Моя свекровь, Ксения Михайловна!

Галина Михайлова 5
 Семейные истории.

 Замуж я вышла рано, в 19 лет! Но считала себя взрослым человеком, готовым к семейной жизни и воспитанию детей!

 Случилось все неожиданно быстро, приехала по распределению в Харбино, работать в школе, учитель начальных классов. Это был 1978 год. Мой избранник Василий был на год старше меня. Я не знаю, как бы сложились наши отношения, не появись в  них Лидия, Васина старшая сестра. Лидия Демьяновна старше своего брата на 8 лет, она замужем, жила в Карелии, город Сегежа, мама двоих сыновей Николая и Сергея. Именно Лидия предложила нам пожениться, исключительно по деловой причине: Через неделю мы уезжаем в Карелию, отпуск подходит к концу, пора выходить на работу, Анатолий, главный зоотехник на птицефабрике, я - зам главбуха! Вы надумаете делать свадьбу, через месяц, два, но нас с работы не отпустят! Думайте, решайте! Сделаем все сейчас, поможем вам, спокойно уедем домой!

  Что решать? Время было молодое, любовь, как бурная река, неслась сильнее с каждым днем! Василий ведет меня к себе домой, знакомиться с мамой, Ксенией Михайловной Михайловой. Дома чисто, светло, герани на окнах так и благоухают яркими шапками разного цвета. Ксения Михайловна - пенсионерка, ей 57 лет, маленького роста, подвижная, аккуратная женщина, а коса у этой женщины ниже пояса, такая сильная коса, тяжелая. Я с удивлением смотрела на женщину, которая родила и вырастила мне красивого парня, можно сказать, одна, папа Васин утонул в Вятке, когда мальчику было 8 лет.

  Женщина тоже смотрела на меня с интересом, ей хватило пары минут, чтобы принять решение, Ксения Михайловна пошла в погреб, за земляничным вареньем, чтобы вкусно угостить спутницу своего сына. Василий облегченно вздохнул: Возражений не будет, мама только очень дорогих гостей угощает земляничным вареньем. Получилось так, что доверие Васиной мамы я завоевала в считанные  минуты, но вот удержать это доверие мне не всегда удавалось.

  Свадьба была веселая, гуляли три дня и три ночи, пятницу, субботу и воскресенье. Свадьба была марийская, Лидия помогла мне выкрутиться с подарками, она их заранее приготовила, для всей родни, как положено марийской невесте. Но невеста была русская, конечно же, порядков Кировских мари в Малмыжском районе она не знала. Интересно и то, что после свадьбы жених и невеста были приглашены в каждый дом, все гости готовы были угощать молодоженов, накрывали богатый стол.

  Это была деревня Канамаш в Малмыжском районе, Кировской области. С сердечным теплом я и сегодня вспоминаю всех жителей этой красивой деревни, расположенной на берегу ключевой холодной речки Каксинка. Мама, Ксения Михайловна, меня старательно кормила, когда я приходила после уроков из Харбинской школы. Обед всегда был очень калорийный, мясо из печки во весь чугун, пироги были разными, либо блины! Вазочка с вареньем обязательно красовалась на столе, варенье менялось почти ежедневно. Меня такая забота удивляла и радовала, еще меня сильно удивляли манеры моей свекрови, ее чистота, простота были вперемешку с грацией, красивыми жестами! Откуда у деревенской женщины из забытой глубинки такие приятные манеры, делала она все быстро, чисто и красиво. Большое внимание она уделяла своему и нашему здоровью, ела мелкими порциями, аккуратно, спокойно. Ксения Михайловна была строга ко мне и своему сыну, но в наших спорах всегда поддерживала мою сторону. Откуда такая строгость у женщины маленького роста, красивой и хрупкой? Оказывается, до пенсии наша мама работала в совхозе бригадиром, ей приходилось решать производственные вопросы.

  Я же родом с севера Кировской области, с Тужинского района. Наши люди просты и общительны, хоть в манерах, хоть в поступках. А вот люди юга Кировской области, Малмыжский район, Вятско - Полянский, они более аккуратны, что ли! Поэтому, какое то время в семье своего мужа я чувствовала себя так, я веду урок, а на этом уроке присутствует директор школы, я же очень боюсь ошибиться, хотя хорошо подготовила тему урока. Побаивалась я свою свекровь, никогда с ней не спорила.

