Мои Соловки

Алевтина Рябитченко
                Мои Соловки
   Хочу продолжить тему, начатую мной в предыдущем произведении, тему паломничества. Как я и писала, тема это очень большая и значимая в моей жизни. Как я шла к паломничеству, я уже написала, а теперь мне хочется остановится на тех святых местах, которые запали мне в душу, которые стали мне родными, и которые я надеюсь посещать, как только будет у меня возможность.
   И начать я хочу с Соловецких островов.
Соловки в моей жизни появились еще в 80-е годы, я всегда любила путешествовать, и вот одно мое путешествие по Карелии, могло в себя включить Соловецкие острова, но не сложилось, а может быть и не должно было сложиться, мое время еще не пришло. Уже несколько раз слышала такие высказывания, что не всегда получается с первого раза у человека поехать, если он не готов еще к такой поездке. Причем причины очень разные, вплоть до того, что опоздания на поезд, или самолет, или шторм на море, или еще что-то. У каждого свое.
Еще один раз было путешествие на корабле по Белому морю, очень впечатлительное, тогда я впервые увидела северное сияние, почувствовала, что такое Север. Но Соловки еще не могли войти в мою жизнь, но уже тогда Белое море стало мне близким, как-то особенно дорогим (и это несмотря на то, что я человек южный и люблю юг и теплые моря).
   Немного истории и географии больше, наверное, для тех, кто хочет понять, что такое Соловки.
История Соловков уникальна, как уникальна и природа. Понять все это с одного раза невозможно. Но все по порядку.
Соловецкие острова это, архипелаг в Белом море, расположен на входе в Онежскую губу, крупнейший по площади архипелаг Белого моря. Площадь — 347 км;(это чуть меньше, чем Германия, но больше Финляндии)
Соловецкие острова состоят из шести крупных островов:
1. Соловецкий (Большой Соловецкий) — 246 км;
2. Анзерский, или Анзер — 47 км;
3. Большая Муксалма — 17 км;
4. Малая Муксалма — 0,57 км;
5. Большой Заяцкий — 1,25 км;
6. Малый Заяцкий — 1,02 км;
   Но еще в архипелаг входит более ста малых островов, которые разбросаны в море и связаны между собой только водой летом и льдом - зимой. Между ними нет мостов, дамб и прочих современных сооружений. Только море и стихия.
   Сейчас это историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
Поражает воображение здесь все: природа, архитектура, люди.
Первые следы человека датируются VI тысячелетием до н.э. Существуют свидетельства пребывания саамов и карелов. В XII и XIII веках на архипелаг впервые приезжают русские.
В 1429 году на Соловки для молитвенного уединения прибывает старец Савватий и молодой инок Герман. Спустя 6 лет Герман отправляется на материк. В это время Савватий, почувствовавший близкую кончину, также покидает Соловецкий архипелаг, чтобы причаститься. Спустя год на Соловки возвращается Герман, но уже вместе с иноком Зосимой.
Датой основания монашеского поселения считают 1436 год — время появления на Соловках преподобного Зосимы. В 1479 году Иваном III пожалована грамота, и уже далее идет развитие монастыря и всего острова. Хотя уже до этой грамоты построены три деревянные церкви.
Петр I и другие монаршие особы неоднократно посещали эти места.
На островах сохранилось множество археологических памятников, острова были связаны с Русско-Шведскими войнами.
Беломорская кампания — эпизод Крымской войны, очень серьезно коснулся Соловецкого острова, и монастыря. Несмотря на то, что основным действием Крымской войны, был Черноморско-Азовский регион, отдельные боевые столкновения происходили и на других морских границах России, в том числе есть очень значимые действия, происходившие непосредственно у монастыря.
Британия, сражавшаяся на стороне Османской империи, не упустила возможности свести счеты с Россией. Но она, в отличие от турок, сосредоточившихся в Крыму, предпочитала разбираться в акватории Белого и Баренцева моря.
Архимандрит Александр, настоятель Соловецкого монастыря в это время, вместе со всей губернией готовился к встрече врага. Кроме заключенных тюрьмы и инвалидов, на островах проживало еще около 200 монахов и примерно 350 прихожан-поселенцев. К сожалению, в обители почти не было вооружения. Британцы не заставили себя долго ждать, они подошли к острову. Командующий английской эскадрой требовал немедленной капитуляции крепости. Но всеми было принято решение держать оборону.
Британские корабли открыли огонь и стреляли по Соловкам не менее девяти часов подряд. По приблизительным подсчетам за время бомбардировки англичане сделали от полутора до двух тысяч залпов. Все было в дыму, англичане думали, что разгромили крепость. Однако серьезных и непоправимых повреждений монастырю они так и не нанесли. Утром дым и туман развеялся и Соловки показались во всей красе, целыми и невредимыми. Все жители Соловков остались целы. Следы этой бомбардировки можно увидеть и сейчас. Ну не чудо ли?
Когда ходишь по монастырю, видишь и слышишь рассказ о всех этих событиях, соприкасаешься с мощью и могуществом не только стен, но и чего-то большего, и остается только быть гордым за наших людей, которые не сдавались врагу и не сдавали наши земли. А еще понимаешь защиту сверху. И все это ты ощущаешь, находясь на острове и прикасаясь к этому могуществу. И я, когда ко всему этому прикоснулась, то очень явно поняла, насколько сильна защита нашей России и она выражается не только в духовной стойкости наших людей, но и в вере. Мы верим, что наши молитвы услышаны, а святые, которыми богата наша земля, все время с нами. И я это чувствую, и это понимание приходит, когда ты находишься в таких сильных и значимых местах.

