2. Как я попала в пожарную

Тамара Белова
       Моя работа.
    Хорошо сейчас говорить, что Качканар город, а вот как он становился городом, как к этому шли…
    Я учитель начальных классов, да школа-то всего одна на горе Долгой. Вторая только что построена и заложен фундамент третей школы, через фундамент которой приходилось перелазить долгое время, как через полосу препятствий, а место болотистое. Вторая школа уже укомплектована, да и работают в ней в основном жёны руководителей будущего комбината. Мне дали совет написать заявление, но уже для работы в третьей школе. Написала, отправила по почте в Нижнюю Туру в районо. Так вот и жду до сих пор ответа. Да вот  кушать - то как хочется. Семья пять человек. Муж работает на строительных работах своего будущего железнодорожного цеха с зарплатой в 120 рублей. Свекровь инвалид с пенсией 40 рублей. Двое ребятишек. И ничегошеньки нет своего. Купить… да много ли накупишь на такие деньги? Вот и пришлось мне искать работу хоть какую-нибудь. Обошла все стройки: «Учительница? Нет, нет, идите в школу». Наконец, соседка посоветовала, что в ВОХР (вооружённая охрана особо важных объектов) требуются постовые на охрану ВВ (взрывчатых веществ) и резервуаров с водой на горе Долгой.

    Барчук заинтересовался сразу мной и сказал, что не солидно отправлять учителя с винтовкой на пост. Вот скоро дадут ставку инструктора профилактики, я вас беру на эту должность, но надо подождать пока приказ придёт.  Пока же проходите инструктаж в учебном комбинате и учите правила по пожарной безопасности. Кто может сейчас понять моё состояние после такой беседы? Что я знаю в пожарных делах? Правда, папа одно время вынужден был после тяжелой операции поработать год начальником пожарки на руднике. Две сивки – бурки, бочка вот и вся техника.

    Были два учебных комбината, где приобретали различные рабочие профессии и каждый, не зависимо на какую он должность поступает на работу, обязан был прослушать первичный инструктаж в учебном комбинате, а потом на рабочем месте.
Директор комбината Дьяченко Виктор Николаевич обратил внимание на то, что у меня педагогическое образование и пригласил на беседу в кабинет. Оказывается, что учебные комбинаты тоже находились в стадии становления и нужны были методисты. Я смутилась и сказала, что я же не знаю, что такое методист и что это за работа, тем более, что я уже прохожу инструктаж в ВОХР. На следующий день Виктор Николаевич пришёл к Барчуку с просьбой, чтобы он меня отпустил, так как здесь я потеряю свою квалификацию. Но Александру Степановичу тоже нужны были грамотные люди: «У меня нет человека грамотного, который бы проводил квалифицированно инструктаж у вас же в учебном комбинате». Вот так я и осталась в ВОХР. Запись в трудовой книжке от 22 марта 1962 года – уволилась 23 января 1969 года.

                Что же я увидела, какое впечатление было?
     Мне показалось, что здесь в этом здании общежитие. Вот судите сами: с торца первого этажа жила семья старшего шофёра Бажутина.  К слову, он почему-то повесился на чердаке этого здания. Кабинет Барчука и его заместителя на втором этаже над его квартирой. Квартира Барчука на втором этаже с торца, сразу за лестничным маршем. Это была трёх комнатная квартира. Было в семье  девочка и мальчик. Возможно, они и теперь живут в Качканаре, так как могилка  отца и матери всегда ухожены и поставлены мраморные памятники.
 
   Большая комната,  по коридору была общежитие: там жили холостые мужчины, в основном шофера. Впоследствии это комната будет красным уголком. С другого торца на втором этаже жил в трёх комнатной квартире заместитель по политической части Сырчин А.И. После его отъезда квартира принадлежала семье Лобанова Павел. Ну чем не общежитие? Квартиры выделялись постоянно для пожарной и постепенно все площади были освобождены.  Теперь эти площади использовались непосредственно под нужды соответствующей службе. В одном разместили склад со спецодеждой и запасными частями для  производства.  Первый завскладом или в должности – старшина, был небольшого роста  мужчина Романов И.И.. После него долгое время работала Лидия Алексеевна  Оспанова.

                С чего началась моя работа
    Как такого отдела профилактики ещё не было. Вот я и появилась первый инструктор - профилактик по предупреждению пожаров. Но где же моё рабочее место? Посоветовались руководители и определили меня к начальнику пожарной части в маленький кабинет. Мой первый начальник  был Ложкин Андрей Ильич. Только что-то у него с Барчуком были трения. Любил Андрюша «закладывать за воротник». Его сменил Попов, но он поработал недолго. Как раз шли военные события на границе с Китаем, у него погиб в этих боях сын. Вскоре ему на смену пришёл Кощеев Николай Васильевич. Вот с ним я и разделяла площадь до тех пор, пока не организовался отдел профилактики. Это был хороший хозяин, навёл порядок в караульном помещении. Внимательно относился к проблемам каждого пожарного бойца. К слову, территория была большая, и он держал поросят в коморке у задней стены ограждения. А дочь Галина и сын Владимир приносили корм для поросят. С Владимиром и Галиной мне пришлось работать на радиозаводе и вообще дружить. Галина работала в бухгалтерии, а Владимир – начальник ремонтно - строительного цеха.

