Хитрый Касмарт

Инна Раздольская
Жил да был пастух и звали его Касмарт. Однажды знойным летним днём пас он овец и вдруг его сморил такой крепкий сон, какой бывает, когда его насылают злые духи. «Ничего страшного не случится, если я немножко вздремну», - подумал Касмарт, залез в дупло широкого дуба и захрапел.
Долго ли коротко ли он спал, проснулся, глядит, а овец-то нет – пропали все до единой. Схватился за голову Касмарт – хозяин овец злой и жадный бай с него голову снимет. Думал-думал пастух, что делать и решил не возвращаться домой, а пойти куда глаза глядят.
Шёл он, шёл и пришёл в незнакомый аул. Постучался в один дом – не открывают, постучался в другой – то же самое. «Куда все подевались, - думает пастух, - наверное, случилось что-то». Вдруг видит, возле одной избы на завалинке старик сидит – древний как отроги Уральских гор. Подошёл к нему Касмарт – что, дескать, случилось, спрашивает, почему нет никого.
– Вот уже полгода, как сюда каждый день приходит злобный великан дэв, - молвил старик, - и требует отдать ему на съедение человека или же трёх баранов. За это время он съел всех наших баранов и овец, а также коз, коров и лошадей. Пришёл наш черёд, вот все и разбежались кто куда.
– А чего ж ты не ушёл, отец? – спрашивает его Касмарт.
– Да куда мне! – махнул рукой старик. – И потом двум смертям не бывать, а одной не миновать. А вот тебе, милый человек, ещё жить да жить, уходи-ка ты подобру-поздорову, скоро дэв сюда пожалует!
– Некуда мне идти, - вздохнул Касмарт и поведал старику про свою беду.
– Это дэв украл твоих овец, вот проглот! – старик погрозил клюкой в сторону гор, откуда обычно приходил дэв.
– Тогда я тем более должен остаться, может, овец удастся вернуть!
– Оставайся коли так хочешь!
Переночевал Касмарт у старика, а утром, едва рассвело, пришёл в аул дэв. Смотрит – нет никого, будто вымерли все. Понял дэв, что жители в страхе разбежались, разозлился и давай крушить всё подряд. Шёл он по аулу, сметая всё на пути, вырывая с корнем деревья и ломая дома. И вот подошёл к дому старика, только хотел ударить по нему, глядит, а оттуда кто-то выходит.
– Кто ты такой и почему не убежал, как все остальные? – заревел дэв, предвкушая сытный обед.
– Я – Касмарт, а не убежал потому, что не могу дедушку бросить.
– То, что о дедушке заботишься, это хорошо, - уважительно сказал дэв. – Пожалуй, за это я тебя съем так, что ты и не почувствуешь!
– Не съешь! – усмехнулся Касмарт.
– Это ещё почему? – удивился дэв.
– Да потому! Пока ты меня будешь есть, пещера твоя сгорит, а вместе с ней и твоё добро и твоя жена. Ты ведь, уходя, огонь в очаге забыл потушить!
Выругался в сердцах дэв и со всех ног помчался к своей пещере. Бежит и думает: «Какая жена, нет у меня никакой жены, да и огонь в очаге я сегодня не разводил!». Тут только понял дэв, что перехитрил его Касмарт, сплюнул от злости на самого себя, и обратно в аул пошёл.
А Касмарт тем временем накопал в огороде червей, сунул их в карман и сел на завалинку дэва поджидать.
Вскоре явился дэв, запыхавшийся от быстрой ходьбы.
– Ну как, - спрашивает его Касмарт, - ничего не сгорело?
А дэву не хочется признаваться в том, что Касмарт его вокруг пальца обвёл:
– Нет, - говорит, - всё в порядке!
– А раз так, может, пощадишь нас? Я же тебе помог?
– Ты-то да, - нехотя согласился дэв, - а дедушка твой мне ничем не помогал. Вот его-то я и съем!
– Съешь его, себе хуже сделаешь! – предупредил его Касмарт.
– Это почему же?
– Старый он уже, больной, заметил я на днях, что черви в нём завелись!
– Врёшь, - брезгливо поморщился дэв.
– Сам сейчас увидишь!
Вывел Касмарт старика, подвёл его к дэву и говорит:
– Ну вот, сам погляди! – и на червяка показывает, которого только что на плечо старику положил.
– Да уж, - вздохнул дэв, - спасибо, что предупредил!
– Ну вот, видишь, я тебе снова помог!
– Угу, - согласился дэв.
– Ну, так может, ты в благодарность за это оставишь наш аул в покое?
– Так и быть, оставлю! – тяжело вздохнул дэв и уже хотел уйти, но Касмарт его остановил.
– Постой! – окликнул он дэва. – Я же тебе два раза помог, значит, ты два раза должен меня отблагодарить, так?
– Так!
– Тогда верни моих овец, которых ты у меня украл!
– Не брал я никаких овец! – попытался оправдаться дэв.
– Понимаешь, если бы это были мои овцы, я бы тебе их просто так отдал, но это овцы бая, а он такой человек, что любого шайтана из-под земли достанет. Если он узнает, что это ты его овец украл, не снести тебе головы!
– Хорошо, верну, - пробурчал дэв. – Только ты их сам забирай – бестолковые они, не слушаются меня, в разные стороны разбредаются.
– Так и быть, - согласился пастух, - вместе пойдём!
Вот идут они – дэв впереди, а Касмарт за ним следует, не отстаёт. Дошли до речки, а через неё дощатый мосток переброшен. Пошли они по мостку, а как на середине оказались, дэв остановился и говорит пастуху:
– Глянь, а не твои ли это овцы пасутся?
– Где? – спрашивает Касмарт.
– А во-о-он там!
– Да где же? – не видит пастух.
– А на пастбище водяного! – дэв с рёвом попытался сбросить пастуха с мостка, да только Касмарт, давно раскусивший его хитрость, увернулся, и дэв с грохотом плюхнулся в воду.
Речные квакушки подумали, что это лягушачий бог послал им большое толстое бревно, о котором они давно просили. Обрадовались они, облепили бревно-дэва и принялись горланить свои лягушачьи песни на все лады.
Ох, и потешное было зрелище! Чтобы послушать бесплатный концерт и посмотреть на посрамлённого дэва, сом выбрался из тины, раки повылазили из нор и даже рыбы высунулись из воды, не в силах противиться всеобщему веселью.
Стыдился дэв вылезать из реки под всеобщий хохот, да делать нечего – не ровен час и вправду бревном станешь. Отряхнулся он от лягушек да от водорослей, выбрался на берег и как даст стрекоча – только его и видели.
А Касмарт вернулся в дом старика, разузнал у него, где дэвова пещера, и поспешил туда. К счастью, овцы не успели разбрестись – уж больно сочная и лакомая трава росла возле пещеры. Собрал их пастух и повёл в свой аул.
По возвращении ему, конечно, досталось от бая, зато вскоре слава о нём пошла по всей округе. Когда кого-то хотели похвалить за смекалку и находчивость, говорили «ну ты и хитрый, прямо как Касмарт». А ещё в честь пастуха речку назвали, ту самую, над которой он дэва в третий раз перехитрил. Речка эта протекает через село Рыскулово Саракташского района Оренбургской области, и до сей поры зовётся Касмаркой.
А что же стало с дэвом? Больше он ни в том, ни в соседних аулах не появлялся, боялся, что его даже куры поднимут на смех. И вообще после того случая дэвы стали очень осторожны: перестали кушать стариков, а пастухов так попросту избегали – вдруг они все такие же хитрые как Касмарт?