Для чего люди приезжают на Соловки? Для чего я туда приехала? Несколько раз задавала себе этот вопрос, но окончательно так и нет ответа. В юности, наверное, хотелось романтики, увидеть Север, потом, зная весь сложный период, хотелось посмотреть и понять, как люди все это выдержали. А затем пришло понимание святости этих мест, и захотелось к этому прикоснуться.
Мое путешествие изначально не планировалось. Я просто пришла на экскурсию от Московского Долголетия в Богоявленский (Елоховский) собор, там познакомилась с экскурсоводом этого собора и о чудо, получила приглашение совершить паломническую поездку на Соловки.
На тот момент паломничество еще не было для меня так близко, как оно потом вошло в мою жизнь. Я в тот момент и представить не могла, как эта поездка изменит меня, мои интересы и как все это будет мне близко и дорого. Но это случилось, и должно было случиться. И я очень рада, что все круто изменилось. Хотя сейчас я понимаю, что к этому я шла всю свою жизнь. И что еще так много предстоит сделать, и столько еще надо познать, и успеть. И дай бог сил и здоровья на все это.
Но дальше еще про Соловки. Как я уже заметила, что сюда я попала два раза. И даже мысли не было, чтобы не сходить на плановую экскурсию, или куда-то не поехать. Все здесь свято и ко всему хочется прикоснуться снова и снова. Или как говорят местные в хорошем смысле этого слова «осоловеть».  Не знаю, случилось это со мной или нет, но буду рада сюда возвращаться снова и снова, если мне будет позволено.

В то же время хочется описать и природу этих мест, она настолько неоднородна и замечательна, что диву даешься, как это все растет в таких суровых условиях, когда совсем рядом северный полярный круг и острова, с совсем с другой растительностью.
Многие приезжают сюда именно за этим. Любоваться закатами на берегу Белого моря, смотреть на них не отрывая глаз, и все время они будут разными. Гулять по монастырю, быть в храме, слушать крики чаек. А они на Соловках особенные. Серебристые соловецкие чайки окружают корабль, когда он еще только подходит к острову и не отпускают его до самого берега. Монастырь их основное место жительства. Это их дом. Здесь они высиживают яйца, вырастают и пребывают, а осенью улетают. Представить монастырь без чаек невозможно. Это что-то исключительное, но очень характерное для монахов, живущих здесь.
Привлекают острова еще и своей тишиной, здесь очень мало машин (попасть сюда можно только по морю), нет городской суеты. Поэтому в основном приходиться ходить пешком, ну или пользоваться велосипедом, которые есть в прокате. Хочу отметить, что самокатов я пока не видела, наверное, дороги не позволяют на них ездить.
Есть лодки и интересные экскурсии по каналам, которых очень много, и я смогла прикоснуться и увидеть лишь малую часть.

