Новый год, Рождество и Капелла волхвов

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима»)
«Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода…
Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи». 
(И.Бродский)

     Новый год и Рождество  связаны нерасторжимо, поскольку есть между ними смысловая связь. Оба праздника означают  начало новой жизни. С них и поныне начинается отсчет времени.
    С незапамятных времен люди наблюдали солнце и считали его богом, поскольку от него зависела жизнь на земле. Время дня и ночи, время работы и отдыха зависели от солнца. Особо люди отмечали дни, когда солнце словно замирало и стояло на месте. Со временем за этими особенные дни получили название  «солнцестояния». Верховным божеством у древних египтян был бог солнца Ра, от которого зависел порядок на небе и на земле. Само имя его означалось иероглифом  «Солнце». Изображался он фигурой человека  с головой сокола и пылающим солнечным диском в короне. Египтяне полагали, что в дни «солнцестояния»  бог Ра  замирал, чувствуя недомогание. Но вскоре он оправлялся и возобновлял свое привычное  движение по небу. Устраиваемый по этому  поводу праздник для египтян означал торжество света над тьмой, победу жизни над смертью. Праздник отмечали, украшая  дома вечнозелеными ветками пальм и камышей. Некоторые египетские гробницы специально ориентированы на точку восхода солнца в день зимнего солнцестояния.
     Древние неолитические сооружения, типа  Стоунхенджа в Великобритании и  Ньюгрейнджа  в Ирландии  также  ориентированы на восход и заход солнца в день зимнего солнцестояния.
     Народов северных стран солнцестояние предупреждало о наступлении «голодного времени».  Пословицы «нет худа без добра; не было бы счастья, да несчастье помогло»  могли относиться к этому времени.  В дни  солнцестояния начинался забой скота, которого трудно было прокормить в зимние месяцы до наступления весны.  Потому дни солнцестояния  становились праздником, ибо никогда более  люди не ели столько свежего мяса.  К тому же к этому времени «вызревали» напитки, типа вина и пива, заготовленные  в течение тёплого времени года. Чаще всего праздник  начинали  отмечать в полночь, ибо это время тоже особое, пограничное между ночью и днём.
   В греческой мифологии боги и богини встречали как зимнее, так и летнее солнцестояние на  горе Олимп. Даже богу подземного мира Аиду  было дозволено выйти в этот день  на белый свет и подняться на гору.
   Древние римляне отмечали солнцестояние праздником под названием Сатурналии в честь Сатурна, который был к тому же богом  земледелия. Солнцестояние означало, что скоро земля зацветет  и станет плодородной. Римляне по случаю праздника украшали свои дома и храмы ветвями вечнозеленых растений.
   Такие поворотные, ключевые события в появлении солнца на небе, как летнее и зимнее солнцестояния,  использовались  многими  учеными мудрецами при  составлении календарей. Древнеегипетский календарь, просуществовавший  около 4 тысячелетий, был рассчитан по Сириусу, самой яркой звезде тропического небосвода и по летнему солнцестоянию, совпадающему с важнейшим для Египта событием – разливом Нила. Между двумя восхождениями Сириуса проходит  365,25 суток. Поэтому  длину года египтяне определили числом  365.  Однако незначительная разница в 0,25 долю суток, накапливаясь веками, привела к необходимости совершенствования календарей.
     В 45 году до н. э.  Юлий Цезарь  после девятимесячного пребывания в Египте  (См. «Цезарь») привез с собой в Рим   астронома и математика Созигена, который помог  в составлении нового календаря. Основной датой в нём было 25 декабря -  дата зимнего солнцестояния. С той поры Новый год в Риме стали отмечать не 15 марта, как прежде, а 1 января. Этот календарь в Европе получил название Юлианского. Русская православная  церковь по сию пору пользуется этим календарем.
   Через полтора тысячелетия  сдвиг фактического, астрономического солнцестояния составил уже 10 дней.   В 1582 году Папа Григорий XIII  решил восстановить точное соответствие между сезонами и календарным годом, аннулировав накопленную  10-дневную ошибку. Новый календарь получил название григорианского, по которому мы и поныне отмечаем  Новый год. С той поры и появились  понятия «старого» (юлианского) и «нового» (григорианского)  стиля.
