учёбы не будет, будет только «натаскивание» на экзамены.
А как читают ребята?  Пробное итоговое собеседование в 2023 году в январе в 9 классах уже показало, какие у нас существуют проблемы в образовании. Не понимают смысл прочитанного, не умеют пересказывать,  только несколько ребят из 15 человек могут изложить содержание текста своими словами.  Не умеют составлять диалоги, ответы односложные, поверхностные, монолога тоже нет. Ребята не знают историю, ни исторических личностей, ни дат, ни событий.
А как сдают экзамены? Не секрет: большинство списывают, бывают и пересдачи, и несданные экзамены. А на уроках литературы в большинстве своём краткий пересказ с интернета. А сочинения как пишут? Поэтому нужно писать работы только на уроке, а не дома.  Они  все списанные. Столько фактических ошибок! Не знают содержание текста, не могут отстаивать свою точку зрения.
Вот недавно было итоговое собеседование по русскому языку 8 февраля. Как оно прошло интересно, все знают.  Один текст ( про М. И. Кутузова) на аудиторию. Конечно, первые ребята, которые зашли  в аудиторию, не знали, о чём текст, а следующие уже ребята знали. Они  прочитали несколько раз, подготовились и к беседе, и к монологу.  Поэтому результат показали неплохой. А в целом учащиеся читают может и неплохо, но не всегда могут составить монологическое высказывание, поддержать диалог. А самое интересное, что нам, учителям, пришлось ставить всем зачёт, даже очень слабым и « мёртвым душам».  Вот как бывает.
Впереди ОГЭ и ЕГЭ, то ли ещё будет!?
Вернусь к вопросу о регистрации учащихся  на различных  сайтах.
Нужна ли она?
  Недавно создали новую организацию РДДМ- Российское движение детей и молодёжи. Создана эта организация в 2022 году. Это общероссийская общественно-государственная детско-молодёжная организация. Это «Движение первых». Руководитель движения Г. Гуров.  Есть много организаций. Например, « Юнармия»,  «Большая перемена», «Орлёнок», «ЮИД», «РДШ»  и так далее, а РДДМ будет всех объединять, их миссия –
 « Быть с Россией, быть человеком, быть вместе, быть в движении, быть первыми», общие ценности- достоинство, дружба, патриотизм. Может и неплохо, хотя уже появляются сообщения о том, что это всё для «галочки», нужно ребёнка зарегистрировать на сайте http://рдш.рф. , зарегистрировали на сайте, затем – тишина и недоумение. Что дальше делать, никто не знает. Просто приказ сверху. Также многие считают, что делают всё для чиновников, не для людей.
На этот проект выделили из бюджета 21 миллиард рублей, и во всех школах будут открываться первые отделения РДДМ. В это движение должны вступить более 18 миллионов детей. Организацией воспитания и досуга членов движения будут заниматься взрослые наставники. Если указывается такая цифра, значит будет не совсем добровольное вступление. Если ребёнок посещает «Юнармию» или  какую- то другую организацию, то он обязан вступить в РДДМ. Об этом говорили в нашей школе, хотя заставлять школьников вступать в движение не будут, но планируют поощрять их активное участие через выдачу путёвок в детский лагерь, санаторий. Какое будущее у РДДМ,  покажет время.
 Что нас ждёт впереди?  Когда учителям прибавят заработную плату? Всё обещают уже на протяжении десятилетий.
Когда отменят ОГЭ, ЕГЭ, ВПР? Отменят ли вообще? Что будет в  образовании?