Грандиозная и уникальная озёрно-канальная система является еще одной из главных достопримечательностей не только Соловецкого острова, но и всей нашей страны. Изначально эта система создавалась, чтобы обеспечить питьевой водой Соловецкий мужской монастырь. Но позже каналы стали использоваться и для перевозки грузов. Рек здесь нет, но есть множество озер, которые находятся на разных уровнях, которые достигают порой несколько метров.
Всё это заметил в XVI веке игумен Филипп, именно благодаря ему Соловецкий монастырь за короткий срок стал богатейшим центром северного Поморья, а сам Филипп впоследствии стал московским митрополитом по предложению Ивана Грозного. Именно при нем были выкопаны первые каналы и 78 озер соединили, замечу вручную. Вода пошла в Святое озеро прямо к стенам монастыря. Озеро это и сейчас поражает нас своей красотой и питает водой.
Пользоваться моторными лодками на острове запрещено. Когда мы решили прокатиться по системе каналов, то сразу и не понимали, как это все будет. А все очень экологично. Маленькие лодочки, большие просто не пройдут по каналам, снабжены электрическим, практически беззвучным мотором. И тишина вокруг, и не понимаешь, как лодка движется. И только видишь скольжение по воде. Каналы уникальны. Природа вокруг замечательная. Настолько все прекрасно и волшебно, что петь хочется. Мы делаем фото, снимем видео. Настроение у всех приподнятое.
Видео с этих экскурсий и не только с этих можно посмотреть на моем канале в Ютубе «Путешествуем с Алевтиной»

Не очень хочется писать о тех тяжелых временах, которые коснулись этих мест в начале 20-го века. Хотя, конечно, немного надо и этого коснуться. В этом году на островах шли сьемки фильма СЛОН. Передать то состояние, которое коснулось меня во время этих сьемок, очень трудно. Я выходила из монастыря, и вдруг понимаю, что прохожу мимо солдат или часовых, которые охраняли вход в монастырь. Внутри что-то перевернулось, я вдруг воочию представила то тяжелое время и даже вроде переместилась туда. По коже побежали мурашки и стало страшно. Это состояния даже вернулось сейчас, когда я сижу за компьютером и пытаюсь все это описать. Заговорила с часовыми, сказала им, что мне страшно. Услышала в ответ: «А как нам?» Очень тяжелый эпизод получился, очень волнительный. Думаю скоро этот фильм увидим на экранах.
Ну если писать о страшных временах, то не могу не остановиться на одном уникальном и то же время страшном месте, это Церковь Вознесения Господнего на Секирной горе.
Скит на горе был основан в XIX веке. В 1860—1862 годах был возведен храм, особенностью которого, является наличие маяка в верхнем ярусе над куполом, маяк этот является самым высоким на Белом море.
В 1904 году во Франции заказали для маяка линзы из отполированного горного хрусталя – так называемые линзы Френеля. Источником света для них стала электрическая лампочка, которая питалась от дизель-генератора. Принципиально с 1904 года схема не поменялась. Линзы до сих порте стоят те же самые, а лампы меняют по мере перегорания. Вот такие вещи делали не только на года, а и на века. И радиус луча у маяка достигает 43 километров. Монахи не приветствуют чужих людей в своей жизни, поэтому обслуживают этот маяк самостоятельно.
Изначально этот храм проектировался и строился с учетом того, что он будет нести два света: духовный и мирской. Так и несет до сих пор.
В советское время скит и храм находился в ведении военных, здесь жили смотрители маяка. Во времена репрессий здесь находился штрафбат, совершались одиночные и массовые расстрелы.
Секирка была страшным местом, где на двух этажах содержались приговоренные к карцеру, и ожидающие расстрельного приговора. Зима, гора на острове в Белом море. Это Север, отопления нет, вокруг снег, одежду при себе иметь нельзя, только белье. Еды практически нет, иногда и два, и три дня. Спали друг на друге, чтобы не замерзнуть, по несколько человек вверх. Некоторые не выдерживали и или замерзали, или погибали под тяжестью верхних тел.
И вот когда ты обо всем этом слышишь, а потом заходишь внутрь, где сейчас ничего не напоминает о тех страшных днях, то понимаешь, насколько это все невыносимо и свято, и кроваво. Не смогла на этом факте не остановиться и не написать.
 