    Первым моим наставником был интеллигент Павел Александрович Степанов. Как раз в это время начали строить жилые дома под № 50, 51, 52, 53, 54, детские садики и школу № 3.  Начальник наш Александр Степанович любил повторять: «Профилактика в пожарном деле главная, если хорошо работают профилактики, то пожарные могут спать».  Вот эти «правила и нормы» мне были вручены для изучения. Как Павел Степанович водил меня по этим объектам и показывал, как должна быть проложена электропроводка, куда и как двери открываются. Ой, ребята, трудно мне было перестраиваться.  «Мама мыла раму, Маша ела кашу» и вот тебе электропроводка. Огнетушитель, как он устроен, как правильно им пользоваться…Степанов был строгим учителем. Убедившись, что я уже могу работать самостоятельно, пустил меня «в свободное плавание». Павел Александрович был коренной Ленинградец, какой судьбой он оказался в Качканаре, я теперь забыла.
    Сказал, что мне можно доверять, экзамен я ему сдала. Его мечта тоже исполнилась, написал заявление об уходе и уехал в Ленинград. Так я стала первым инструктором профилактики. Вскоре прибыл Невельский Станислав Феликсович. Он стал начальником отдела профилактики. 
Скажу, что работа в пожарной мне пришлась сразу по душе: семнадцать часов – иду домой, и голова не болит, что мне надо тетради проверять, конспекты готовить. Пришла с работы, там ждут меня мои дети - я принадлежу только моим деткам, а не чужим.

    Александр Степанович возложил на меня преподавание в ГОК овсом учебном комбинате и Треста «Качканаррудстрой». За это я получала дополнительную оплату - рублей 20-25. Зарплата моя была не велика- 68 рублей в начале, но через год я уже получала 78 рублей. Была я в чине младшего лейтенанта. Носила форму с ремнём через плечо, а в ночные дежурства даже пистолет приходилось носить. В отряд я пришла 27 марта 1962 года, в августе 1962 года меня Барчук отправил на учебу в Пышму на курсы. 23 мужика и я одна среди них. Мужчины жили в общежитии, а мне пришлось жить в красном уголке. К этому времени я уже кое-что соображала в пожарном деле, ведь мне приходилось готовиться к каждому уроку, как в школе, писать конспекты, в зависимости от группы. В моём удостоверении одни «отлично».
Посёлок рос, стройка шла «семимильными шагами», за всем этим нужно было отслеживать. Невельский, Барчук, начальники отрядов тоже все были задействованы на проверке противопожарного состояния вновь строящихся объектов. Они отслеживали   строительство промышленных предприятий, а весь соцкультбыт был возложен на меня. Вот уж и детских садиков несколько. Школы, дворец, клуб и … много уже чего. Поэтому решено было усилить отдел профилактики. Зоя Онучина пришла на постовую службу, я с ней подружилась. Узнала, что у неё среднетехническое образование, тут же попросила её перевести в отдел профилактики. с Зоей мы дружили до самой её смерти. Это была миниатюрная женщина  с русой косой в три ряда на голове. Когда она расчёсывалась, то волос лежал на полу.
 
   Потом ещё была женщина (забыла фамилию). Их на курсы не отправляли. Распорядок дня был таков: с 8 до 16 часов на объектах, а в 16 занятия в кабинете. Я рассказывала о правилах профилактики, а Невельский «пожарное вооружение и тактика». На занятия приглашались начальники отрядов и караулов, которые были на службе в этот день.  За мной так до конца оставались детские садики и школы. Когда я увольнялась, то в отделе профилактики было уже  человек пять.  Зое Аркадьевне достались мои объекты. Позже Зоя ушла на ТЭЦ, где проработала до самой пенсии.

   Я подчеркну, что упор был сделан главным образом на профилактику, то есть знание правил пожарной безопасности. Были на каждом предприятии ВДПО, ЮДП - «Всесоюзное добровольное пожарное общество» и «Юношеское добровольное общество». С юношескими дружинами я проводила занятия и соревнования на территории пожарной. Верите ли, но иногда меня останавливает какой – нибудь молодой человек и называет по имени отчеству.
- А кто Вы, откуда меня знаете?
-Так я же был в команде ЮДП в такой-то школе.

     Ещё вспоминается такой случай. Иду я со своими мальчиками, например, в кино. Со мной встречные люди  здороваются. Ребятишки потом заметили: «Мама, а почему с тобой все здороваются, а с папой нет? Вон дяденька впереди, он тоже поздоровается»?  Поравнялись с дядей, и он тоже здоровается.  Да и по сегодняшний день некоторые «злопамятные» называют меня «пожарница»: «А, пожарница, привет! Как ты, где?  Читаем твои рассказы». Образование у мужчин в пожарной самое что ни на есть «низшее».  Мне  приходилось читать эти самые правила не только в учебных комбинатах, но по предприятиям. Было на всех предприятиях ВДПО – (Всесоюзное добровольное общество). Составлялся план бесед на месяц. Вот так и знал меня весь рабочий люд, ну а начальники особенно.

 ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ http://proza.ru/2023/12/06/914