(Из цикла «Азбука Рима»)
«Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода…
Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи».
(И.Бродский)
Новый год и Рождество связаны нерасторжимо, поскольку есть между ними смысловая связь. Оба праздника означают начало новой жизни. С них и поныне начинается отсчет времени.
С незапамятных времен люди наблюдали солнце и считали его богом, поскольку от него зависела жизнь на земле. Время дня и ночи, время работы и отдыха зависели от солнца. Особо люди отмечали дни, когда солнце словно замирало и стояло на месте. Со временем за этими особенные дни получили название «солнцестояния». Верховным божеством у древних египтян был бог солнца Ра, от которого зависел порядок на небе и на земле. Само имя его означалось иероглифом «Солнце». Изображался он фигурой человека с головой сокола и пылающим солнечным диском в короне. Египтяне полагали, что в дни «солнцестояния» бог Ра замирал, чувствуя недомогание. Но вскоре он оправлялся и возобновлял свое привычное движение по небу. Устраиваемый по этому поводу праздник для египтян означал торжество света над тьмой, победу жизни над смертью. Праздник отмечали, украшая дома вечнозелеными ветками пальм и камышей. Некоторые египетские гробницы специально ориентированы на точку восхода солнца в день зимнего солнцестояния.
Древние неолитические сооружения, типа Стоунхенджа в Великобритании и Ньюгрейнджа в Ирландии также ориентированы на восход и заход солнца в день зимнего солнцестояния.
Народов северных стран солнцестояние предупреждало о наступлении «голодного времени». Пословицы «нет худа без добра; не было бы счастья, да несчастье помогло» могли относиться к этому времени. В дни солнцестояния начинался забой скота, которого трудно было прокормить в зимние месяцы до наступления весны. Потому дни солнцестояния становились праздником, ибо никогда более люди не ели столько свежего мяса. К тому же к этому времени «вызревали» напитки, типа вина и пива, заготовленные в течение тёплого времени года. Чаще всего праздник начинали отмечать в полночь, ибо это время тоже особое, пограничное между ночью и днём.
В греческой мифологии боги и богини встречали как зимнее, так и летнее солнцестояние на горе Олимп. Даже богу подземного мира Аиду было дозволено выйти в этот день на белый свет и подняться на гору.
Древние римляне отмечали солнцестояние праздником под названием Сатурналии в честь Сатурна, который был к тому же богом земледелия. Солнцестояние означало, что скоро земля зацветет и станет плодородной. Римляне по случаю праздника украшали свои дома и храмы ветвями вечнозеленых растений.
Такие поворотные, ключевые события в появлении солнца на небе, как летнее и зимнее солнцестояния, использовались многими учеными мудрецами при составлении календарей. Древнеегипетский календарь, просуществовавший около 4 тысячелетий, был рассчитан по Сириусу, самой яркой звезде тропического небосвода и по летнему солнцестоянию, совпадающему с важнейшим для Египта событием – разливом Нила. Между двумя восхождениями Сириуса проходит 365,25 суток. Поэтому длину года египтяне определили числом 365. Однако незначительная разница в 0,25 долю суток, накапливаясь веками, привела к необходимости совершенствования календарей.
В 45 году до н. э. Юлий Цезарь после девятимесячного пребывания в Египте (См. «Цезарь») привез с собой в Рим астронома и математика Созигена, который помог в составлении нового календаря. Основной датой в нём было 25 декабря - дата зимнего солнцестояния. С той поры Новый год в Риме стали отмечать не 15 марта, как прежде, а 1 января. Этот календарь в Европе получил название Юлианского. Русская православная церковь по сию пору пользуется этим календарем.
Через полтора тысячелетия сдвиг фактического, астрономического солнцестояния составил уже 10 дней. В 1582 году Папа Григорий XIII решил восстановить точное соответствие между сезонами и календарным годом, аннулировав накопленную 10-дневную ошибку. Новый календарь получил название григорианского, по которому мы и поныне отмечаем Новый год. С той поры и появились понятия «старого» (юлианского) и «нового» (григорианского) стиля.