Еще о чем мне хочется написать особо и описать все мои ощущения, так это остров Анзерский (Анзер) — второй по величине остров в составе Соловецкого архипелага после Соловецкого.
Большая часть острова покрыта болотами, поросшими сосной. Имеется множество озёр. На острове были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме — Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа (высота 64 метра).
"Сей святый храм построен еще первым основателем этого Распятского скита – преподобным иеросхимонахом Иисусом в 1714 году во имя распятия Господа нашего Иисуса Христа и поставлен был на горе, на место коего поставлен там каменный в 1833 году при архимандрите Досифее, а сей перенесен сюда в то время и освящен во имя Воскресенья Христова в 1856 году"
Много историй связано с этим островом. Не буду пересказывать их, а напишу и опишу свои ощущения.
Я на Соловках уже второй раз, но в первый раз меня экскурсовод на Анзер не взяла, сказав, что не пройду, не осилю, что не возьмет и не проситься. Сказать, что я расстроилась, так это ничего не сказать, расстроилась до слез. Но пришлось смириться, иначе здесь нельзя. И это было очень многозначительно.
И вот снова я на островах, и снова в голове мелькает мысль, поеду я на Анзер или опять не возьмут. Очень серьезно говорю с экскурсоводом, и получаю одобрение и фразу: «С Божьей помощью все получится». Ехать страшно, но я встаю утром, трясусь в маленьком автобусе, в котором всех нас, паломников, везут на причал. Всегда волнительно, а как погода, а вдруг ветер или волна и тогда экскурсию могут отменить. Но все нормально, иногда проглядывает солнце, но ходят тучи, волны практически нет. И мы все отправляемся в свой путь, который все ждали и, наверное, каждый в свой путь. Публика разнообразная, мужчины, женщины, но детей не видела. Кто-то сказал накануне, что идти лучше молча, а еще лучше с молитвой.
Водная гладь преодолена, и берег близко, корабль встает на якорь и нас начинают на маленьких лодках перевозить на берег. Берег каменистый, скользкий. Я испытываю испуг, смогу ли выйти из лодки, а первоначально и сесть в нее. Но вижу, перед собой много рук помощи и понимаю, я не одна со мной мои паломники, и капитан, и матросы, и главное, я думаю, Бог, все с Божьей помощью, все будет преодолено.
Я не успела подумать и уже была на берегу.
Что испытываешь, спускаясь на эту святую землю, не смогу передать. Это и счастье, и страх перед сложной, трудной дорогой, а впереди 12 км (а в реалии получилось больше, смотрели по нескольким шагомерам). И, конечно, в сердце все рассказы и знания, которые уже есть, и думы о том, что еще предстоит услышать и увидеть.
И вот мы двигаемся в глубь острова. Дорога сложная, каменистая, иногда лежат лаги через болото. Начинается мелкий дождь. Дорога становится мокрой и скользкой. Но движение не останавливается, а только усложняется. Мы все идем молча, каждый в своих думах. Помним, что разговаривать не рекомендуется. Только можно услышать вопрос: «Алевтина, ты нормально?» Да, я нормально, только думаю, что должна пройти и дойти, пути назад нет, только вперед. Срезать тоже нельзя. Если ты решился посетить это место, то только пешком и только вперед.
Дождь усиливается, мы идем первые 3 км до первого скита и первой остановки. И вот уже есть небольшой перерыв и несколько скамеечек, на которые сесть невозможно, все мокрое. Кто-то не выдерживает и садиться. У меня другая проблема. Недалеко от скита, я поскользнулась и упала. Падала я как в замедленной съемке, очень медленно и, наверное, красиво. Как будто кто-то меня поддержал и не дал рухнуть. Подняли меня так быстро, что я и не поняла ничего. Все сказали, что ангел хранитель был со мной, спасибо ему. Но теперь надо было что-то придумать с мокрыми ногами. Задачу решила, надела сухие носки, сверху бахилы и потом мокрые кроссовки. Замечу, что лучшая обувь все-таки кроссовки, не сапоги.
Идем дальше. Небо становиться более приятным, и когда подходим горе Голгофа выглядывает солнце. И так спокойно и легко, что горы хочется свернуть. Всю дорогу с нами экскурсовод Галина, рассказывает обо всем, что здесь происходило и что сейчас происходит. Здесь жили и живут великие схимники и великие постники. Прикасаемся ко всему, к чему можно, ставим свечи, читаем молитвы.
И вот уже последние 3 километра светит солнце, становится жарко для этих мест, мы идем к другому причалу, куда должен подойти наш корабль, чтобы отправиться в обратный путь. Я успокоилась, поняв, что этот путь пройден и можно готовиться к новому, если такой будет. А сюда, если получиться вернуться, обязательно вернусь.
Что получили за это время – очень много. Я понимаю, что, если бы эта поездка была в прошлый раз, она не была для меня такой значимой и такой ответственной. Да, ответственной. Мне надо было не только преодолеть расстояние, но и понять путь тех святых, которые были на этом острове, узнать о сложностях в 20-м веке, и сказать всем спасибо, кто был со мной рядом и помогал мне.