 Однажды мы с Ксенией Михайловной вечером пили чай, Василий учился в Малмыже, на  курсах водителя, домой приезжал на выходные. Я и осмелилась задать ей свои вопросы, где и как она научилась так хорошо вести хозяйство, аккуратно одеваться, ухаживать за своими волосами, внешностью? Ксения Михайловна мне все и рассказала.

  Родилась Ксения в 1921 году, 1 июля, в Татарской АССР, в Балтасинском районе. Она единственная дочь у родителей, позднее еще родился братик Лукьян. Жили очень хорошо, родители вели свое хозяйство, были лошади, коровы, овцы, много птицы, гуси, утки, куры. Семья считалась богатой по тем временам, год Ксения уже не помнит, было ей лет так 11 - 12, раскулачили в этот год несколько семей. Приехали люди на лошадях, все забрали в колхоз, а хозяев раскулаченных домов отправили в Кировскую область, за Вятку! Хорошо еще, одну лошадь каждому выделили и минимум вещей на дорогу. Обозов десять хмуро двинулись в неизвестность! Дорога была плохая, точнее, ее не было вообще. Люди с трудом перебрались паромом за Вятку, долго искали место, где обосноваться, еду варили на кострах, где что поймают, рыбу, зайца, делились со всеми тем, что есть. Вот, оказывается, почему в Канамаше такие добрые и дружные люди! Однажды обозы прибыли к реке, небольшая река, но чистая! Увидели, много ключиков бьет из земли! Усталые люди решили здесь сделать свой ночлег, хорошее место для отдыха. Проснувшись утром, люди поразились красотой, уходить с этого места уже не хотелось! В лесу было много грибов и ягод, разных полезных трав: мята, сныть, папоротник! Это наше место, здесь и будем строить свои жилища, - единогласно решили все.

  Работа кипела день и ночь, работали дети и взрослые! Варили на костре общую похлебку. Первые дома были небольшими. Ночью в окна этих домов смотрели волки, лесным обитателям было не понять, что такое происходит! Что за новые порядки появились в лесу?! Уже позднее люди построили современные дома. Деревню назвали Канамаш, это значит место отдыха! Деревня защищена от ветров лесами, вдоль деревни течет быстрая ключевая речка, Каксинка! Место живописное, чистое, много ягод кругом, грибов. Жители деревни завели живность разную, жить стали не хуже, чем в Балтасинском районе! Трудовые руки не дадут человеку умереть, куда бы его не сослали! Так вот откуда и красно - оранжевое стекло на веранде, это от богатого родительского дома, мама Ксении перед дорогой успела спрятать под платье, как талисман на новую жизнь, обронили у дома стекло те, кто кулачили, когда спешно увозили чужое добро! А я с первых дней жизни в доме мужа все гадала, откуда такое красивое стекло на веранде, оно яркий отсвет давало, успокаивало.

  Ксения подрастала, горести постепенно забывались, в школу дети бегали в Каксинвай. Закончила четыре класса и стала работать с родителями в совхозе. За активность ее послали учиться на пчеловода. В хозяйстве была хорошая пасека. Летом 1941 года вышла замуж, за местного парня, неделю не удалось пожить в браке, началась Великая Отечественная война, мужа забрали  на фронт, в 1941 же и похоронка пришла. Осталась молодая женщина одна, с пожилой свекровью стали они коротать свои горестные  вечера. Горе и радости семейные делили на двоих, кусочек хлеба и сахара - тоже. Вот, такое короткое счастье было у моей свекрови!

  После войны началось восстановление разрухи, молодую Ксению руководство совхоза постоянно посылало на лесоповал, детей нет, а то что роста маленького, так все женщины в Канамаше были небольшими. Свекровь тяжело переживала это горе, мало того, что погиб сын, так еще и невестку погубят в лесу! Она очень любила свою добрую невестку, как родную дочь, и придумала свой план, как спасти ей жизнь.
- Ты, дочка, роди себе ребеночка, а лучше не одного, вот тебя и оставят в покое!
Пожалей меня, старую, с кем я останусь, если ты сгинешь!
Хорошее задание красивой женщине, только не в послевоенное время! Где взять мужчину, все погибли на фронте! В деревне женщины - солдатки, старики, да дети!
Да и память о погибшем муже не давала молодой вдове принять такое решение. Долго еще Ксения не решалась выполнить волю свекрови! Произошло все само собой, в рабочее время, по работе, было общение, любовь, не любовь, но родился сын Николай, позднее дочь Лидия. Ксенина свекровь плакала от счастья, она помогала своей невестке растить детей! Дети росли добрыми и красивыми, послушными! Очень благодарна Ксения Михайловна своей свекрови, надоумила на доброе дело, дети в доме, счастье в доме! Семь лет не решалась Ксения на рождение детей, слава Богу, это случилось, благодаря мудрой свекрови.