Некоторые исследователи полагают, что на заре христианства праздник Рождества отмечали вместе с празднованием Богоявления или Крещения - 6 января. В IV веке празднование Рождества перенесли на 25 декабря. Прежде в этот день проходил языческий фестиваль солнца. Для христиан всё в природе исполнено духовного содержания, и для верующих солнцем правды на земле стал Христос. Чем выше поднимается солнце, чем ярче его лучи, тем короче тени на земле. Когда же Господь оставляет нас, всё погружается в беспросветный мрак, где бесконечные тени сражаются между собой, словно языческие демоны. Кстати сказать, с IV по XVI век дата празднования была едина для христианского Востока и Запада. В западных странах, в соответствии с Григорианским календарем, Рождество приходится на 25 декабря.
Россия до 1918 года жила по юлианскому календарю, но после революции советское государство ввело «новый стиль». Поэтому у нас Рождество отмечают в ночь с 6 на 7 января по «старому» стилю. Правда, был в истории России период, с 1929 года, когда празднование Рождества вовсе запрещали. Под запретом оказалась даже рождественская елка, которую называли «поповским» обрядом. Со временем запреты сняли, и в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР объявил праздник Рождества 7 января 1991 года нерабочим днем. В иерархии праздников православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Рождеству предшествует 40-дневный рождественский пост. Особая суббота перед самим Рождеством называется рождественский сочельник, а после Рождества следуют святки. Ныне Рождество входит в «новогодние каникулы», которые начинаются от Нового года и продолжаются до Рождества, а то и до «старого Нового года».
В Риме есть особая церковь, связанная с Рождеством Христовым. Созданная архитектором Борромини Капелла волхвов – единственный в Риме храм, посвященный не Святым, а языческим волхвам, которые пришли поклониться новорожденному Младенцу Иисусу и первыми разнесли по четырем сторонам света благую весть о Нём. Волхвы были выбраны Борромини не случайно. Ведь это сокровище архитектурного искусства, словно в шкатулке, сокрыто в глубинах огромного Дворца Пропаганды веры, расположенного по соседству с площадью Испании. Основу строения составил дворец Ферратини. Но уже через несколько лет Конгрегация решила расширить свои пределы. Прикупив соседние здания, папа Григорий XV поручил провести реконструкцию комплекса архитектору Джанлоренцо Бернини. В дальнем крыле сооружения Бернини построил небольшую овальную в плане часовню. Однако новый понтифик Иннокентий Х, недолюбливавший Бернини, перепоручил проведение работ архитектору Франческо Борромини.
(Это обстоятельство дало дополнительные основания для преданий о соперничестве двух великих мастеров. Тем паче, что Борромини возводил здание практически на глазах Бернини, который жил по соседству).
Фасад здания, выполненный в характерной для Борромини манере, воспроизводит непрерывное движение за счет чередующихся выпуклых и вогнутых оконных проёмов, ограниченных мощными пилястрами. Необычная эта постройка почитается одним из самых интересных образцов архитектуры эпохи барокко.
В ходе работ Борромини попытался, было, вписать небольшую часовню Бернини в новый комплекс. Однако в 1660 году он вынужден был снести её, поскольку задуманная им Капелла волхвов была гораздо больше по размерам.
Капелла имеет форм параллелепипеда, однако углы в ней отсутствуют. Потолок, выполненный в виде единого взмывающего вверх свода, словно полотно ниспадает на удерживающие его стены. Вертикальные пилястры, идущие по стенам от пола до потолка, на поверхности свода преобразуются в элегантное сплетение гипсовых, накладных лент, которые создают впечатление бегущих потоков.
Белые поверхности капеллы декорированы элементами в сдержанных, слегка бежевых тонах, создавая иллюзию более просторного и удивительно гармоничного пространства. Этот воздушный зал освещают два ряда окон, прямоугольных внизу и овальных вверху.
Для декорирования капеллы Борромини использовал многие работы из постройки Бернини.
Освятили церковь в апреле 1720 года. Но Борромини завершения работ не увидел, распрощавшись с жизнью в 1667 году. (См. «Первая и последняя работа Борромини).