Пишу на одном дыхании и понимаю, что коротко не получается. Столько еще хочется рассказать обо всем, столько еще поведать…

В первый раз, вместо острова Анзер я поехала в более легкую экскурсию на Большой Заяцкий остров, четвёртый по величине из шести основных островов Соловецкого архипелага, он совсем не похож на Соловецкий, но размеры внушительные, находится юго-западнее и на этом острове расположены Андреевский скит и Каменные лабиринты. Сердце замирало, что там есть, что можно посмотреть. Добирались мы по морю, была небольшая волна, дул свежий ветер, настроение отличное. Катер с именем Святителя Николая, добавлял в наше путешествие какое-то особое волнение. Путь показался очень легким, и вот мы уже на берегу, и сразу поражает кажущаяся пустота, и ты понимаешь, что это Север. На эти острова зимой ходят на лыжах, и не вериться, что так отличается природа. А еще слушаем рассказ, почему Заяцкий. Изначально проскакивало слово Заячий. И соответственно спрашиваем про зайцев и понимаем, что зайцы тут не водятся.

Есть несколько интересных версий названия островов. Одна из них - там устраивали свою стоянку морские зайцы (один из видов Беломорских тюленей). И более интересная версия связана с перестройкой в камне Соловецкого монастыря в XVI веке при митрополите Филиппе, игумене монастыря. Именно тогда и был сделан знаменитый филипповский кирпич, обладающий высокой прочностью, и предполагают, что в него добавляли яйца северных птиц, которые гнездились на Заяцком острове в большом количестве. И монахи ездили туда ЗА ЯЙЦАМИ, отсюда и аналогия - ЗаЯЦКИЙ.
Вообще Заяцких островов два - большой и малый. Посещают обычно большой.
На этом острове нет такой природы, как на Соловецком, тут настоящий север, карликовые березы, нет рек и озер, пейзаж приполярной тундры. Но именно все это и становиться интересным для фото и видео. Опять много идем, много слушаем и созерцаем. На острове есть храм, заходим туда.  И затем опять корабль, море и путь на Соловецкий остров. Ходить можно только по тропинкам и деревянным дорожкам. Природа очень ранима, и можно все вытоптать и тогда нечего будет смотреть.
Почти на каждом острове мы видим кресты, в прошлом монахи ставили такие кресты на каждом острове в Белом море, и кресты служили ориентирами - косая перекладина всегда указывает верхним концом на север. Я о таком никогда не слышала ранее.
Достопримечательностью острова является и каменная гавань, которая была сооружена на Большом Заяцком острове в середине XVI века. Восточная стена гавани длинная, она уходит далеко в море и заканчивается пристанью.
Эта каменная гавань была надёжной защитой для парусных судов, которые приходили на остров из Архангельска и вынуждены были останавливаться здесь, дожидаясь попутного ветра. И как говорят отсюда пошло выражение «ждать у моря погоды». Монастырские мореплаватели, приходившие на Заяцкий остров с Большого Соловецкого острова, также укрывались в гавани, если была в этом необходимость.

Все это малая часть того, что можно увидеть. Есть музеи, есть интересные экскурсии по острову, интересные истории жизни как святых, так и простых людей.
Ну а главное, конечно, прикоснуться к святыням, и встретиться с Богом. Кто-то это чувствует так близко, что уже не может уехать отсюда (я встречала таких людей), а кто-то приезжает сюда снова и снова в паломнические поезди, или потрудиться, кто-то несет послушание. Но все эти люди полюбили Соловки, и главное любят Бога, иначе здесь нельзя.
На острове живут и монахи, и обычные люди. Зимой связь только по воздуху. Летом по морю. Зимой тоже можно по морю, когда встанет лед. Есть школа, мед пункт, есть кафе, гостиницы. Люди там особенные, может мне так показалось, но не хочу думать по-другому.
Соловки для меня стали чем-то особенным. Я надеюсь, туда вернуться.

                август 2023 год