  Казалось, счастья уже не будет, красивой женщине судьба приготовила одиночество. Но жизнь распорядилась по - другому, в деревню приехал красавец Павел Зайцев, из деревни Кинерь, что находится на границе Малмыжского и Уржумского районов. А приехал он на заработки в леспромхоз. Дело в том, что в окрестностях Каксинвая, центральной усадьбы совхоза Каксинвайский, в те давние времена заготовкой и обработкой древесины занимались три леспромхоза: Саратовский, Комсомольский и Носокский. Вот Павел и приехал на работу в один из них. У него в Малой Шабанке родня жила. Так родственники и посоветовали ему приглядеться к женщине Ксении Михайловой, работящая, умная, красивая. Ничего, что постарше немного, выглядит прекрасно, хозяйка добрая! Павел родню послушал, дом новый с женой поставили, родился сын Василий, богатырь, в отца. Да так, что маме кесарево сечение делали, вес ребенка был 5 кг! Тридцать семь лет ей уже было, врачи боялись плохого исхода!

  Павел был очень рад рождению сына! Жизнь не баловала его радостями, рано остался сиротой, воевал на засекреченной Корейской войне, в начале 50 - ых, что только там не насмотрелся. Подписку давал о неразглашении. И вот радость, семья, жена красавица и умница, сынок родился. Старших детей уважал, как родных. Жили хорошо, много скота в хлевах было: Корова, овцы, поросята, гуси, куры. Гусей в Канамаше все держали, два пруда в деревне было.

  Что тут случилось? Может эхо Корейской войны сказалось? Павел любил показать свою силу, как и многие другие сильные мужчины! Несколько раз он переплывал Вятку на спор, туда и обратно, всегда удавалось! На этот раз тоже переплыл, уже к берегу приближался, попал в воронку. Василию, сыну, исполнилось не так давно, этой весной, 8 лет. Вот откуда суровость у моей второй мамы, мало женского счастья видела она в своей жизни.

  Николай, старший сын уже учился в Кирове, в Сельхозинституте, он как мог, помогал своей героической маме. После окончания института работал в совхозе Каксинвайский агрономом, зоотехником. За хорошие показатели в работе получал премии, купил маме телевизор, швейную машину! Мамины глаза светились счастьем! Лидия подрастала, помогала маме во всем, доила корову, кормила кур, за гусями следила! Жизнь наладилась в семье, но здоровье мамы уже пошло на спад. Ксения перенесла еще одну тяжелую операцию, на желудок, сказались трудности военных и послевоенных лет. Все трое детей всегда заботились о маме, ей довелось пожить и в семье старшего сына Николая, в Сыктывкаре, жила она и у дочери в Карелии, но больше всех она жила с нами, видимо, младший сын Василий, так и остался в ее сердце малышом, которого она очень тяжело рожала!

  Многому меня научила свекровь! Ксении Михайловны давно нет в живых, но я ее поминаю всегда самыми добрыми словами! Спи спокойно, моя вторая мама, строгая, мудрая, мужественная! Твой род продолжает жить, внуки женились, внучки вышли замуж, правнуки подрастают, я им всем расказываю о тебе и о своей маме Екатерине, о том, как вы разговаривали за столом на разных языках, но прекрасно понимали друг друга, потому что одинаково желали счастья своим детям!
У Николая сын Алексей и две дочки, Елена и Марина, у Лидии три сына Николай, Сергей и Олег, у нас два сына, Дмитрий и Павел. Восемь внуков и 13 правнуков. Жизнь прожита не зря, хотя она была такая сложная!

 Фото из семейного альбома, Ксения Михайловна Михайлова, моя свекровь в
 молодости.