    Некоторые исследователи полагают, что на заре  христианства  праздник Рождества отмечали вместе с празднованием Богоявления или Крещения - 6 января.     В  IV веке празднование Рождества перенесли на 25 декабря. Прежде  в этот день проходил языческий фестиваль солнца. Для христиан всё в природе  исполнено духовного содержания, и   для верующих солнцем правды на земле стал Христос. Чем выше поднимается солнце, чем ярче его лучи, тем короче тени на земле. Когда же Господь оставляет нас, всё погружается в беспросветный  мрак, где бесконечные тени сражаются между собой, словно  языческие демоны. Кстати сказать, с IV по XVI век  дата празднования была едина для христианского Востока и Запада. В западных странах, в соответствии с Григорианским календарем, Рождество приходится на 25 декабря.
    Россия до 1918 года жила по юлианскому календарю, но после революции советское государство ввело «новый стиль». Поэтому у нас Рождество отмечают в ночь с 6 на 7 января по  «старому»  стилю. Правда, был в истории России период, с 1929 года, когда празднование Рождества вовсе запрещали. Под запретом оказалась даже рождественская елка, которую называли «поповским» обрядом. Со временем  запреты сняли, и в  декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР объявил  праздник Рождества 7 января 1991 года нерабочим днем. В иерархии праздников  православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Рождеству  предшествует 40-дневный рождественский пост. Особая суббота перед самим Рождеством называется  рождественский сочельник, а после Рождества  следуют святки. Ныне  Рождество входит в «новогодние каникулы», которые начинаются от Нового года и продолжаются до Рождества, а то и до «старого Нового года».
   В Риме есть особая церковь, связанная с Рождеством Христовым. Созданная архитектором Борромини Капелла волхвов – единственный в Риме храм, посвященный не Святым, а языческим волхвам, которые пришли поклониться  новорожденному Младенцу Иисусу и первыми разнесли по четырем сторонам света благую весть о Нём. Волхвы были выбраны Борромини не случайно. Ведь это сокровище архитектурного искусства,  словно в шкатулке, сокрыто в глубинах огромного Дворца Пропаганды веры, расположенного  по соседству с площадью Испании. Основу строения составил  дворец Ферратини. Но уже через несколько лет Конгрегация решила расширить свои пределы. Прикупив соседние здания, папа Григорий XV поручил провести реконструкцию комплекса архитектору Джанлоренцо Бернини. В дальнем крыле сооружения Бернини построил небольшую овальную в плане часовню. Однако  новый понтифик Иннокентий Х, недолюбливавший Бернини, перепоручил проведение работ  архитектору Франческо Борромини. 
    (Это обстоятельство дало дополнительные основания  для преданий о соперничестве двух великих мастеров. Тем паче, что Борромини возводил здание практически  на глазах Бернини, который жил по соседству).
    Фасад здания, выполненный в характерной для Борромини манере, воспроизводит  непрерывное движение за счет чередующихся выпуклых и вогнутых оконных проёмов, ограниченных мощными пилястрами. Необычная эта постройка почитается одним из самых интересных образцов архитектуры эпохи барокко.   
    В ходе работ Борромини попытался, было,  вписать небольшую часовню Бернини в новый комплекс. Однако в 1660 году он вынужден был снести её, поскольку задуманная им Капелла волхвов была гораздо больше по размерам.
    Капелла имеет форм параллелепипеда, однако углы в ней отсутствуют. Потолок, выполненный в виде единого взмывающего вверх свода, словно полотно ниспадает на  удерживающие его стены. Вертикальные пилястры, идущие по стенам от пола до потолка, на поверхности свода преобразуются в элегантное сплетение  гипсовых, накладных лент, которые создают впечатление  бегущих  потоков.
   Белые поверхности капеллы декорированы элементами в сдержанных, слегка бежевых тонах,  создавая  иллюзию  более просторного и удивительно гармоничного пространства. Этот воздушный зал освещают два  ряда окон,    прямоугольных внизу  и овальных вверху.
    Для декорирования капеллы Борромини использовал многие работы из постройки Бернини.
   Освятили церковь в апреле 1720 года. Но Борромини  завершения работ не увидел, распрощавшись с жизнью в 1667 году. (См. «Первая и последняя работа Борромини).